Сибирские огни, 1977, №5
ИСКУССТВО Николай Самохин «ТЫ-ГОРОД...» Николай Демьянович Грицюк родился в 1922 году в селе Преображенка на Дальнем Востоке. Добровольцем ушел на фронт и прошагал по дорогам войны до Дня Победы. После Победы пошел учиться в Московский текстильный институт и окончил художественный факультет. Всего через четыре года после окончания института Николай Демьянович стал членом Союза художников. СССР, а потом долгие годы был бессмен ным членом правления Новосибирского отделения Союза ху дожников РСФСР. В 1969 году — он делегат Третьего съезда художников СССР. А в течение пяти лет (до 1971 года) — член Всесоюзного выставкома акварельной комиссии Союза художников СССР. Работы Николая Демьяновича Грицюка видели тысячи со ветских и зарубежных зрителей: в Новосибирске и Омске, Ке мерово и Воронеже, Москве, Ленинграде, Таллине и Риге, а также в ГДР, Финляндии, Японии. Афганистане, КНДР, Че хословакии, Югославии, Франции, Канаде... Мы засиделись допоздна, и я угово рил его остаться ночевать. Он согла сился: хотя до его мастерской было к аких-то полкилометра, но уж е погас ли фонари — и предстояло на ощупь петлять между апрельскими лужами. Утром проснулся — он темной глыбой стоит возле окна. Нё возле окна даже, а возле узкой застекленной двери, ве дущей на лоджию. — Что там высмотрел, Демьяныч? Он приглашающе кивнул головой: — Погляди. Я подошел, встал рядом. — А? — спросил он.— Пейзажик... П ей заж за окном открывался, и прав да, довольно унылый. На переднем пла не доминировали, к ак говорится, серые панельные пятиэтаж ки с плоскими крышами, выстроенные в покорную ше ренгу. Впрочем, не только пасмурное ytpo подчеркивало «уцененность» пятиэта жек. Справа достраивался многоэтаж ный красавец, облицованный веселой силикатной плиткой. Впереди, срезан ные плоскими крышами, проступали сквозь хмарь вершины башенных до мов. Слева, вдоль улицы Челюскинцев, плыли в кильватер длинные девяти этажки, в просветах между которыми видна была крыша цирка и далекий Ботанический жилмассив. Новый город, сегодняшний — гордый, крутоплечий,— плотным кольцом окру жал город вчерашний, столь недавно казавшийся тоже и гордым, и круто плечим, а теперь вот стремительно по старевший и ссутулившийся. Эта картина вдруг напомнила мне другую, не столько по форме своей, по виду, сколько по сути. Та, другая, на зывалась «Каменские домики». Изобра жена была на картине наша печально знаменитая Каменка—разрезающий Но восибирск гигантский овраг, по скло нам которого, словно ласточкины гнез да, лепились деревянные дома, домиш ки, засыпухи, хибары. Каменка на полотне еще пировала, но издали, от горизонта, уже надвигались на нее боль шие современные дома. А надвигались-то на каменские за сыпухи, между прочим, вот эти самые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2