Сибирские огни, 1977, №5

партией на каждом новом историческом этапе, должны стать проблемами, тема­ ми, содержанием и поэзии, говорящей о партии и партработе. Проблемы же эти включают в себя и повседневные, буд­ нично-рабочие, не всегда, может быть, отрадные дела, думы, чаяния. И тут-то как раз очень не просто не только верно понять и оценить их, но и убедительно выразить к ним свое эстетическое отно­ шение, преломить и воплотить творче­ ски, образно, наиболее сильнодействую­ щими средствами искусства поэзии... У Л. Чикина есть стихотворение — одно из лучших и ключевых в его творчестве; оно помогает понять, как же создаются произведения, по духу своему глубоко партийные, а по художественно­ му решению весьма примечательные. Но прежде — небольшое отступление. В. Маяковский говорил: «Партия и Ленин — близнецы-братья». Ленин — вождь, который, «землю всю охватывая разом, видел то, что време­ нем закрыто», и Ленин — «самый чело­ вечный человек»,-” именно в таком пла­ не впервые в нашей литературе была решена Горьким и Маяковским пробле­ ма художественного синтеза в изображе­ нии гения революционного переустрой­ ства мира. Но если и по сей день столь сложная диалектическая задача не так уж легко и просто разрешима даже в прозе и крупных лиро-эпических ж ан ­ рах, то в отдельном лирико-публицисти­ ческом стихотворении сделать это еще трудней. Мне кажется, в стихотворении «При­ глашали нас на воскресник» Л. Чикину удалось чисто лирическими средствами и буквально несколькими четкими пси­ хологическими мазками создать карти­ ну, в которой неожиданно вырисовыва­ ется образ Ленина как раз в двух искомых и основополагающих своих ипостасях. Стихотворение построено на сопостав­ лении и контрасте сходных жизненных ситуаций. Приглашали нас на воскресник — потрудиться денечек в поле. Убедительно приглашали: урожай на корню гниет... Но один сказал, что он занят, а другой сказал, что он болен, а у третьего — чин высокий, а четвертого дача ждет. В размеренном и как будто «легком» ритме стиха все-таки пробивается нару­ жу скрытая ирония. Но вдруг, поначалу вроде бы и не предполагаемый, в заклю ­ чительной строфе происходит резкий интонационный ререлом: Приглашали нас на воскресник. ' • Только мы просидели дома. И ни разу не вспомнили даже, что когда-то, не так давно, человек с очень важным званьем Председателя Совнаркома — очень занят и очень болен — поднимал на плечо бревно... Весьма показательны в этом стихо­ творении прежде всего поэтические ан­ титезы, начинающиеся, собственно, с противопоставления сегодняшнего, беза­ лаберного и безответственного, отноше­ ния к воскреснику некоторых наших то­ варищей и того отношения, что было «когда-то, не так давно». И далее идут не менее смелые контрастные параллели: «первый чтением занимался», а Ленин действительно «очень занят»; «второй прикрывался чином», а Ленин — «чело­ век с очень важным званьем Председа­ теля Совнаркома»; «третий внутрь при­ нимал лекарство», а Ленин действи­ тельно «очень болен»; «четвертый на даче был», а Ленин «поднимал на плечо бревно...». Здесь, мне кажется, достигнут опреде­ ленный синтез в изображении Ленина как вождя и «самого человечного чело­ века». Верно и точно сказал об этом стихо­ творении критик А. Никульков: «Образ Ильича возникает перед нами как жи­ вой, повседневно необходимый пример. И — как укор. Это по-настоящему дей­ ственное стихотворение, которое беспо­ коит что-то в глубинах совести. Поэт взял заурядную, вряд ли кому не зна­ комую по личному поведению ситуацию и без малейших громких слов,— наобо­ рот, предельно снизив иронией всякую громкость,— вдруг поднял ситуацию до гражданственного, этического обобще­ ния, и опять же не в общих словах, а в конкретном факте из жизни Ильича». («Сиб. огни», 1968, № 5). Все это, вместе взятое, дало критику повод назвать стихотворение «Приглаша­ ли нас на воскресник» современным «стихотворением-афоризмом». По природе своего дарования Л. Чикин прежде всего поэт-публицист. И стихи его тем интереснее и художественно вы ­ разительней, чем значительнее вложен­ ная в них социальная мысль и сильнее гражданский пафос. Захвативш ая автора идея, ее острота и актуальность опреде­ ляют всю поэтику, эмоциональный на­ строй, интонационный и ритмический рисунок стиха. Вот концовка поэмы «Идут коммуни­ сты вперед». Я далек от того, чтобы счи­ тать поэму во всех художественных от­ ношениях идеальной, но она проливает свет на некоторые особенности и миро­ восприятия, и поэтики нашего автора. Мысль о коммунисте, члене партии, как о «человечном человеке», здесь выраже­ на достаточно публицистически остро: Коммунисты... Железными, и стальными, и каменными нас звали, бросали в горящие топки и в прорубь среди зимы. Да, в пламени мы — железо, да, мы закаленней стали, в нас воля тверже гранита, но все-таки — люди мы... Партийный билет коммуниста мы носим в кармане нагрудном, становимся рядовыми в единый партийный строй. Нам редко легко бывает. нам чаще приходится трудно,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2