Сибирские огни, 1977, №5
ментом», глядишь, объявили бы пишу щие о нем что-нибудь более раннее. Но Грицюк не мог остановиться. Он шел к своему городу, к такому, о ко тором через много лет другой новоси бирец поэт Геннадий Карпунин напи шет: Ты — город. Ты огромный, разный. Порой вечерней иль ночною Взойду на коммунальный мост — Живою, огненною плазмой Ты предстаешь передо мною. Как будто обнаженный мозг. На необъятном протяженье Разлившийся таким сияньем, Что звезды видимы едва, Всегда в стремительном движенье. Ты стал особым состояньем — Каким по счету? — вещества. Дома, переулки, новостройки, мосты. Сумрак дворов и простор площадей... Но как передать грохот стройки, дыха ние заводов, накал высоковольтных проводов, напряженную дрожь улиц («как будто обнаженный мозг»)! Как передать динамику города, психологию времени, информационный взрыв? Грицюк принял город весь, а не толь ко парадность его и бесспорную красо ту. Принял — и тем смутил нас пона чалу, поколебал однобокость нашу. Принял, изучил — и пошел дальше. О поисках его скажут потом профес сионалы на своем мудреном языке: «ассоциативные построения»... «цвето ритмические композиции»... мир «реаль ный, но утрированный художником». Будут говорить о «нервном» мазке, и «дробном», и «спокойном». Скажут о «ритме плоскостей» и «столкновении взаимоисключающих цветов». Мне же хочется назвать эти поиски по-другому. Художник упорно, неустан но искал «вещество» города — того са мого «огромного, разного», что «весь в стремительном движенье». И отыскав его — или как будто отыскав,— созда вал свои, невиданные города. А потом, неудовлетворенный, снова начинал искать. Искать, возвращаясь— в который раз — к вроде бы уж е прой денному. Грицюк был «разным» — это отмечали все. В один и тот же день мог написать и картину предельно реали стическую, и построить эту самую цве торитмическую композицию. Почему? , Не потому ли, что окружающий нас огромный, сложный, противоречивый мир не подчиняется одному художниче скому приему, одному стилю и мало ему цветов одного солнечного спектра? И еще. Одержимый архитектор Бу женинов у Алексея Толстого, чтобы утвердить проект своего «Голубого го рода», города-мечты, начисто сжег опо стылевший ему родной уездный горо дишко. Чиркнул спичкой и прервал связь времен. К акая связь? Что нести в будущее? Немощеные улочки? Гнилые заборы? Базарную площадь, хлюпаю щую навозом? Смотрите, черви: «...ус тупчатые, в двенадцать этажей, дома, и з голубоватого цемента и стекла... рос кошные ковры из цветов... театры , цир ки, залы зимнего спорта... , огромные здания под стеклянными куполами» — «Москва двадцать первого века»... Николай же Грицюк свой город уве ковечил. Пробиваясь к городам-фанта зиям, он написал такой многоликий портрет Новосибирска, который под си лу создать, пожалуй,’ лишь коллективу художников. И город его отблагодарил. Не знаю, может, подспудно мною движет «квас ной» патриотизм, но, когда я гляжу на его работы из циклов «Моя Москва», «Кузбасс», «Ленинград», «Переслдвль- Залесский», словом, когда смотрю на иные грицюковские города — реальные и условно-сказочные, праздничные и тревожно-грозящие,— мне кажется, что подпирает их молодыми энергичными плечами Новосибирск. Да так оно, на верное, и есть: ведь именно здесь оты скал художник первые крупицы свое го «вещества»... Я уже оговаривался мельком и под черкну еще: то, что я пишу,— не ис следование специалиста. Это просто заметки человека, которого другой чело век научил смотреть на мир чуть при стальнее, подмечать меняющуюся кра соту его, не отворачиваться ют непонят ного и не скользить равнодушным взглядом по давно вроде бы примель кавшемуся и незначительному. Мне хочется поэтому произнести здесь сло во «Учитель». Николай Демьянович стал им для многих. Не тем учителем, который делится с коллегами тайнами мастерства или наставляет молодежь с высоты своего опыта и авторитета. Нет, человек немногословный (слова ему да вались как бы с трудом), в проповедни ки он не годился. Как-то на дне рож дения художника, в его мастерской, когда уже довольно было произнесено умных и пылких речей в честь хозяина, гости потребовали, чтобы и сам он ск а зал «нечто программное». Грицюк под нялся. «Надо, чтобы вот тут,— сказал он, ткнув себя в левую сторону груди,— вот тут... была у каждого своя... зако рюка...» На том и была исчерпана «прог рамма». «Закорюка» вы звала бурное веселье. Острословы склоняли ее на все лады целый вечер. Именинник только посме ивался да крутил головой: давай, да вай. Когда я говорю «учитель», то имею в виду другое. Грицюк учил людей своим творчеством, открытостью поиска. Он словно приглашал их: идемте ж е вме сте! Каждая его выставка была школой. «...Вот храм Василия Блаженного. Красив — не правда ли? Похож. Привычен. А ну-ка, глянем на него по- другому, сверху, вот как бы с крыши гостиницы «Россия». Ого!—какой вихрь вокруг из машин, людей, флагов!.. Вот он уже словно причудливый корабль с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2