Сибирские огни, 1977, №5
[. деятельности, обоюдно полезной и необ ходимой. И многие и з них, опытные и не лишенные таланта художники, сы грали большую роль в развитии литера турных способностей новой писательской молодежи. Таким образом, к началу 20-х годов в Сибири оказались крупные литератур ные силы, литературно-художественное творчество приобрело здесь необычай ный размах, во многих городах начали создаваться местные кружки и объеди нения писателей. В Омске весной 1920 г. при Сибгосизда- те образовалась литературно-художест венная секция — Лито. Секция опубли ковала обращение «К писателям и ху дожникам», в котором призывала их «к творчеству, к великой культурной рабо те просвещения рабочих и крестьянских масс». Своей же задачей секция поста вила «выявить литературно-художест венные таланты , скрытые в рабочей и крестьянской массе, и привлечь к твор честву старых писателей, ставших на сторону рабоче-крестьянской револю ции» («Сов. Сибирь», 1920, 20 апреля). К концу 1920 г. при секции организовался литературный кружок. В него вошли уже известные опытные писатели: А. Со рокин, Ф. Березовский, Г. Вяткин, Г. Дружинин, А. Оленич-Гнененко, И. Ерошин, Н. Янчевский. Но большую часть круж ка составили молодые или вообще только начинающие авторы: К. Урманов, В. Рябов-Вельский, В. Бер ников, К. Соколов, В. Каменев, С. Орлов, A. Куликов, В, Герман, П. Баженов, Н. Калмыков, А. Петренко, В. Шебалин, О. Черемшанова и др. Объединение это по эстетическим взглядам и вкусам было разнородным, в него входили сторонни ки различных литературных течений тех лет: реализма и символизма, проле тарской поэзии, имажинизма и футу ризма. Энергичную деятельность кружок раз вернул с ф евраля 1921 года, когда при редакции «Советской Сибири» открылся Дом печати и был избран президиум Лито (И. Свадковский, К. Соколов, B. Язвинский). Лито устраивало вечера поэзии, выпу скало «Живые альманахи», организовало диспут о путях развития пролетарского творчества, проводило публичные вы ступления писателей в рабочих клубах и учебных заведениях. Но основной фор мой работы кружка были еженедельные собрания — литературные «вторники», на которых участники читали и обсуждали свои произведения. Занятия эти носили неглубокий профессиональный и во мно гом стихийный характер, но на первых порах и особенно для молодых авторов они имели серьезное познавательное значение. На одном таком «вторнике» 26 июля опытный литератор Г. Вяткин сделал подробный критический анализ стихов начинавших поэтов Н. Калмыко ва и В. Шебалина. Отметив их талантли вость, он показал такж е пассивность, от сутствие полета в их стихах, раскрыл имевшиеся в них промахи незрелого со чинительства. Такие обсуждения явля лись для новичков первыми предметны ми уроками художественного творчества, начальной школой литературного ма стерства. Постепенно у писателей накапливался литературный материал. Небольшую часть его печатала «Советская Сибирь». На ее страницах публиковались фелье тоны на злободневные общественные те мы, стихи и рассказы В. Рябова-Бель- ского, К. Урманова, П. Баженова, И. Еро- шина и других авторов. Но газета не могла обеспечить публикацию всех про изведений кружковцев. В апреле Лито объявило о подготовке к изданию си бирского литературного сборника, а 7 июня сообщало, что материалы для сборника начали поступать. * * * В июне 1921 г. и з Омска в Новонико- лаевск переехали все сибирские краевые учреждения, в том числе редакция «Со ветской Сибири», а вместе с ней и часть литераторов (В. Язвинский, И. Ерошин> Н. Янчевский, К. Урманов и др.). Сбор ник издать не удалось, работа литера турного кружка замерла, хотя и нена долго. Через два месяца в Омске орга низовалось Лито Губполитпросвета, которое в октябре на базе кружка созда ло новое литобъединение города — «Ар тель поэтов и писателей». Помимо мно гих уже названных участников кружка, в «Артель» вошли новые авторы: талант ливый поэт, профессор минералогии П. Драверт, а из молодых — Л. Марты нов, Е. Минин, Кс. Львова, Н. Семенов, Е. Андреева и другие — всего до 30 ли тераторов. «Артель» приняла устав, ана логичный уставу Новониколаевской группы, и для руководства практической работой избрала совет в составе Ф. Ва сильева, Е. Минина, Г. Вяткина, Л. Мар тынова и Н. Калмыкова. Писатели «Артели» продолжали об суждать свои произведения на ежене дельных собраниях. Группа отмечала юбилейные даты классиков русской ли тературы, провела вечера памяти А. Бло ка, В. Короленко, Ф. Достоевского, Н. Некрасова. Она организовала инсце нированный суд над новыми течения ми — имажинизмом и футуризмом, во обще стала больше уделять внимания теоретическим вопросам литературы. Участники «Артели» выступали на соб раниях с различными докладами: «О фу туризме», «Религия и искусство», «Сти хотворение как художественная теоре ма» (С. Орлов), "«© лишних словах в стихе» (Н: Калмыков), «Научная критика художественной литературы» (Е. Ми нин), «Собирание произведений народ ного творчества» (Ф. Васильев). С марта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2