Сибирские огни, 1977, №5

политпросвета), которая должна была объединить писателей губернии. При секции организовался кружок, собрав­ ший около 30 литераторов. Значительную часть его составили уже известные поэ­ ты и беллетристы: А. Балин, А. Булга­ ков, А. Ершов, А. Жиляков, С. Исаков, П. Казанский, И. Модзалевский, А. Пиот­ ровский, Г. Пушкарев и др. В объедине­ ние вошло несколько газетных работни­ ков. И, конечно, в него влились молодые и вообще только начинающие авторы: Л. Лесная, А. Караваева, А. Квятковский, С. Ляликов, Г. Павлов, Агния Сенч и многие другие. В первые годы (1921—1923) Лито ра­ ботало очень активно, с большим энту­ зиазмом. Почти вся его работа проходи­ ла на еженедельных открытых заседа­ ниях — литературных «понедельниках», а потом «вторниках» и была довольно разнообразной по содержанию. Лито устраивало памятные и юбилейные соб­ рания, посвященные русским писателям (А. Блоку, В. Г. Короленко, Н. А. Некра­ сову), проводило тематические вечера, например, вечер детской литературы, вечер скандинавской литературы и т. д. Основное время на заседаниях Лито, как и в других городах, отводилось об­ суждению произведений местных авто­ ров. Вместе с тем «литовцы» знакоми­ лись, хотя и неглубоко, с более широким кругом литературы. Они читали и ана­ лизировали «Гаврилиаду» А. Пушкина, рассказы А. Толстого и И. Бунина, «Шо­ колад» А. Тарасова-Родионова и другие произведения русских писателей про­ шлого и настоящего. Участники кружка рассматривали также современные кри­ тические и теоретические работы, мате­ риалы журналов «Красная новь» и «Си­ бирские огни», разбирали творчество и рукописные журналы своих младших собратьев — начинающих авторов из школьных литкружков. Большое место в работе Барнаульско­ го литобъединения занимали доклады. Редко какие заседания обходились без них. С докладами выступали, как пра­ вило, сами участники кружка, вернее, небольшая группа лиц, наиболее подго­ товленных к выступлениям. Тематика докладов отличалась необычайной ши­ ротой и разнообразием. В некоторых докладах ставились общетеоретические вопросы искусства и культуры. Значи­ тельная часть их была посвящена сов­ ременной литературе («Об имажини­ стах», «О творчестве Маяковского», «О литературных течениях» и т. д.), творчеству сибирских писателей (С. Иса­ ков, П. Драверт). Но здесь же можно было услышать доклады на самые не­ ожиданные темы, мало связанные меж­ ду собой: о творчестве Ш. Бодлера и о революции в изобразительном искусст­ ве, об офортах Гойи и новых материа­ лах о Достоевском, о первом периоде 12. Сибирские огни № 5. творчества Микеланджело и об одном из романов Э. Берроуза о Тарзане. Не­ сомненно, что доклады отбирались по случайным признакам, стихийно, ибо в причудливой и безбрежной тематике их невозможно отыскать какую-либо си­ стему, целенаправленность. Однако, несмотря на хаотичность те­ матики, обсуждение докладов и произ­ ведений местных авторов на заседаниях носило энергичный, нередко бурный ха­ рактер и переходило иногда в диспуты по общим вопросам: об отражении дей­ ствительности в искусстве, о новых формах стихосложения и т. д. Впрочем, в дискуссиях недостатка не было: Лито специально устраивало их по некото­ рым вопросам и произведениям, инте­ ресовавшим аудиторию (даже по книге О. Шпенглера «Закат Европы»), О высокой активности Лито говорит и тот факт, что в течение одного 1921 года оно организовало шесть литератур­ ных конкурсов, причем четыре из них— до 1 мая. Эти первые конкурсы были чрезвычайно кратковременны — от двух недель до месяца с небольшим, и все же они собирали немало произведений: на конкурс сказок поступило 16 рукопи­ сей, а на лучшее произведение к 1 Мая — 43 рукописи. В первых четы­ рех конкурсах было премировано и по­ ощрено 17 произведений 12 авторов. Эти конкурсы, как и вся активная работа Лито, стимулировали творчество, при­ влекали в литературу талантливую мо­ лодежь. Все «литовцы» печатались прежде всего в местной газете «Красный Ал­ тай», сыгравшей важную роль в жизни многих молодых авторов. Она была для них не только первой печатной трибу­ ной, но часто также и учителем жизни и литературы. Вспоминая свою работу в «Красном Алтае», А. Караваева писа­ ла: «Это было не только наше доброе творческое пристанище, а, вернее, сред­ ство связи с жизнью большого края... А можно ли забыть, как постоянная связь с газетой воспитывала в познании художника особенную зоркость к явле­ ниям действительности, обостряла ра­ боту воображения и помогала из многого выбрать самое важное и примечатель­ ное» («Лит. Россия», 1966, 28 октября). В 1922—1925 гг. Л. Лесная, А. Пиот­ ровский, Г. Пушкарев, Г. Павлов, А. Ка­ раваева, И. Мухачев, А. Коптелов публи­ ковали свои произведения в «Сибирских огнях». В 1921 году писатели Барнаула издали первый коллективный сборник «Сноп» в помощь голодающим По­ волжья. В сибирской печати сборник вы­ звал положительные отклики. В част­ ности, В. Правдухин оценил в нем сти­ хи А. Валина, рассказы Г. Пушкарева «Хлеб везут» и А. Караваевой «Под искрами». В 1922 г. отдельными издани­ ями вышли сборники стихов «Алые су­ мерки» А. Пиотровского, «Жар-птица» Л. Лесной и сборник рассказов Г. Пуш­ карева «Детвора». А в следующем году

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2