Сибирские огни, 1977, №5
во,—точнее всего, пожалуй, сказать — «тревожило» мысль нечто иное. Это «нечто» помешало нам легко и откро венно выразить свои эмоции (да и бы ли наши эмоции слишком неопределен ны, смутны — чтобы выразить их легко). Может быть, я приписываю всем лиш ь собственное тогдашнее состояние, но каж ется мне, что владело оно и мо ими товарищами. Во всяком случае, на лицах многих, когда мы вышли из ма стерской, была задумчивость, а кое у кого в глазах стояло и недоумение. Безусловно, на картинах Грицюка был наш город, но... в то же время чем- то и не наш. Похожий, переданный прямо с документальной точностью — и... не такой, каким мы видели его. Вернее — каким он нам виделся. А что представлял собой Новоси бирск в конце пятидесятых — самом начале шестидесятых годов? Про это надр сказать. Некоронованная столица Сибири, «Сибчикаго», успевавшая в годы войны только размещать эвакуированные с запада заводы, да строить собственные, да плодить вокруг них времянки, по сути дела о себе лишь начинала думать. Возводились первые жилмассивы, всту пали в строй первые институты Ака демгородка, всего несколько лет назад покрылся асфальтом мощеный прежде Красный проспект, и дошкольного воз раста троллейбусы бегали по улицам. Город строил дворцы, стадионы, топтал времянки новыми многоэтажными про сп ектам и— торопливо рос вширь и вверх. Мы радовались его поступи, болели за новое, а всякие там дворы, улочки, Каменки и Ельцовки, пусть еще суще ствующие и не собирающиеся легко сдаваться, списаны были нами в день вчерашний. Нас интересовали «размаха шаги са- женьи», а то, что перешагивалось, ин тересным не представлялось. Ну, раз ве могли быть поэтичными каменские домишки? Теплыми—неуютные, загро можденные разномастными крышами дворы-колодцы? Значительными — про заические закоулки города? Этот взгляд на окружающую дейст вительность, слагаемый из ожидающе радостного на перемены и досадливо го — вскользь — полувзгляда на повсед невность («горела бы ты синим огнем»), не так-то легко было поколебать. Пом ню, значительно позже, в 1967 году, мы с поэтом Александром Романовым со провождали по городу группу польских писателей. Возле Нижне-пригородной пристани (мы как раз сошли с тепло хода) экскурсанты, увидев жалкие до мишки, налепленные друг на друга, не обыкновенно оживились, расчехлили фотоаппараты, защелкали. Мы огорчи лись (нашли, дескать, что снимать) и не смогли скрыть своего огорчения. Тогда чуткие наши друзья принялись 11 . Сибирские огни № 5. уговаривать нас: «Коля, Саша, да что вы! Это же так интересно! И красиво по-своему — прямо Тырново. К тому же это история ваша, надо бы даже сохра нить кусочек подобной архитектуры — для потомков». Мы не согласились: ка к ая там, к лешему, история! Деревян ной архитектурой не здесь любоваться надо. А этот «Шанхай» — безвременье, голодуха, война. Беда наша — вот что он такое. Дайте срок — щепки не оста нется от подобной «архитектуры»! •Кто же был прав в том споре? Без условно—мы: какие там еще заповед ники и з халуп! И безусловно—они. Да, история. Может быть, увы, история. Ничего нельзя вычеркйуть из време ни, забыть, пренебречь, не нарушив ди алектики жизни,— тяжелой иногда ди алектики, жестокой. Тем более нельзя вычеркнуть худож нику. Для него это смертельно. Пожалуй, вот в чем дело: тогда, в мастерской Грицюка, мы ожидали уви деть гимн городу, думали, что идем на праздник, а пришли в лабораторию, где город внимательно изучался — прощу пывался его пульс, измерялась темпера тура, улавливались ритм и настроение. Догадывался ли кто-нибудь из нас тогда, что видим мы фундамент буду щих городов-фантазий, городов-сказок, праздничных, карнавальных, звучащих городов, фундамент, словом, собствен ного мира, который создаст художник и подарит людям? Думаю, вряд ли. А ведь был, был намек: Среди Новоси бирска конкретного^ похожего, вдруг остановила нас одна акварель, где не было, как сказал бы специалист, «на турного» изображения города. Город был скорее условен: то ли дома, то ли нагромождение камней, местами утопа ющих в тени, местами залитых, как малиновым вареньем, неправдоподобно густым светом заходящего солнца. — А это, простите, на какой улице вы подсмотрели? — растерянно спросил кто-то. — Это... вообще... образ города,— бур кнул художник. А на лице спрашиваю щего мелькнуло: «М-гу. Ясно. За модой потянулись, маэстро». (То были годы поношения абстракционистов). Я написал слово «фундамент»—и сра зу словно бы принизил значение тех, давних работ Грицюка. Кстати, не я первый. Вот и московский искусствовед Виталий Манин в обширной моногра фии о Грицюке писал, что видовые, хроникальные работы художника при сутствуют в его творчестве «как след не изжитой еще неумелости и как на турная подготовка к зреющему обобще нию». Но в том-то и дело, что эта догадка роДилась после того, как худож ник пришел к обобщению. Он сам под сказал нам догадку. Останься Грицюк на уровне работ того периода — и этого вполне хватило бы ему, чтобы стяжать славу талантливого, авторитетного ма стера городского пейзажа. И «фунда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2