Сибирские огни, 1977, №5
НА всю жизнь... 167 Попробуйте обнаружить здесь какой- нибудь яркий, необычный поэтический эпитет, сравнение, метафору,— их нет. Но это настоящая поэзия, ибо за сухим «технологическим» описанием нам ясно ' видится и характер рано повзрослевше го маленького человека, которому «рас статься с детством милым еще не вышел вроде срок», видится и время, своеобраз но и жестоко как бы повторившее судь бу далекого некрасовского «мужичка с ноготок»: ' • • - I ' v От солнца никуда не деться, оно палило, плечи жгло. И пахло сено близким детством, которое давно прошло. Стихотворение точно названо — «Вос поминание о детстве». В другом стихо творении с характерным названием «Сибирский округ» читаем: Не по росту шинель на мне, не по возрасту эта доля, ' но, когда тяжело стране, забываешь о личной боли. Прошло всего два года, а мы уже ви дим и слышим голос «не мальчика, но мужа»... Известно, что стихи трудно переска зывать. Однако это оказывается иногда возможным, особенно когда речь идет о стихотворениях сюжетных. А таких у Л. Чикина немало. И именно в стихах балладного характера он нередко подни мается до широких идейно-художествен ны х обобщений. Поэт обычно берет кон кретную человеческую судьбу и умеет ее осветить так психологически достоверно и точно, что за, казалось бы, единствен ным и неповторимым образом или обли ком человека встает тип, широко распространенный в жизни, полно и многосторонне олицетворяющий и х а рактеризующий свое время, свою эпоху. Так, к примеру, в стихотворении «Кар ты» лирический герой-рассказчик пове дал нам о своей соседке — тете Пане, у которой «большое горе — нет вестей от мужа»,— «она б о нем на картах погада ла, но даже Карт у тети Паны нет». Под росток рисует ей карты на довоенном ватмане. На рыжих королей она гадала — им выпадала дальняя дорога. На дам она гадала красногубых — печаль на сердце выпадала им. Обычный расклад, набор карточных ситуаций... Автор далек от того, чтобы резонерствовать по поводу наивной, да же, пожалуй, слепой веры в карты про стой крестьянской женщины: ведь «если б картам ей тогда не верить, то как же верить ей, что встреч е—убыть?» Действительно, ,самым убийственным в жестокие годы войны было бы безве рие. А вера, пусть «слепая», но святая, помогала жить и работать, выстоять и победить. К чувствам и пам яти тех, кто хоть сколько-нибудь помнит то время, и апеллирует прежде всего поэт. Свое образный идейно-психологический пово рот теме придает заключительная стро ф а стихотворения: Шел сорок третий. «Дамы» в телогрейках поля пахали, сеяли и жали. И «короли» солдатами пехоты шли в бой по серой, выжженной земле. На стыке и противопоставлении иллю зорности, призрачности карточных ситуаций и суровой правды военной по вседневности и возникает неподдельный драматизм всего стиха и образа героини. Герой многих стихов Л. Чикина — че ловек подвига. Но подвига, зачастую не бросающегося в глаза, не приметного с поверхностного взгляда. Подвига — не сиюминутного озарения и не мгновенной вспышки. Подвига всей жизни. Таков военком в одноименном стихо творении. Хромая, идет он каждое утро на работу «под недобрыми взглядами женщин, чьи мужья им на фронт от правлены». Идет, чтобы заниматься службой, «неприметною и незримой, очень важной и очень нужной, для По беды необходимой». «Ишь, пристроил ся»,— грворят о нем в селе, но никто не знает, что в военкомате, «от младших чинов украдкою, при дверях, на щ екол ду запертых», сочиняет он начальству рапорты об отправке на фронт или идет «строгих врачей уламывать и вымали вать слово «годен»!» Таков и председатель колхоза (стих. «Иван Петрович»), и з-за больного сердца освобожденный от воинской службы и умерший «чуть-чуть за тридцать»: «Он жить не мог другою жизнью, чтоб впол силы гореть, работать и страдать. Беда России, боль России — его печаль, его беда». Эти стихи — художественно впечатля ющие, психологически точные очерки о людях тыла, о тех «поседевших, старших стажем партийных людях», что выводи ли юного героя поэта вперед, на трудную дорогу времени. В упоминавшейся уже коллективной книге «Писатели о себе» Л. Чикин, го воря о своем творчестве, признавался: «...Об армии забыть не могу. Это — на всю жизнь». То же самое с полным правом поэт мог бы сказать и о настойчиво и после довательно разрабатываемой им теме партии, партработы. Партийная тема в поэзии... Здесь, по жалуй, самое сложное состоит в том, что бы высокие слова и понятия, широкие с'оциально - политические категории включались в тематическую ткань, в живое дыхание стиха особенно естест венно и органично. Они должны жить полнокровной горячей жизнью в поэтическом образе как едином, не делимом художественном организме, со четающем в себе и самое идею, и ее страсть, пафос, и ее словесное, стилисти ческое воплощение. Это — с одной сто роны. С другой стороны, очевидно, что слож нейшие жизненные проблемы, решаемые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2