Сибирские огни, 1977, №5

были выпущены сборник стихов А. Ка­ раваевой «Чертополошье» и второй ли­ тературный сборник «Рабочие зори». Наконец, в 1924 году Алтайское Лито сделало попытку издавать своими си­ лами ежемесячный литературно-худо­ жественный и научно-популярный жур­ нал «Алтайская деревня». В журнале приняли участие А. Маленький, Г. Пуш- карев, А. Коптелов, А. Топоров, А. Ка­ раваева и другие. Но для такого изда­ ния местных литературных сил оказа­ лось недостаточно, и после второго номера выход журнала прекратился. * * * В Томске в начале 20-х годов литера­ турные силы были слабее, чем в Ом­ ске, Новониколаевске или Барнауле, тем не менее, литературный кружок возник здесь через полтора месяца после осво­ бождения города от колчаковцев. 6 фев­ раля 1920 года на общем собрании поэ­ тов была образована литературная сек­ ция Пролеткульта, в которую вошли литераторы разных художественных взглядов и направлений, преимущест­ венно начинающие. Секция открыла студию, где молодые авторы слушали доклады, изучали теорию стиха, обсуж­ дали свои сочинения. В апреле студия организовала выставку произведений более 20 своих поэтов, среди кото­ рых было несколько рабочих и кре­ стьян. Выставка вызвала широкий общест­ венный интерес, о ней появились от­ клики в местной печати. Рецензент газеты «Знамя революции» разделил ав­ торов выставки на две группы. Поэты- интеллигенты, по его мнению, в основ­ ном лирики, «привыкшие свободно об­ ращаться со стихотворной формой», но их гражданские стихи вялы и бесцвет­ ны, во многих произведениях сквозит чувство растерянности, пустоты, безыс­ ходности. Из поэтов-футуристов он вы ­ делял Б. Перелешина за «тонкое чувст­ во меры» и «острое ощущение красоты», хотя находил у него вычурные мысли и надуманные образы. К другой груп­ пе рецензент относил поэтов из рабо­ чих и крестьян, которые, как он писал, «выражают свои классовые идеалы» и которым свойственно «нормальное вос­ приятие жизни». Но рецензент не от­ метил, что стихи их часто были далеки от совершенства, иногда просто негра­ мотны, в том числе и приведенные в рецензии. Весьма спорным, в частности, было его утверждение, что «гнилая ще- лявая хата» у Ольги Лакеевой — это настоящее «словотворчество». Некото­ рых авторов по их настроениям и мо­ тивам рецензент поставил в промежу­ точное положение, например, С. Савель­ ева с его прозаическими миниатюрами «Красный конь» и «Вор», из которых вторая, по его мнению, «производит не­ отразимое впечатление» («Знамя рево­ люции», 1920, 17 апреля). Выставка привлекала внимание об­ щественности еще и своими дискуссия­ ми. Целую неделю поэты — участники выставки выступали с докладами и об­ суждали злободневные литературные вопросы: о возникновении пролетар­ ской поэзии, о современных литератур­ ных течениях (прежде всего — о футуризме), об их отношении к проле­ тарскому искусству. Переполненная ау­ дитория с глубоким интересом следила за прениями, горячо вмешивалась в спо­ ры, бурей аплодисментов встречала чте­ ние лучших произведений футуристов. Местная газета отмечала, что «неделя поэзии» имела «важное культурное значение для Томска». Однако с июня 1920 года работа ли­ тературного кружка резко ослабевает, собрания его становятся редкими и слу­ чайными. В конце года на них были за­ слушаны доклады Н. Арлюк «Новое о Пушкине» и Н. Тихомирова «Златопол- день русской лирики (о символизме)». В августе 1921 г. в городском саду был устроен вечер поэтов, на котором вы­ ступили со своими стихами лишь два ав­ тора: Дядя Саша и Плуг (из Иркутска); в декабре состоялся вечер памяти Н. А. Некрасова. Осенью того же года группа активистов предприняла попытку вновь объединить литераторов города, органи­ зовать их работу, устроить выставку по примеру прошлогодней, но попытка эта не удалась. И снова редкие спора­ дические собрания разного состава, на которых то декан рабфака при универ­ ситете Русаков прочитает лекцию о пролетарской культуре и поэзии, то М. Обездоленный (Михин) — свою анти­ религиозную драму «Умирающие боги». И так — до весны 1923 года. Городского объединения не существовало, но начи­ нающие авторы были, они продолжали работать, хотя и разобщенно, каждый в одиночку. Газета «Красное знамя» (до 1 октября 1921 года — «Знамя револю­ ции») публиковала тогда сочинения многих молодых литераторов, а в ок­ тябре 1922 г. несколько раз выпустила литературную страницу. Печатались в те годы и книги отдель­ ных томских авторов. В 1921 г. вышли сборники стихов Дяди Саши «Частуш­ ки», Б. Перелешина, Н. Тихомирова, Б. Несмелова «Четвертый год», в 1922^- сборники А. Богуславского «Переклик» и В. Лирика «Беседка». Критик «Си­ бирских огней» В. Правдухин отмечал, что в книжечке Дяди Саши, о которой «трудно сказать, что в ней принадлежит автору и что народному творчеству», частушки «звучат часто ярко и остро и порой красочно отражают революции онные события». В сборнике трех поэ­ тов он выделил стихи Б. Перелешина, в которых нашел «удачные и легкие образы». Сборники А. Богуславского и В. Лирика получили тогда в печати от­ рицательные отзывы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2