Сибирские огни, 1977, №5
В мае 1923 г. при Доме работников просвещения заново создается литера турное объединение Томска, в него во шло сначала 37 человек, главным об разом начинающих авторов. В июне 1924 г. оно приняло платформу москов ской группы пролетарских писателей «Октябрь», разработало свой устав и, уже как группа «Октябрь», существова ло до лета 1926 года. К этому времени в нем осталось около 15 активных уча стников. Доклады, дискуссии, чтение и обсуждение новых сочинений составля ли основное содержание воскресных заседаний группы. Работа шла доволь но активно и регулярно, заседания ча сто бывали открытыми, иногда совмест но с литкружками школ’ и клубов. Участники группы обсудили 294 стихот ворения, 69 рассказов и повестей, 11 пьес своих товарищей («Красное зна мя», 1926, 25 апреля). Печатались они большей частью в газете «Красное зна мя», которая систематически выпускала литературную страницу. В одном толь ко 1924 г. она опубликовала произведе ния более 50 молодых литераторов. Не которые томские авторы (П. Устюгов, Дядя Саша, Б. Несмелов, А. Козлов, С. Савельев и др.) в 1922-25 годах пе чатались такж е в газете «Советская Си бирь», в журналах «Сибирские огни», «Сибирь» и в центральных изданиях. * * * В Красноярске, освобожденном от колчаковщины в январе 1920 года, уже в феврале началось собирание литера турных сил и даже был выпущен один номер сатирического журнала «Красный бич». В сентябре там организовался литературно-газетный кружок, который поставил своей целью привлечь к ли тературному творчеству молодежь. Со став его был неоднородны^ как по ху дожественным взглядам и вкусам, так и по уровню развития, по культуре участников: в него входили и уже опыт ные литераторы, и газетчики, и нович ки —1кое-кто из них даже не представ лял себе, как писать. Кружок обсуждал новые сочинения своих авторов, прово дил иногда вечера поэтов. Тем не менее, в литературной жизни Красноярска несомненно наступал подъ ем. Он проявился не только в создании кружка, но и в том, что в (Коллегию Ли то все больше поступало художествен ных произведений от трудящихся; рос ла публикация произведений в газетах; Лито начало подготовку к изданию ли тературно-художественного сборника. Сочинения молодых авторов печатала прежде всего газета «Красноярский ра бочий», которая с сентября 1920 г. на чала выпускать (правда, нерегулярно) литературную страницу под названием «Цветы в тайге». В ней приняли участие многие литераторы, в том числе В. Итин, П. Кочетков, Н. Салмина, В. Юнусов, Е. Долгоруков. С февраля 1921 г., когда решено было сделать лите ратурно-художественный отдел в газете постоянным, выступили новые авторы: В. Высоцкий, Н. Аркадина, Н. Аристов, А. Серов и другие. Активным организа тором литературной работы в городе и руководителем кружка с момента его возникновения был талантливый поэт Вивиан Итин, творчество которого нача лось еще до революции в Петербурге. Однако с весны 1921 г. в литературной жизни Красноярска происходит резкий спад. Едва ли не главной причиной его явилась статья Ф. Березовского «К воп росу о новых путях». Ф. Березовский, писатель-большевик, начало творчества которого относится еще к 1900 году, ак тивный участник революции, работал тогда в Красноярске председателем Ени сейского губисполкома. В своей статье он обрушился на новые течения в лите ратуре: «Современная канитель футури стов, импрессионистов и всяких других истов — это вымученная искусствен ность», это «старое ковырянье в рас хлябанной, растерявшейся буржуазной психологии интеллигентов, ничего обще го не имеющее с «новым пролетарским искусством» и ничего чисто пролетар ского» («Красноярский рабочий», 1921, 17 апреля). Автор статьи не дифферен цировал новые течения, не выделял в них разных писателей. Демонстрируя нетерпимое отношение к писателям бес партийным, поэтам из интеллигенции, он отправлял их «в мусорный ящик истории искусства» всех скопом, в том числе Бурлюка, Каменского, Маяков ского. Их подражателем в Красноярске он объявил В. Итина. Его стихотворение «Синий жемчуг», вернее, лишь первую строфу, он назвал «чепухой», в которой отказывался разобраться, ибо, «кроме пустоты и скуки, ничего не чувствовал». Стихотворение, конечно, не заслужива ло такой резкой оценки. В нем поэт в ярких романтических тонах рисует мечту людей со времен Дедала о полете в небо, об упоении полетом в голубое царство, которое всегда манит «безум ных искателей чудес». Ф. Березовский не учел того, что в его положении статья, независимо от воли автора, при обретает оттенок директивности с соот ветствующей необходимостью в оргме- рах. Так или иначе, результат был один: в газете «Красноярский рабочий» закрылась литературная страница, рез ко сократилась публикация художест венных произведений, В. Итин был пе реброшен на работу в Канск, и, естественно, замерла деятельность лите ратурного кружка. В течение нескольких последующих лет общего литературного объединения в Красноярске не сложилось, и литера турную жизнь составляла работа круж ков при клубах и учреждениях, напри мер, при секции работников печати, при Доме просвещения, при клубе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2