Сибирские огни, 1977, №5

С . Парамонов У ИСТОКОВ НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (Литературные объединения Сибири 1920-25 гг.) Октябрьская революция и граждан­ ская война вызвали по всей стране не­ бывалый взлет творческой энергии масс. Революционный энтузиазм и самодея­ тельность народа охватили все сферы общественной жизни, в том числе — культуру, искусство. В Сибири сразу по­ сле разгрома колчаковщины, несмотря на чрезвычайно тяжелую обстановку (разруха в хозяйстве, нехватка продо­ вольствия, эпидемии тифа и холеры, на­ леты белых банд), наступает бурный подъем литературной жизни, которая почти во всех городах приобретает не­ виданную ранее активность. Этот подъем в литературе и искусстве Сибири объясняется прежде всего мас­ совым притоком авторов из народа. В ре­ дакции газет, журналов, издательств хлынул поток рукописей. Критик «Си­ бирских огней» В. Правдухин писал тогда: «В Госиздат, в Лито ежедневно поступают литературные произведения рабочих и крестьян», «почти в каждом городе идут пьесы, написанные местны­ ми авторами на революционные темы» («Сов. Сибирь», 1922, 6 января). Только Лито Сибполитпросвета с мая 1920 по июль 1921 года отрецензировало более 150 рукописей и около 60 новых книг, главным образом литературно-худо­ жественного характера. Весной 1921 г. Сибгосиздат объявил об издании сибир­ ского литературного сборника, и уже за три с половиной месяца редколлегия получила 138 рукописей 24 авторов. В сентябре 1925 г. на диспуте о художе­ ственной литературе в Сибири В. Зазуб­ рин отмечал, что из 500—600 рукописей, поступивших за год в редакцию журна­ ла «Сибирские огни», 400 принадлежали начинающим писателям. Такой наплыв самодеятельных авто­ ров был в новых условиях явлением естественным и закономерным: в лите­ ратуру пошел народ, для которого в те­ чение веков сокровищницы искусства оставались недоступными и таланты ко­ торого, как писал В. И. Ленин, «капита­ лизм мял, давил, душил тысячами и миллионами» Молодые авторы особенно много писа­ ли стихов. В самом деле, в поэзии они могли непосредственнее и ярче выразить огромный энтузиазм, необыкновенные чувства свободы и радости, рожденные победой великой революции. Омская газета «Рабочий путь» 10 марта 1922 г. сообщала:. «За одну неделю редакцией получена целая груда стихов от 12 ав­ торов». Такие сообщения встречаются постоянно во всех сибирских газетах. Однако подавляющее большинство начи­ навших авторов не обладало необходи­ мой подготовкой для художественного творчества, не имело соответствующего уровня культуры. Поэтому редакции журналов и газет вынуждены были от­ вечать им чаще всего так, как ответила своим 12 авторам омская газета: «Ни одно стихотворение напечатано не будет, ибо ни одно не удовлетворяет самым элементарным требованиям стихосло­ жения...». Тем не менее, газеты совето­ вали энтузиастам пера продолжать творчество, советовали читать классику, учиться, внимательно и настойчиво ра­ ботать над стихами. Многие авторы из рабочих и крестьян начинали свое творчество с пьес, кото­ рые привлекали тем, что их можно бы­ ло не печатать, а сыграть на местной сцене силами любительской самодея­ тельности. И такие спектакли пользова­ лись широкой популярностью среди на­ селения. В этом отношении типичным было, например, сообщение томской га­ зеты «Красное знамя» 27 декабря 1921 г. о том, что у них в Николаевской волости есть свои авторы, которые пишут пьесы: «Тов. Андрианов написал пьеску в одном 1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 35, стр. 195.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2