Сибирские огни, 1977, №5

В мае 1923 г. при Доме работников просвещения заново создается литера­ турное объединение Томска, в него во­ шло сначала 37 человек, главным об­ разом начинающих авторов. В июне 1924 г. оно приняло платформу москов­ ской группы пролетарских писателей «Октябрь», разработало свой устав и, уже как группа «Октябрь», существова­ ло до лета 1926 года. К этому времени в нем осталось около 15 активных уча­ стников. Доклады, дискуссии, чтение и обсуждение новых сочинений составля­ ли основное содержание воскресных заседаний группы. Работа шла доволь­ но активно и регулярно, заседания ча­ сто бывали открытыми, иногда совмест­ но с литкружками школ’ и клубов. Участники группы обсудили 294 стихот­ ворения, 69 рассказов и повестей, 11 пьес своих товарищей («Красное зна­ мя», 1926, 25 апреля). Печатались они большей частью в газете «Красное зна­ мя», которая систематически выпускала литературную страницу. В одном толь­ ко 1924 г. она опубликовала произведе­ ния более 50 молодых литераторов. Не­ которые томские авторы (П. Устюгов, Дядя Саша, Б. Несмелов, А. Козлов, С. Савельев и др.) в 1922-25 годах пе­ чатались такж е в газете «Советская Си­ бирь», в журналах «Сибирские огни», «Сибирь» и в центральных изданиях. * * * В Красноярске, освобожденном от колчаковщины в январе 1920 года, уже в феврале началось собирание литера­ турных сил и даже был выпущен один номер сатирического журнала «Красный бич». В сентябре там организовался литературно-газетный кружок, который поставил своей целью привлечь к ли­ тературному творчеству молодежь. Со­ став его был неоднородны^ как по ху­ дожественным взглядам и вкусам, так и по уровню развития, по культуре участников: в него входили и уже опыт­ ные литераторы, и газетчики, и нович­ ки —1кое-кто из них даже не представ­ лял себе, как писать. Кружок обсуждал новые сочинения своих авторов, прово­ дил иногда вечера поэтов. Тем не менее, в литературной жизни Красноярска несомненно наступал подъ­ ем. Он проявился не только в создании кружка, но и в том, что в (Коллегию Ли­ то все больше поступало художествен­ ных произведений от трудящихся; рос­ ла публикация произведений в газетах; Лито начало подготовку к изданию ли­ тературно-художественного сборника. Сочинения молодых авторов печатала прежде всего газета «Красноярский ра­ бочий», которая с сентября 1920 г. на­ чала выпускать (правда, нерегулярно) литературную страницу под названием «Цветы в тайге». В ней приняли участие многие литераторы, в том числе В. Итин, П. Кочетков, Н. Салмина, В. Юнусов, Е. Долгоруков. С февраля 1921 г., когда решено было сделать лите­ ратурно-художественный отдел в газете постоянным, выступили новые авторы: В. Высоцкий, Н. Аркадина, Н. Аристов, А. Серов и другие. Активным организа­ тором литературной работы в городе и руководителем кружка с момента его возникновения был талантливый поэт Вивиан Итин, творчество которого нача­ лось еще до революции в Петербурге. Однако с весны 1921 г. в литературной жизни Красноярска происходит резкий спад. Едва ли не главной причиной его явилась статья Ф. Березовского «К воп­ росу о новых путях». Ф. Березовский, писатель-большевик, начало творчества которого относится еще к 1900 году, ак ­ тивный участник революции, работал тогда в Красноярске председателем Ени­ сейского губисполкома. В своей статье он обрушился на новые течения в лите­ ратуре: «Современная канитель футури­ стов, импрессионистов и всяких других истов — это вымученная искусствен­ ность», это «старое ковырянье в рас­ хлябанной, растерявшейся буржуазной психологии интеллигентов, ничего обще­ го не имеющее с «новым пролетарским искусством» и ничего чисто пролетар­ ского» («Красноярский рабочий», 1921, 17 апреля). Автор статьи не дифферен­ цировал новые течения, не выделял в них разных писателей. Демонстрируя нетерпимое отношение к писателям бес­ партийным, поэтам из интеллигенции, он отправлял их «в мусорный ящик истории искусства» всех скопом, в том числе Бурлюка, Каменского, Маяков­ ского. Их подражателем в Красноярске он объявил В. Итина. Его стихотворение «Синий жемчуг», вернее, лишь первую строфу, он назвал «чепухой», в которой отказывался разобраться, ибо, «кроме пустоты и скуки, ничего не чувствовал». Стихотворение, конечно, не заслужива­ ло такой резкой оценки. В нем поэт в ярких романтических тонах рисует мечту людей со времен Дедала о полете в небо, об упоении полетом в голубое царство, которое всегда манит «безум­ ных искателей чудес». Ф. Березовский не учел того, что в его положении статья, независимо от воли автора, при­ обретает оттенок директивности с соот­ ветствующей необходимостью в оргме- рах. Так или иначе, результат был один: в газете «Красноярский рабочий» закрылась литературная страница, рез­ ко сократилась публикация художест­ венных произведений, В. Итин был пе­ реброшен на работу в Канск, и, естественно, замерла деятельность лите­ ратурного кружка. В течение нескольких последующих лет общего литературного объединения в Красноярске не сложилось, и литера­ турную жизнь составляла работа круж­ ков при клубах и учреждениях, напри­ мер, при секции работников печати, при Доме просвещения, при клубе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2