Сибирские огни, 1977, №5
алыми парусами, плывущий в ярост ном, напряженном мире современной улицы... А теперь вовсе расчленим его купола, линии, краски. Смешаем его пламень с пламенем этого моря — раз множим праздник!..» «...Вот кузнецкая домна. Громадная, закопченная Но во чреве ее клокочет металл, там варево из угля и железа. Ведь мы чувствуем, шкурой чувствуем эту мощь, этот нестерпимый жар. Мы восхищены и подавлены. Давайте же заставим краски передать е е . грозное дыхание, ее дрожь, ее силу...» Художник как бы говорил: «Мир сло жен, он не весь перед глазами, не всег да такой. Так пойдем расчленим его, изучим, добудем истину, высвободим красоту». Это была нелегкая наука. Она требо вала от «учеников» определенной под готовленности, душевной тонкости, ас социативного мышления. Ленивым или предубежденным не давалась вовсе. Случалось, что даже и друзья-толкова тели не в состоянии оказывались поспеть за ходом его мысли, подолгу стояли в растерянности перед новыми картинами и на короткий вопрос худож ника: «Ну, как?» — смущенно отвечали что-нибудь вроде: «Понимаешь, ста рик... Вот эта меня очень греет, а та, что рядом, словно бы не очень». — Греет— не греет,— добродушно вор чал Грицюк.— Нашел грелку. Его самого мучил другой вопрос: под линное ли? Вечный вопрос, терзающий всякого настоящего художника. Расстраивало, конечно, и непонима ние. «Ну что же делать? — спрашивал он.—Вернуться назад? Писать простень ко? Доступно каждому? Можно. Но ра ди чего?» И снова шел вперед — через слож ность. Не объявляйте богом простоту — Не по плечу ей эта должность. Любите простоту;, но ту. Которая шагнула через сложность*. * ж * Картины, картины, картины... Сотни работ. Только в список основных про изведений, приложенный к монографии 1972 года, включено их более трехсот. Картины—в Союзах художников СССР и РСФСР, в музеях, в картинных га лереях, в частных собраниях —в Моск ве, Ленинграде, Ереване, Новосибир ске... Все это придет к людям теперь уже отдельно от автора, будет истолко вано и оценено, определят исследовате ли и место художника, и вклад его в развитие отечественной живописи. В памяти же тех, кто знал его близ ко, Грицюк останется еще и к ак чело век редкой цельности, глубины и про* Стихи Марка Юдалевича, стоты, человек душевный, «к друзьям не переменчивый». Допоздна светились окна его мастерской —и достаточно бы ло кинуть в них легким снежком... Мне особенно запомнился один такой вечер. Неожиданно нагрянул старый институтский товарищ, развил кипучую деятельность по сколачиванию преж ней студенческой компании: «Как, чер ти, в одном городе живете и друг дру га порастеряли! Стыдитесь!» Мы соб рались «на приезжего», ожидали, что посидим, как прежде, вспомним ’моло дость, «альма-матер»,— словом, как у Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья», Да только ничего не вышло. Оказалось, жизнь основательно разде лила нас за эти годы. Один так и не смог сбросить вериг начальственной важности, угнетал всех безапелляцион ными приговорами по любому сужде нию. Двое других—остепененный и еще не остепененный — все бубнили о сво ем. «Главное, ищи шефа... шефа ищи». Четвертого волновал вопрос — «Как у нас писатели получают? Построчно. М-гу...—И следовало ядовитое: —Ну, и к примеру, сколько, если поупираться, за день можно выгнать?» (На это ему должен был ответить я — единствен ный, изменивший прежней профессии инженера.) У «выгоняющего строчки», не к чести его сказать, тоже не хвати ло чувства юмора и снисходительности к зациклившемуся однокашнику. Вдо бавок, не нашли общего язы ка жены — так что пошла гулять трещина, возник ли раздражение и отчужденность. Уходили мы с наших «дружеских посиделок» огорченные. Возвращались как с похорон. Да так оно и было на самом деле: каждый чувствовал—умер ло что-то светлое, бескорыстное, соеди нявшее нас в молодости. Тоскливо, пу сто было на сердце, и даже прелестный вечер с театральным снегопадом не умиротворял душу. — А пошли к Грицюку,—шепнула мне жена. Мы пробормотали какие-то неловкие извинения, распрощались с насуплен ными друзьями и заторопились темны ми переулками к мастерской, радуясь спасительной идее и опасаясь: вдруг не застанем. Остаться наедине с нашей растерзанностью казалось в тот момент невыносимым. Слава богу, окна его светились. Он встретил нас обыкновенно — без рукопожатий, восклицаний, расспросов: чего, мол, так поздно? Р аз пришли — стало быть, надо. Всклокоченным мед ведем протопал в угол, поставил пла стинку. Кажется, это была песня из кинофильма «Белорусский вокзал»: «...и значит, нам нужна одна' победа, одна на всех — мы за ценой не посто им». «Входная музыка»— чаще всего военные марши — звучала в мастерской непременно. Звучала вместо «слов не настоящих, заштампованных давно». Какая-то трогательность была в, этих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2