Сибирские огни, 1977, №5

НА всю жизнь.., 169 и мы ошибаемся тоже и отступаем порой. Грустим, если грустно очень, смеемся, когда смешно нам, влюбляемся и страдаем, и любят нас в свой черед... Но если нам Родина скажет,— единой, сплоченной колонной в невзгоды, в походы — с народом идут коммунисты вперед. Здесь, как видите, нет никаких не­ обычных ассоциативно-метафорических рядов или образов (ибо «стальные», «в пламени мы — железо» и т. п., конечно же, не открытия и не находки). Это от­ кровенная политическая декларация, вы раж ающ ая кредо поэта. И все же тут очень показательны отдельные ин­ тонационные переходы стиха — от не­ которой раздумчивости, где, впрочем, не так уж далеко до восклицания («Комму­ нисты...»), к утвердительно-перечисли­ тельной повествовательное™, внутренне напряженной, готовой вот-вот взорвать­ ся, и от нее — к патетике прямой и громкой декламации. Видимо, подобные стихи не рассчитаны на чтение «про себя», они требуют микрофонного уси­ ления и апеллируют к многочисленной аудитории — в большом зале или даже на улице. «Прямая наводка — работа отважных, она против целей особенно важных». Эти строки говорят не только об одной из существеннейших сторон поэзии Л. Ни­ кина, но во многом объясняют особенно­ сти его стилевой манеры, строения по­ этического образа и «сюжета» стиха. Автора, пожалуй, не назовешь «всесиль­ ным богом деталей», он предпочитает «речь точную и нагую», стремится вы ­ разить волнующую его идею, мысль прямо и резко, без каких-то особых «про­ межуточных инстанций» и без излишней детализации, открыто и откровенно. Я знаю законы переднего края — бывает, что пушки вперед выдвигают, под взрывами вражьих снарядов прицельных дерутся герои в рубахах нательных. Уж драться, так драться, уж биться, так биться, с открытой душою, с открытых позиций. Чувство великой ответственности пе­ ред партией и народом движет делами и мыслями героя Л. Чикина: «Жизнь, суди меня мерой строгой, ничего не прощая мне». Понятным и глубоко оправданным становится в этой связи сквозной мотив многих стихов поэта — «беспокойным нужен Ли покой?», «покой им противо­ показан»; озабоченность — «всюду — в великом и мадом — свое беспокойство сберечь нам» и т. д. Герой Л. Чикина — наследник славных революционных традиций прошлого. Об­ ращением к нетленным делам отцов, к их священной памяти поверяет поэт ду­ мы и дела своего поколения, хочет за­ печатлеть живую связь разных револю­ ционных эпох. Поэтому-то такие стихи, как «Слава» (о И. В. Громове, командире корпуса сибирских партизан), как «Сто пятый» (посвящено памяти Адриена Ле- жена, парижского коммунара, похоро­ ненного в Новосибирске рядом с брат­ ской могилой ста четырех политзаклю­ ченных, замученных колчаковцами), воспринимаются не только к ак разговор о важных и значительных ф актах ре­ волюционной истории, но и как посто­ янное напутствие молодому современни­ к у — сохранять в чистоте и развивать великие революционные традиции; быть предельно честным и активным, насле­ дуя отцам; бороться за начатое ими де­ ло не ради личной славы, а ради настоя­ щего и будущего народа. Этой же цели служит и обращение поэта к безымян­ ному герою-революционеру, славному не именем, а делами и благодарной па­ мятью народной. Дело не в звании, и, хотя звание ком­ муниста обязывает ко многому,— «не билетами определяется принадлежность к КПСС». ...Могила партизана. Имя и фамилия его уже позабыты молодежью. И на во­ прос: «Кто это?» отвечают: «Здесь ком­ мунист лежит!». А он при жизни коммунистом не был. Он просто был в мечту свою влюблен. Как травы — солнцем и как птицы — небом, так дорожил народным счастьем он. Поэтическая мысль здесь уж е доста­ точно обнажена. Но автор заостряет ее, обращая все сказанное к современникам: «Мы не бессмертны все — бессмертья нету. Но обо всех ли скажут так?» Вопрос отнюдь не риторический. Всем строем своих мыслей и образов поэт под­ водит нас к главному выводу, сформули­ рованному в стихотворении «Быть ком­ мунистом...»: Коммунист — призвание. А это не дается вместе с партбилетом. Тема партии, партработы — очень сложная и обязывающая тема. Можно заметить, что JI. Чикин в решении ее не всегда еще избегает риторики, повторе­ ний, когда одна и та же мысль варьиру­ ется в разных стихах, что, естественно, снижает ее оригинальность,, притупляет остроту читательского восприятия. И все же — при всех частных недостатках — именно эта важ н ая тема делает творче­ ство поэта интересным и содержатель­ ным. Характерный для многих стихов экс­ курс в прошлое необходим автору для уяснения истоков и непреходящей исто­ рической ценности сегодняшнего дня. Но современность и связь ее с живой исто­ рией становятся художественно зримы и полновесны только в тех произведе­ ниях JI. Чикина, где все это пропущено через горнило души, проверено личным

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2