Сибирские огни, 1977, №5

1922 года при объединении еженедельно работал специальный семинарий по изу­ чению техники стихосложения. Писатели «Артели» печатались сначала в газете «Рабочий путь», первым редак­ тором которой был поэт А. Оленич-Гне- ненко. В конце 1921 и начале 1922 года Лито и Сибирский художественно-про­ мышленный институт издали два номера журнала «Искусство», где были опубли­ кованы произведения многих опытных и молодых авторов. Журнал этот, несмотря на его кратковременность, помимо об­ щего значения как явления культуры в тяжелые годы разрухи и голода, сыграл такж е роль стимула художественного творчества и своей культурой заслужил одобрение рецензента «Правды». С са­ мого начала издания «Сибирских огней» многие писатели-омичи стали печатать­ ся в этом журнале. И уже в 1922 году в нем были опубликованы произведения Г. Вяткина, А. Сорокина, А. Оленича- Гнененко, П. Драверта, Н. Смирновой, Кс. Львовой, Г. Дружинина, в 1923 — Л. Мартынова. «Артель поэтов и писателей» прекра­ тила свою деятельность в июне 1922 го­ да. Анализируя итоги ее работы, Г. Вят- кин отмечал: «Артель» яйилась значи­ тельным культурным фактором в жизни Омска». В идейно-художественном плане она не составляла единства: в ней были представлены почти все основные лите­ ратурные течения тех лет. Пролетарское течение составляли всего два рабочих поэта, студенты рабфака, и з которых активно работал один П. Баженов, пи­ савший стихи на общественные темы. Этих тем не касались представители «левых» течений, которых «больше ув­ лекала форма, чем содержание, слово — цель, а не слово — средство». Г. Вяткин с одобрением отметил творчество начи­ нающих поэтов: В. Шебалина, Н. Кал­ мыкова, В. Берникова, Кс. Львовой, Е. Минина и некоторых других. Но осо­ бый интерес вызвал у него Леонид Мар­ тынов, по его мнению, «поэт еще очень юный и шаткий, находящийся под силь­ ным влиянием Маяковского и имажи­ нистов, но несомненно даровитый, с проблесками определенной самостоя­ тельности». Отметив однообразие и узость в работе «Артели», Г. Вяткин советовал перенести центр тяжести за­ нятий «в плоскость теоретической и историко-литературной работы». Он под­ черкивал необходимость изучения искусства прошлого: «Только в сопри­ косновении с мировой поэзией, в вечных родниках ее творческого духа можно черпать силы для собственного творче­ ства, для новых исканий и достижений» («Рабочий путь», 1922, 18 июня). В последующее время общего литера­ турного объединения в Омске не воз­ никало. В эти годы появлялись мелкие литературные кружки при клубах, учеб­ ных заведениях, например, при цент­ ральном Коммунистическом клубе, в котором обсуждались произведения Л. Сейфуллиной, Д. Бедного, Вс. Ивано­ ва, В. Зазубрина и других писателей. Какой-либо серьезной роли в развитии литературы эти кружки не сыграли, но они пропагандировали литературу, воз­ буждали интерес к ней в массах. Что касается писателей, то они продолжали работать, орентируясь теперь на окреп­ ший и всеми признанный журнал «Си­ бирские огни». Надо отметить, что в 1920—1925 гг. про­ изведения писателей-омичей выходили и отдельными изданиями. В Омске были изданы пьесы В. Рябова-Бельского «По­ следний заговор» (1920), С. Савченко «Недавно минувшие дни», И. Свадков- ского «Изобретатель», К. Соколова «Во­ роги» (1921), повесть в стихах для детей «Как дети буку искали» Г. Вяткина (1922), сборники стихов рабочего Ивано­ ва «За ушко да на солнышко», А. Пет­ ренко «Распятая» (1923), П. Антончика «Гудки» (1924). В Новониколаевске вы ­ шли книги стихов Г. Вяткина «Чаша любви» и П. Драверта «Сибирь» (1923). Необычайно быстро развивалась лите­ ратурная жизнь и в Новониколаевске, который с июня 1921 года стал админи­ стративно-политическим центром всей Сибири. Сразу после переезда сюда кра­ евых учреждений и редакций газет в городе организуется литературное объ­ единение. Для создания его было избра­ но оргбюро.во главе с В. Язвинским, которое рассмотрело основные организа­ ционные вопросы и подготовило проект устава. На собраниях новониколаевских литераторов 23 и 29 июля 'была образо­ вана «Артель» поэтов и писателей и принят ее устав. Организаторы считали это объединение самостоятельным впредь до вступления во Всероссийский Союз писателей в качестве местного его отде­ ления. «Артель» ставила себе следующие цели: «1) объединение литературных сил для участия в строительстве новой куль­ туры путем создания художественных ценностей и пропаганды идей искусства; 2) создание среды и обстановки, спо­ собствующих развитию и выявлению творческих сил членов артели; 3) вы ­ явление новых художников слова из народных масс и привлечение их к творческой работе» («Сов. Сибирь», 1921, 28 июля). Собрание обратилось ко всем литераторам с предложением вступать в «Артель». В «Артель» принимались представите­ ли всех литературных течений, им ста­ вилось лишь одно условие: активно ра­ ботать в кружке. Прием производился по рекомендации художественного совета (Б. Благодатный, Н. Шестаков, В. Яз- винский), который отбирал кандидатуры по анкетам авторов и на основе оценки их произведений. На собрании 14 авгу­ ста в члены «Артели» были приняты первые 20 литераторов Новониколаевска: Б. Благодатный, И. Ерошин, К. Тупиков (Урманов), В. Язвинский, В. Далматов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2