Сибирские огни, 1977, №5
«Красный Октябрь» и т. д. Лишь к кон цу 1922 года, когда Ф. Березовский уже около года работал в Новониколаевске, а редактором «Красноярского рабочего» стал переведенный из Омска поэт -А. Оленич-Гнененко, газета увеличила публикацию художественных произве дений. В 1923 г. она печатала сочине ния около 20 авторов и трижды (в фев рале, апреле и июле) выпустила литера турную страницу. В первой половине 20-х годов Красноярск не дал новых значительных писателей, но в этот пе риод, хотя и кратковременно, в нем жили и вели литературную работу та кие известные сибирские писатели, как В. Итин, Ф. Березовский, П. Петров, А. Оленич-Гнененко. * * * К числу сильнейших в Сибири отно силось в начале 20-х годов Иркутское литературно-художественное объеди нение (ИЛХО). В истории его выделя ются два периода. Первое ИЛХО возникло в мае 1920 го да по инициативе поэта-футуриста А. Анчарова, поэта и этнографа Е. Ти това и было известно такж е под назва нием «Барки поэтов». В него входили поэты разных художественных стилей, поклонники модных литературных те чений и школ. Были здесь и представи тели пролетарской поэзии: А. Вечерний (Голйнковский), И. Славнин, Н. Хребтов- ский. Но большую часть группы состав ляли сторонники, а нередко просто эпигоны символизма, футуризма и дру гих «измов» (А. Анчаров, Е. Титов, A. Мейсельман, С. Алякринский, B. Блюменфельд, М. Имрей, А. Шоста кович, И. Гаевский, М. Третеская, Н. Шастина, Н. Подгоричани и др.). Один из участников «Барки» А. Ве черний писал об эстетическом и идеоло гическом разброде в ней: «Было очень пестро. Увлекались Александром Бло ком, а еще больше КузминыМ (крыло эстетов). Но и помимо того, чего тут только не было: и японская поэзия, и гражданские мотивы, и театр марионе ток, и порнография, и ритмическая гим настика, и философские фрагменты. Попытки оформиться (если не идеоло гически, то формально) делались, но, конечно, должны были кончиться неиз бежным крахом ввиду пестроты лите ратурных направлений и резко выра женной идеологической индивидуально сти отдельных членов» («Красные зори», 1923, № 5). «Барка» провела немало закрытых и открытых «поэзо-вече- ров», тон и содержание которых опре деляли прежде всего поэты эстетско-де кадентского толка. В этом свете объяв ленную группой цель — «приобщение широких масс к сокровищнице миро вой литературы»—можно воспринимать как иронию. Мотивы творчества и эстетическое разногласие «Барки» отразились в сбор нике «Отзвуки» (1921). Содержание его было весьма далеким от насущных проблем и процессов своего времеци. Поэты воспевали «искры жизнеродя щих огней», «кровавую нежность» гиль отины, идеал жизни — «стать пилигри мом розы». Иногда они искали тихого местечка в жизни, рыдали над собой, даже замыкались в безысходной тоске, отрешенности. Лишь стихи Д. Олерона (Глушкова) выпадали из этого хора да стихи А. Вечернего «Перед штурмом» и рассказ И. Гольдберга «Человек с ружьем», в которых поднимались темы гражданской войны. Преобладали же в сборнике эстетско-декадентские моти вы, которые потом продолжал и сбор ник Е. Титова «Стихотворения» (1923). Не имея корней в реальной жизни, которые питали бы художников новы ми темами, идеями, чувствами, «Барка поэтов» к концу 1922 года распалась. В это же время возникает второе ИЛХО, принципиально отличавшееся от первого. Летом 1922 г. при газете «Власть труда» был создан газетный кружок, в котором вскоре выделилась группа талантливой молодежи: Д. Ал- таузен, В. Друзин, И. Молчанов (Олег Имов), М. Скуратов (Вельский), И. Ут кин и др. Ж елая серьезно заняться ли тературным творчеством, эта группа образовала при Иркутском университе те «Кружок молодых поэтов» и даже приняла в августе свой «Программный устав». Кружковцы устраивали вечер ние беседы, читали художественную ли тературу, в том числе свои сочинения, горячо обсуждали их. Вначале они по лучали помощь от преподавателей уни верситета (Л. Г. Михалкович и др.), а также от некоторых членов «Барки» (Е. Титов, А. Мейсельман и др.). Но мо лодые поэты-комсомольцы, как писал один из них — М. Скуратов (Вельский), «сразу же приняли уклон в сторону революционного восприятия действи тельности» и потому вскоре порвали со своими учителями, довольно категорич но посчитав их «консервативными на ставниками, которые хотели заживо похоронить ассоциацию пролетарских поэтов в академизме и рабском поклоне нии традиционной формальной поэтике» («Власть труда», 1924, 18 мая). Вместе с 'тем, молодые поэты остава лись наиболее активной частью газетного кружка, устраивали в нем литературные доклады и дискуссии, работали в редак ции «Власти труда». В январе 1923 года молодые поэты и группа сотрудников газеты (Г. Ржанов, А. Вечерний, Н. Хреб- товский, А. .Оборин и др.) начали изда вать журнал «Красные зори». Общая работа в газете и журнале сплотила по этов и журналистов, привела их к соз данию единого литературного объедине ния. 28 февраля 1923 года «Власть тру да» сообщала, что при редакции журнала «Красные зори» организовалась литера
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2