Сибирские огни, 1977, №5
1922 года при объединении еженедельно работал специальный семинарий по изу чению техники стихосложения. Писатели «Артели» печатались сначала в газете «Рабочий путь», первым редак тором которой был поэт А. Оленич-Гне- ненко. В конце 1921 и начале 1922 года Лито и Сибирский художественно-про мышленный институт издали два номера журнала «Искусство», где были опубли кованы произведения многих опытных и молодых авторов. Журнал этот, несмотря на его кратковременность, помимо об щего значения как явления культуры в тяжелые годы разрухи и голода, сыграл такж е роль стимула художественного творчества и своей культурой заслужил одобрение рецензента «Правды». С са мого начала издания «Сибирских огней» многие писатели-омичи стали печатать ся в этом журнале. И уже в 1922 году в нем были опубликованы произведения Г. Вяткина, А. Сорокина, А. Оленича- Гнененко, П. Драверта, Н. Смирновой, Кс. Львовой, Г. Дружинина, в 1923 — Л. Мартынова. «Артель поэтов и писателей» прекра тила свою деятельность в июне 1922 го да. Анализируя итоги ее работы, Г. Вят- кин отмечал: «Артель» яйилась значи тельным культурным фактором в жизни Омска». В идейно-художественном плане она не составляла единства: в ней были представлены почти все основные лите ратурные течения тех лет. Пролетарское течение составляли всего два рабочих поэта, студенты рабфака, и з которых активно работал один П. Баженов, пи савший стихи на общественные темы. Этих тем не касались представители «левых» течений, которых «больше ув лекала форма, чем содержание, слово — цель, а не слово — средство». Г. Вяткин с одобрением отметил творчество начи нающих поэтов: В. Шебалина, Н. Кал мыкова, В. Берникова, Кс. Львовой, Е. Минина и некоторых других. Но осо бый интерес вызвал у него Леонид Мар тынов, по его мнению, «поэт еще очень юный и шаткий, находящийся под силь ным влиянием Маяковского и имажи нистов, но несомненно даровитый, с проблесками определенной самостоя тельности». Отметив однообразие и узость в работе «Артели», Г. Вяткин советовал перенести центр тяжести за нятий «в плоскость теоретической и историко-литературной работы». Он под черкивал необходимость изучения искусства прошлого: «Только в сопри косновении с мировой поэзией, в вечных родниках ее творческого духа можно черпать силы для собственного творче ства, для новых исканий и достижений» («Рабочий путь», 1922, 18 июня). В последующее время общего литера турного объединения в Омске не воз никало. В эти годы появлялись мелкие литературные кружки при клубах, учеб ных заведениях, например, при цент ральном Коммунистическом клубе, в котором обсуждались произведения Л. Сейфуллиной, Д. Бедного, Вс. Ивано ва, В. Зазубрина и других писателей. Какой-либо серьезной роли в развитии литературы эти кружки не сыграли, но они пропагандировали литературу, воз буждали интерес к ней в массах. Что касается писателей, то они продолжали работать, орентируясь теперь на окреп ший и всеми признанный журнал «Си бирские огни». Надо отметить, что в 1920—1925 гг. про изведения писателей-омичей выходили и отдельными изданиями. В Омске были изданы пьесы В. Рябова-Бельского «По следний заговор» (1920), С. Савченко «Недавно минувшие дни», И. Свадков- ского «Изобретатель», К. Соколова «Во роги» (1921), повесть в стихах для детей «Как дети буку искали» Г. Вяткина (1922), сборники стихов рабочего Ивано ва «За ушко да на солнышко», А. Пет ренко «Распятая» (1923), П. Антончика «Гудки» (1924). В Новониколаевске вы шли книги стихов Г. Вяткина «Чаша любви» и П. Драверта «Сибирь» (1923). Необычайно быстро развивалась лите ратурная жизнь и в Новониколаевске, который с июня 1921 года стал админи стративно-политическим центром всей Сибири. Сразу после переезда сюда кра евых учреждений и редакций газет в городе организуется литературное объ единение. Для создания его было избра но оргбюро.во главе с В. Язвинским, которое рассмотрело основные организа ционные вопросы и подготовило проект устава. На собраниях новониколаевских литераторов 23 и 29 июля 'была образо вана «Артель» поэтов и писателей и принят ее устав. Организаторы считали это объединение самостоятельным впредь до вступления во Всероссийский Союз писателей в качестве местного его отде ления. «Артель» ставила себе следующие цели: «1) объединение литературных сил для участия в строительстве новой куль туры путем создания художественных ценностей и пропаганды идей искусства; 2) создание среды и обстановки, спо собствующих развитию и выявлению творческих сил членов артели; 3) вы явление новых художников слова из народных масс и привлечение их к творческой работе» («Сов. Сибирь», 1921, 28 июля). Собрание обратилось ко всем литераторам с предложением вступать в «Артель». В «Артель» принимались представите ли всех литературных течений, им ста вилось лишь одно условие: активно ра ботать в кружке. Прием производился по рекомендации художественного совета (Б. Благодатный, Н. Шестаков, В. Яз- винский), который отбирал кандидатуры по анкетам авторов и на основе оценки их произведений. На собрании 14 авгу ста в члены «Артели» были приняты первые 20 литераторов Новониколаевска: Б. Благодатный, И. Ерошин, К. Тупиков (Урманов), В. Язвинский, В. Далматов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2