Сибирские огни, 1977, №5
партией на каждом новом историческом этапе, должны стать проблемами, тема ми, содержанием и поэзии, говорящей о партии и партработе. Проблемы же эти включают в себя и повседневные, буд нично-рабочие, не всегда, может быть, отрадные дела, думы, чаяния. И тут-то как раз очень не просто не только верно понять и оценить их, но и убедительно выразить к ним свое эстетическое отно шение, преломить и воплотить творче ски, образно, наиболее сильнодействую щими средствами искусства поэзии... У Л. Чикина есть стихотворение — одно из лучших и ключевых в его творчестве; оно помогает понять, как же создаются произведения, по духу своему глубоко партийные, а по художественно му решению весьма примечательные. Но прежде — небольшое отступление. В. Маяковский говорил: «Партия и Ленин — близнецы-братья». Ленин — вождь, который, «землю всю охватывая разом, видел то, что време нем закрыто», и Ленин — «самый чело вечный человек»,-” именно в таком пла не впервые в нашей литературе была решена Горьким и Маяковским пробле ма художественного синтеза в изображе нии гения революционного переустрой ства мира. Но если и по сей день столь сложная диалектическая задача не так уж легко и просто разрешима даже в прозе и крупных лиро-эпических ж ан рах, то в отдельном лирико-публицисти ческом стихотворении сделать это еще трудней. Мне кажется, в стихотворении «При глашали нас на воскресник» Л. Чикину удалось чисто лирическими средствами и буквально несколькими четкими пси хологическими мазками создать карти ну, в которой неожиданно вырисовыва ется образ Ленина как раз в двух искомых и основополагающих своих ипостасях. Стихотворение построено на сопостав лении и контрасте сходных жизненных ситуаций. Приглашали нас на воскресник — потрудиться денечек в поле. Убедительно приглашали: урожай на корню гниет... Но один сказал, что он занят, а другой сказал, что он болен, а у третьего — чин высокий, а четвертого дача ждет. В размеренном и как будто «легком» ритме стиха все-таки пробивается нару жу скрытая ирония. Но вдруг, поначалу вроде бы и не предполагаемый, в заклю чительной строфе происходит резкий интонационный ререлом: Приглашали нас на воскресник. ' • Только мы просидели дома. И ни разу не вспомнили даже, что когда-то, не так давно, человек с очень важным званьем Председателя Совнаркома — очень занят и очень болен — поднимал на плечо бревно... Весьма показательны в этом стихо творении прежде всего поэтические ан титезы, начинающиеся, собственно, с противопоставления сегодняшнего, беза лаберного и безответственного, отноше ния к воскреснику некоторых наших то варищей и того отношения, что было «когда-то, не так давно». И далее идут не менее смелые контрастные параллели: «первый чтением занимался», а Ленин действительно «очень занят»; «второй прикрывался чином», а Ленин — «чело век с очень важным званьем Председа теля Совнаркома»; «третий внутрь при нимал лекарство», а Ленин действи тельно «очень болен»; «четвертый на даче был», а Ленин «поднимал на плечо бревно...». Здесь, мне кажется, достигнут опреде ленный синтез в изображении Ленина как вождя и «самого человечного чело века». Верно и точно сказал об этом стихо творении критик А. Никульков: «Образ Ильича возникает перед нами как жи вой, повседневно необходимый пример. И — как укор. Это по-настоящему дей ственное стихотворение, которое беспо коит что-то в глубинах совести. Поэт взял заурядную, вряд ли кому не зна комую по личному поведению ситуацию и без малейших громких слов,— наобо рот, предельно снизив иронией всякую громкость,— вдруг поднял ситуацию до гражданственного, этического обобще ния, и опять же не в общих словах, а в конкретном факте из жизни Ильича». («Сиб. огни», 1968, № 5). Все это, вместе взятое, дало критику повод назвать стихотворение «Приглаша ли нас на воскресник» современным «стихотворением-афоризмом». По природе своего дарования Л. Чикин прежде всего поэт-публицист. И стихи его тем интереснее и художественно вы разительней, чем значительнее вложен ная в них социальная мысль и сильнее гражданский пафос. Захвативш ая автора идея, ее острота и актуальность опреде ляют всю поэтику, эмоциональный на строй, интонационный и ритмический рисунок стиха. Вот концовка поэмы «Идут коммуни сты вперед». Я далек от того, чтобы счи тать поэму во всех художественных от ношениях идеальной, но она проливает свет на некоторые особенности и миро восприятия, и поэтики нашего автора. Мысль о коммунисте, члене партии, как о «человечном человеке», здесь выраже на достаточно публицистически остро: Коммунисты... Железными, и стальными, и каменными нас звали, бросали в горящие топки и в прорубь среди зимы. Да, в пламени мы — железо, да, мы закаленней стали, в нас воля тверже гранита, но все-таки — люди мы... Партийный билет коммуниста мы носим в кармане нагрудном, становимся рядовыми в единый партийный строй. Нам редко легко бывает. нам чаще приходится трудно,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2