Сибирские огни, 1977, №5
С . Парамонов У ИСТОКОВ НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (Литературные объединения Сибири 1920-25 гг.) Октябрьская революция и граждан ская война вызвали по всей стране не бывалый взлет творческой энергии масс. Революционный энтузиазм и самодея тельность народа охватили все сферы общественной жизни, в том числе — культуру, искусство. В Сибири сразу по сле разгрома колчаковщины, несмотря на чрезвычайно тяжелую обстановку (разруха в хозяйстве, нехватка продо вольствия, эпидемии тифа и холеры, на леты белых банд), наступает бурный подъем литературной жизни, которая почти во всех городах приобретает не виданную ранее активность. Этот подъем в литературе и искусстве Сибири объясняется прежде всего мас совым притоком авторов из народа. В ре дакции газет, журналов, издательств хлынул поток рукописей. Критик «Си бирских огней» В. Правдухин писал тогда: «В Госиздат, в Лито ежедневно поступают литературные произведения рабочих и крестьян», «почти в каждом городе идут пьесы, написанные местны ми авторами на революционные темы» («Сов. Сибирь», 1922, 6 января). Только Лито Сибполитпросвета с мая 1920 по июль 1921 года отрецензировало более 150 рукописей и около 60 новых книг, главным образом литературно-худо жественного характера. Весной 1921 г. Сибгосиздат объявил об издании сибир ского литературного сборника, и уже за три с половиной месяца редколлегия получила 138 рукописей 24 авторов. В сентябре 1925 г. на диспуте о художе ственной литературе в Сибири В. Зазуб рин отмечал, что из 500—600 рукописей, поступивших за год в редакцию журна ла «Сибирские огни», 400 принадлежали начинающим писателям. Такой наплыв самодеятельных авто ров был в новых условиях явлением естественным и закономерным: в лите ратуру пошел народ, для которого в те чение веков сокровищницы искусства оставались недоступными и таланты ко торого, как писал В. И. Ленин, «капита лизм мял, давил, душил тысячами и миллионами» Молодые авторы особенно много писа ли стихов. В самом деле, в поэзии они могли непосредственнее и ярче выразить огромный энтузиазм, необыкновенные чувства свободы и радости, рожденные победой великой революции. Омская газета «Рабочий путь» 10 марта 1922 г. сообщала:. «За одну неделю редакцией получена целая груда стихов от 12 ав торов». Такие сообщения встречаются постоянно во всех сибирских газетах. Однако подавляющее большинство начи навших авторов не обладало необходи мой подготовкой для художественного творчества, не имело соответствующего уровня культуры. Поэтому редакции журналов и газет вынуждены были от вечать им чаще всего так, как ответила своим 12 авторам омская газета: «Ни одно стихотворение напечатано не будет, ибо ни одно не удовлетворяет самым элементарным требованиям стихосло жения...». Тем не менее, газеты совето вали энтузиастам пера продолжать творчество, советовали читать классику, учиться, внимательно и настойчиво ра ботать над стихами. Многие авторы из рабочих и крестьян начинали свое творчество с пьес, кото рые привлекали тем, что их можно бы ло не печатать, а сыграть на местной сцене силами любительской самодея тельности. И такие спектакли пользова лись широкой популярностью среди на селения. В этом отношении типичным было, например, сообщение томской га зеты «Красное знамя» 27 декабря 1921 г. о том, что у них в Николаевской волости есть свои авторы, которые пишут пьесы: «Тов. Андрианов написал пьеску в одном 1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 35, стр. 195.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2