Сибирские огни, 1977, №5
НА всю жизнь.., 169 и мы ошибаемся тоже и отступаем порой. Грустим, если грустно очень, смеемся, когда смешно нам, влюбляемся и страдаем, и любят нас в свой черед... Но если нам Родина скажет,— единой, сплоченной колонной в невзгоды, в походы — с народом идут коммунисты вперед. Здесь, как видите, нет никаких не обычных ассоциативно-метафорических рядов или образов (ибо «стальные», «в пламени мы — железо» и т. п., конечно же, не открытия и не находки). Это от кровенная политическая декларация, вы раж ающ ая кредо поэта. И все же тут очень показательны отдельные ин тонационные переходы стиха — от не которой раздумчивости, где, впрочем, не так уж далеко до восклицания («Комму нисты...»), к утвердительно-перечисли тельной повествовательное™, внутренне напряженной, готовой вот-вот взорвать ся, и от нее — к патетике прямой и громкой декламации. Видимо, подобные стихи не рассчитаны на чтение «про себя», они требуют микрофонного уси ления и апеллируют к многочисленной аудитории — в большом зале или даже на улице. «Прямая наводка — работа отважных, она против целей особенно важных». Эти строки говорят не только об одной из существеннейших сторон поэзии Л. Ни кина, но во многом объясняют особенно сти его стилевой манеры, строения по этического образа и «сюжета» стиха. Автора, пожалуй, не назовешь «всесиль ным богом деталей», он предпочитает «речь точную и нагую», стремится вы разить волнующую его идею, мысль прямо и резко, без каких-то особых «про межуточных инстанций» и без излишней детализации, открыто и откровенно. Я знаю законы переднего края — бывает, что пушки вперед выдвигают, под взрывами вражьих снарядов прицельных дерутся герои в рубахах нательных. Уж драться, так драться, уж биться, так биться, с открытой душою, с открытых позиций. Чувство великой ответственности пе ред партией и народом движет делами и мыслями героя Л. Чикина: «Жизнь, суди меня мерой строгой, ничего не прощая мне». Понятным и глубоко оправданным становится в этой связи сквозной мотив многих стихов поэта — «беспокойным нужен Ли покой?», «покой им противо показан»; озабоченность — «всюду — в великом и мадом — свое беспокойство сберечь нам» и т. д. Герой Л. Чикина — наследник славных революционных традиций прошлого. Об ращением к нетленным делам отцов, к их священной памяти поверяет поэт ду мы и дела своего поколения, хочет за печатлеть живую связь разных револю ционных эпох. Поэтому-то такие стихи, как «Слава» (о И. В. Громове, командире корпуса сибирских партизан), как «Сто пятый» (посвящено памяти Адриена Ле- жена, парижского коммунара, похоро ненного в Новосибирске рядом с брат ской могилой ста четырех политзаклю ченных, замученных колчаковцами), воспринимаются не только к ак разговор о важных и значительных ф актах ре волюционной истории, но и как посто янное напутствие молодому современни к у — сохранять в чистоте и развивать великие революционные традиции; быть предельно честным и активным, насле дуя отцам; бороться за начатое ими де ло не ради личной славы, а ради настоя щего и будущего народа. Этой же цели служит и обращение поэта к безымян ному герою-революционеру, славному не именем, а делами и благодарной па мятью народной. Дело не в звании, и, хотя звание ком муниста обязывает ко многому,— «не билетами определяется принадлежность к КПСС». ...Могила партизана. Имя и фамилия его уже позабыты молодежью. И на во прос: «Кто это?» отвечают: «Здесь ком мунист лежит!». А он при жизни коммунистом не был. Он просто был в мечту свою влюблен. Как травы — солнцем и как птицы — небом, так дорожил народным счастьем он. Поэтическая мысль здесь уж е доста точно обнажена. Но автор заостряет ее, обращая все сказанное к современникам: «Мы не бессмертны все — бессмертья нету. Но обо всех ли скажут так?» Вопрос отнюдь не риторический. Всем строем своих мыслей и образов поэт под водит нас к главному выводу, сформули рованному в стихотворении «Быть ком мунистом...»: Коммунист — призвание. А это не дается вместе с партбилетом. Тема партии, партработы — очень сложная и обязывающая тема. Можно заметить, что JI. Чикин в решении ее не всегда еще избегает риторики, повторе ний, когда одна и та же мысль варьиру ется в разных стихах, что, естественно, снижает ее оригинальность,, притупляет остроту читательского восприятия. И все же — при всех частных недостатках — именно эта важ н ая тема делает творче ство поэта интересным и содержатель ным. Характерный для многих стихов экс курс в прошлое необходим автору для уяснения истоков и непреходящей исто рической ценности сегодняшнего дня. Но современность и связь ее с живой исто рией становятся художественно зримы и полновесны только в тех произведе ниях JI. Чикина, где все это пропущено через горнило души, проверено личным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2