Сибирские огни, 1977, №5

[. деятельности, обоюдно полезной и необ­ ходимой. И многие и з них, опытные и не лишенные таланта художники, сы­ грали большую роль в развитии литера­ турных способностей новой писательской молодежи. Таким образом, к началу 20-х годов в Сибири оказались крупные литератур­ ные силы, литературно-художественное творчество приобрело здесь необычай­ ный размах, во многих городах начали создаваться местные кружки и объеди­ нения писателей. В Омске весной 1920 г. при Сибгосизда- те образовалась литературно-художест­ венная секция — Лито. Секция опубли­ ковала обращение «К писателям и ху­ дожникам», в котором призывала их «к творчеству, к великой культурной рабо­ те просвещения рабочих и крестьянских масс». Своей же задачей секция поста­ вила «выявить литературно-художест­ венные таланты , скрытые в рабочей и крестьянской массе, и привлечь к твор­ честву старых писателей, ставших на сторону рабоче-крестьянской револю­ ции» («Сов. Сибирь», 1920, 20 апреля). К концу 1920 г. при секции организовался литературный кружок. В него вошли уже известные опытные писатели: А. Со­ рокин, Ф. Березовский, Г. Вяткин, Г. Дружинин, А. Оленич-Гнененко, И. Ерошин, Н. Янчевский. Но большую часть круж ка составили молодые или вообще только начинающие авторы: К. Урманов, В. Рябов-Вельский, В. Бер­ ников, К. Соколов, В. Каменев, С. Орлов, A. Куликов, В, Герман, П. Баженов, Н. Калмыков, А. Петренко, В. Шебалин, О. Черемшанова и др. Объединение это по эстетическим взглядам и вкусам было разнородным, в него входили сторонни­ ки различных литературных течений тех лет: реализма и символизма, проле­ тарской поэзии, имажинизма и футу­ ризма. Энергичную деятельность кружок раз­ вернул с ф евраля 1921 года, когда при редакции «Советской Сибири» открылся Дом печати и был избран президиум Лито (И. Свадковский, К. Соколов, B. Язвинский). Лито устраивало вечера поэзии, выпу­ скало «Живые альманахи», организовало диспут о путях развития пролетарского творчества, проводило публичные вы ­ ступления писателей в рабочих клубах и учебных заведениях. Но основной фор­ мой работы кружка были еженедельные собрания — литературные «вторники», на которых участники читали и обсуждали свои произведения. Занятия эти носили неглубокий профессиональный и во мно­ гом стихийный характер, но на первых порах и особенно для молодых авторов они имели серьезное познавательное значение. На одном таком «вторнике» 26 июля опытный литератор Г. Вяткин сделал подробный критический анализ стихов начинавших поэтов Н. Калмыко­ ва и В. Шебалина. Отметив их талантли­ вость, он показал такж е пассивность, от­ сутствие полета в их стихах, раскрыл имевшиеся в них промахи незрелого со­ чинительства. Такие обсуждения явля­ лись для новичков первыми предметны­ ми уроками художественного творчества, начальной школой литературного ма­ стерства. Постепенно у писателей накапливался литературный материал. Небольшую часть его печатала «Советская Сибирь». На ее страницах публиковались фелье­ тоны на злободневные общественные те­ мы, стихи и рассказы В. Рябова-Бель- ского, К. Урманова, П. Баженова, И. Еро- шина и других авторов. Но газета не могла обеспечить публикацию всех про­ изведений кружковцев. В апреле Лито объявило о подготовке к изданию си­ бирского литературного сборника, а 7 июня сообщало, что материалы для сборника начали поступать. * * * В июне 1921 г. и з Омска в Новонико- лаевск переехали все сибирские краевые учреждения, в том числе редакция «Со­ ветской Сибири», а вместе с ней и часть литераторов (В. Язвинский, И. Ерошин> Н. Янчевский, К. Урманов и др.). Сбор­ ник издать не удалось, работа литера­ турного кружка замерла, хотя и нена­ долго. Через два месяца в Омске орга­ низовалось Лито Губполитпросвета, которое в октябре на базе кружка созда­ ло новое литобъединение города — «Ар­ тель поэтов и писателей». Помимо мно­ гих уже названных участников кружка, в «Артель» вошли новые авторы: талант­ ливый поэт, профессор минералогии П. Драверт, а из молодых — Л. Марты­ нов, Е. Минин, Кс. Львова, Н. Семенов, Е. Андреева и другие — всего до 30 ли­ тераторов. «Артель» приняла устав, ана­ логичный уставу Новониколаевской группы, и для руководства практической работой избрала совет в составе Ф. Ва­ сильева, Е. Минина, Г. Вяткина, Л. Мар­ тынова и Н. Калмыкова. Писатели «Артели» продолжали об­ суждать свои произведения на ежене­ дельных собраниях. Группа отмечала юбилейные даты классиков русской ли­ тературы, провела вечера памяти А. Бло­ ка, В. Короленко, Ф. Достоевского, Н. Некрасова. Она организовала инсце­ нированный суд над новыми течения­ ми — имажинизмом и футуризмом, во­ обще стала больше уделять внимания теоретическим вопросам литературы. Участники «Артели» выступали на соб­ раниях с различными докладами: «О фу­ туризме», «Религия и искусство», «Сти­ хотворение как художественная теоре­ ма» (С. Орлов), "«© лишних словах в стихе» (Н: Калмыков), «Научная критика художественной литературы» (Е. Ми­ нин), «Собирание произведений народ­ ного творчества» (Ф. Васильев). С марта

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2