Сибирские огни, 1977, №5
действии «На волостном суде», и тов. Ермилов (милиционер) написал драму в 4-х действиях «Песни свободы». Ука занные пьесы уже ставились местным культпросветом и имели большой успех». Успех этот вызывался чаще всего не художественными достоинствами пьес, не глубиной типизированного отображе ния в них явлений жизни, а злободнев ностью, внешней узнаваемостью эпизо дов и героев, известных зрителям. Од нако, начиная с пьес, молодые писатели, по мнению В. Правдухина, совершали первую большую ошибку. Многие из них даже не подозревали, что «пьеса — одна из сложнейших форм искусства... кото рая под силу лишь большим художни кам». Легкий успех слабых пьес отри цательно влиял на авторов и пагубно сказывался на самих произведениях. Критик отмечал, что , самодеятельные драматурги, как правило, строят свои пьесы «на длинных нежизненных раз говорах», «непременно стараются гово рить иностранными словами», берут са мые «крикливые» темы и сюжеты: «Отец убивает сына, сын — отца и по бедно кричит: «Да здравствуют трудя щиеся и Советская власть!» Или такой сюжет: «Встретились дочь или сын — коммунисты с отцом-контрреволюцио- нером и в пять минут сделали отца ком мунистом». Анализируя литературное творчество рабочих и крестьян, В. Правдухин при ходил к выводу, что «движение это не организовано», что начинающим авторам «надо много-много учиться», что «нужны добросовестные руководители и какие-то организационные формы, хотя бы в ви де кружков», т. е. критик справедливо считал необходимым придать стихийно му движению организованный характер. И, тем не менее, массовый приток ав торов из народа вдохцул новые силы в литературную жизнь Сибири. Оценивая значение этого факта, Поэт Г. Вяткин, прочитавший тысячи рукописей как рецензент и редактор, писал: «Груды, горы песка — и среди них золотые кру пицы таланта, острой мысли, свежего и яркого образа» («Сибирские огни», 1926, № 4). Прилив в литературу народных сил выдвинул целый отряд молодых талантливых поэтов и писателей (Вс. Иванов, В. Зазубрин, Л. Сейфуллина, А. Караваева, Л. Мартынов, И. Уткин, Д. Алтаузен, М. Скуратов, А. Коптелов, К. Урманов, И. Мухачев и др.). Кроме того, после окончания граждан ской войны в литературу Сибири, наря ду с молодежью, вошла большая группа писателей старшего поколения, творче ство которых началось до Октябрьской революции. К этой группе принадлежа ли А. Сорокин, Ф. Березовский, И. Гольд берг, П. Драверт, А. Ершов, Г. Вяткин, А. Оленич-Гнененко, Г. Дружинин, А. Ва лин, Н. Янчевский. Это были разные пи сатели. Они отличались друг от друга не только по стилю и почерку, но и по ха рактеру эстетического восприятия жи з ни, по своим социальным симпатиям и антипатиям и потому в революции шли разными путями. Некоторые из них на ходились в рядах большевиков и прини мали непосредственное участие в рево люционной борьбе (Ф. Березовский, А. Оленич-Гнененко). Но большая часть их вышла из среды мелкобуржуазной интеллигенции или испытала ее вли яние и не сразу избавилась от ее идеологии и предрассудков (Г. Вят кин, А. Сорокин, П. Драверт, И. Гольд берг, А. Балин и др.). Революция явилась суровым экзаменом для них. Она поставила каждого перед необхо димостью заново определять свою судьбу, практически решать вопрос: с кем идти дальше? И те, кто вольно или невольно оказался в рядах защитников или про сто в лагере свергаемого класса и не смог вовремя порвать с ним,— те были обречены вместе со своим классом и разделили его судьбу. П. Сопов погиб от взрыва гранаты в караульном помеще нии при резиденции Колчака; Г. Маслов умер от тифа, отступая вместе с колча ковцами; А. Новоселова, члена эсеров ской директории, застрелили белогвар дейские офицеры; Т. Гребенщиков эмигрировал за границу. Однако большая часть писателей-си- биряков не пошла за Колчаком и не по кинула свою родину в годы гражданской войны. Правда, некоторым из них, кто заблуждался в оценке происходящих событий и колебался в выборе лагеря, пришлось пережить нелегкие времена. 5 августа 1920 г. Омский ревтрибунал слушал дело известного сибирского поэта Г. А. Вяткина, обвинявшегося в том, что он вел контрреволюционную агитацию в печати при Колчаке. Г. Вяткин не от рицал предъявленных ему обвинений и назвал свои прежние взгляды заблуж дениями, основанными на лживой кол чаковской информации. Трибунал при нял во внимание чистосердечное при знание и публичное раскаяние поэта и покарал его справедливо и очень гуман но, лишив на три года избирательных прав и выразив ему общественное пре зрение за объективно вредную для рево люции деятельность. К концу гражданской войны оставши еся в Сибири писатели вполне опреде лили свою жизненную судьбу, связав ее с судьбой революционного народа, с мо лодой Республикой Советов. И никто из них впоследствии не изменил своего ре шения, не сошел с избранного пути. В условиях массового притока начина ющих авторов из народа чрезвычайно возросла нужда в квалифицированных творческих руководителях. Газета «Со ветская Сибирь» писала 6 августа 1921 г.: «Аудитории литературных выступлений всегда бывают переполнены, и только технические препятствия и недостаток руководящих литературных сил не дают возможности развить работу с полной широтой». Здесь для писателей старшего поколения о тры в ал о с ь широкое поле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2