Сибирские огни, 1977, №5

В лирическом стихотворении «На вет­ ру фонари качаются...» речь идет о «не­ забытых летних днях»,—каждый и з них «то огорчал, то радовал», «что-то в душе откладывал», «дней пустых» не припо­ минается. Каков же нравственный итог? Герой очень осторожен в выводах: «Мо­ жет, стали друг другу дороже мы? Мо-. жет, стали нужней?» Необходимую пси­ хологичность подобным размышлениям придает концовка стиха: «Не беда, что чуть постарели мы, только... сделались ли мудрей?» Это уже забота 6 жизни ду­ ши, о том, чтобы возраст не перерос дух, сознание человека. Повод, а зачастую и факт, жизнен­ ный или житейский, положенный в основу стихотворения, должен быть социально-этически весомым и ориги­ нальным. Иначе можно впасть в голую публицистическую риторику или прий­ ти к выделке лирических безделушек. В одном из стихотворений герой JI. ЧикиНа признается, что, прожив «два долгих месяца подряд» в тайге, он увидел всего (!) одну белку да медве­ жий след (хотя «там лоси есть»), И вот — концовка: «И как теперь могу я слушать тех людей, кто заверяет нас публично, что, мол, тайга — и лес, и зверь, и мех — и что ее богатства без­ граничны?!». Вот случай, когда сама по себе важ ­ ная проблема, тема, идея не стали пред­ метом поэзии, ничего не добавили к нашим познаниям в области экологии, не дали повода, «информации» к р аз­ мышлению. Поэзия JI. Чикина драматична, как драматично время, о кртором пишет поэт. «Правды высокое жженье», веч­ ное беспокойство за судьбу нашего об­ щего дела не позволяет герою поэта «напоминанием о страданиях сердце не тревожить лишний раз». Пусть мне в мысли каждодневно просится, бьется гневным словом и строкой все, что очень трудно переносится и не забывается легко. Прославляя подвиг народа в дни вой­ ны, он не ум алчивает.и о другом: Была война... О годах тех жестоких не надо лжи. не надо лишних слов: не все горели на кострах высоких. иные руки грели у костров. «Язык нашей правды суров», и гнев­ но обличает поэт тех, «кто, до чинов и званий цепкие, 'всех по чинам и звань­ ям судят»; и сейчас еще видит он, как «возвышаются ничтожности и падают авторитеты». Это разговор трудный. Трудный, но необходимый. Вести его может только зрелый, мужественный и умный человек. И надо сказать, что стихи Л. Чикина об отрицательных яв­ лениях в нашей жизни, его социально­ этические инвективы не вызывают у читателя чувства безысходности, неве­ рия, пессимизма, а,' наоборот, зовут к активной борьбе со злом, со всем от­ живающим и тлетворным, что мешает движению вперед. Читатель берет твор­ чество поэта на свое вооружение в борьбе за светлые идеалы завтрашнего дня, ибо поэт,— о чем бы он ни гово­ рил,— всегда стремится сказать страст­ но, убеждающе, с «открытых позиций» партийности, с «открытой душою» ком­ муниста, глубоко заинтересованного в благе народа. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2