Сибирские огни, 1977, №5
были выпущены сборник стихов А. Ка раваевой «Чертополошье» и второй ли тературный сборник «Рабочие зори». Наконец, в 1924 году Алтайское Лито сделало попытку издавать своими си лами ежемесячный литературно-худо жественный и научно-популярный жур нал «Алтайская деревня». В журнале приняли участие А. Маленький, Г. Пуш- карев, А. Коптелов, А. Топоров, А. Ка раваева и другие. Но для такого изда ния местных литературных сил оказа лось недостаточно, и после второго номера выход журнала прекратился. * * * В Томске в начале 20-х годов литера турные силы были слабее, чем в Ом ске, Новониколаевске или Барнауле, тем не менее, литературный кружок возник здесь через полтора месяца после осво бождения города от колчаковцев. 6 фев раля 1920 года на общем собрании поэ тов была образована литературная сек ция Пролеткульта, в которую вошли литераторы разных художественных взглядов и направлений, преимущест венно начинающие. Секция открыла студию, где молодые авторы слушали доклады, изучали теорию стиха, обсуж дали свои сочинения. В апреле студия организовала выставку произведений более 20 своих поэтов, среди кото рых было несколько рабочих и кре стьян. Выставка вызвала широкий общест венный интерес, о ней появились от клики в местной печати. Рецензент газеты «Знамя революции» разделил ав торов выставки на две группы. Поэты- интеллигенты, по его мнению, в основ ном лирики, «привыкшие свободно об ращаться со стихотворной формой», но их гражданские стихи вялы и бесцвет ны, во многих произведениях сквозит чувство растерянности, пустоты, безыс ходности. Из поэтов-футуристов он вы делял Б. Перелешина за «тонкое чувст во меры» и «острое ощущение красоты», хотя находил у него вычурные мысли и надуманные образы. К другой груп пе рецензент относил поэтов из рабо чих и крестьян, которые, как он писал, «выражают свои классовые идеалы» и которым свойственно «нормальное вос приятие жизни». Но рецензент не от метил, что стихи их часто были далеки от совершенства, иногда просто негра мотны, в том числе и приведенные в рецензии. Весьма спорным, в частности, было его утверждение, что «гнилая ще- лявая хата» у Ольги Лакеевой — это настоящее «словотворчество». Некото рых авторов по их настроениям и мо тивам рецензент поставил в промежу точное положение, например, С. Савель ева с его прозаическими миниатюрами «Красный конь» и «Вор», из которых вторая, по его мнению, «производит не отразимое впечатление» («Знамя рево люции», 1920, 17 апреля). Выставка привлекала внимание об щественности еще и своими дискуссия ми. Целую неделю поэты — участники выставки выступали с докладами и об суждали злободневные литературные вопросы: о возникновении пролетар ской поэзии, о современных литератур ных течениях (прежде всего — о футуризме), об их отношении к проле тарскому искусству. Переполненная ау дитория с глубоким интересом следила за прениями, горячо вмешивалась в спо ры, бурей аплодисментов встречала чте ние лучших произведений футуристов. Местная газета отмечала, что «неделя поэзии» имела «важное культурное значение для Томска». Однако с июня 1920 года работа ли тературного кружка резко ослабевает, собрания его становятся редкими и слу чайными. В конце года на них были за слушаны доклады Н. Арлюк «Новое о Пушкине» и Н. Тихомирова «Златопол- день русской лирики (о символизме)». В августе 1921 г. в городском саду был устроен вечер поэтов, на котором вы ступили со своими стихами лишь два ав тора: Дядя Саша и Плуг (из Иркутска); в декабре состоялся вечер памяти Н. А. Некрасова. Осенью того же года группа активистов предприняла попытку вновь объединить литераторов города, органи зовать их работу, устроить выставку по примеру прошлогодней, но попытка эта не удалась. И снова редкие спора дические собрания разного состава, на которых то декан рабфака при универ ситете Русаков прочитает лекцию о пролетарской культуре и поэзии, то М. Обездоленный (Михин) — свою анти религиозную драму «Умирающие боги». И так — до весны 1923 года. Городского объединения не существовало, но начи нающие авторы были, они продолжали работать, хотя и разобщенно, каждый в одиночку. Газета «Красное знамя» (до 1 октября 1921 года — «Знамя револю ции») публиковала тогда сочинения многих молодых литераторов, а в ок тябре 1922 г. несколько раз выпустила литературную страницу. Печатались в те годы и книги отдель ных томских авторов. В 1921 г. вышли сборники стихов Дяди Саши «Частуш ки», Б. Перелешина, Н. Тихомирова, Б. Несмелова «Четвертый год», в 1922^- сборники А. Богуславского «Переклик» и В. Лирика «Беседка». Критик «Си бирских огней» В. Правдухин отмечал, что в книжечке Дяди Саши, о которой «трудно сказать, что в ней принадлежит автору и что народному творчеству», частушки «звучат часто ярко и остро и порой красочно отражают революции онные события». В сборнике трех поэ тов он выделил стихи Б. Перелешина, в которых нашел «удачные и легкие образы». Сборники А. Богуславского и В. Лирика получили тогда в печати от рицательные отзывы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2