Сибирские огни, 1977, №5

ИСКУССТВО Николай Самохин «ТЫ-ГОРОД...» Николай Демьянович Грицюк родился в 1922 году в селе Преображенка на Дальнем Востоке. Добровольцем ушел на фронт и прошагал по дорогам войны до Дня Победы. После Победы пошел учиться в Московский текстильный институт и окончил художественный факультет. Всего через четыре года после окончания института Николай Демьянович стал членом Союза художников. СССР, а потом долгие годы был бессмен­ ным членом правления Новосибирского отделения Союза ху­ дожников РСФСР. В 1969 году — он делегат Третьего съезда художников СССР. А в течение пяти лет (до 1971 года) — член Всесоюзного выставкома акварельной комиссии Союза художников СССР. Работы Николая Демьяновича Грицюка видели тысячи со­ ветских и зарубежных зрителей: в Новосибирске и Омске, Ке­ мерово и Воронеже, Москве, Ленинграде, Таллине и Риге, а также в ГДР, Финляндии, Японии. Афганистане, КНДР, Че­ хословакии, Югославии, Франции, Канаде... Мы засиделись допоздна, и я угово­ рил его остаться ночевать. Он согла­ сился: хотя до его мастерской было к аких-то полкилометра, но уж е погас­ ли фонари — и предстояло на ощупь петлять между апрельскими лужами. Утром проснулся — он темной глыбой стоит возле окна. Нё возле окна даже, а возле узкой застекленной двери, ве­ дущей на лоджию. — Что там высмотрел, Демьяныч? Он приглашающе кивнул головой: — Погляди. Я подошел, встал рядом. — А? — спросил он.— Пейзажик... П ей заж за окном открывался, и прав­ да, довольно унылый. На переднем пла­ не доминировали, к ак говорится, серые панельные пятиэтаж ки с плоскими крышами, выстроенные в покорную ше­ ренгу. Впрочем, не только пасмурное ytpo подчеркивало «уцененность» пятиэта­ жек. Справа достраивался многоэтаж­ ный красавец, облицованный веселой силикатной плиткой. Впереди, срезан­ ные плоскими крышами, проступали сквозь хмарь вершины башенных до­ мов. Слева, вдоль улицы Челюскинцев, плыли в кильватер длинные девяти­ этажки, в просветах между которыми видна была крыша цирка и далекий Ботанический жилмассив. Новый город, сегодняшний — гордый, крутоплечий,— плотным кольцом окру­ жал город вчерашний, столь недавно казавшийся тоже и гордым, и круто­ плечим, а теперь вот стремительно по­ старевший и ссутулившийся. Эта картина вдруг напомнила мне другую, не столько по форме своей, по виду, сколько по сути. Та, другая, на­ зывалась «Каменские домики». Изобра­ жена была на картине наша печально знаменитая Каменка—разрезающий Но­ восибирск гигантский овраг, по скло­ нам которого, словно ласточкины гнез­ да, лепились деревянные дома, домиш­ ки, засыпухи, хибары. Каменка на полотне еще пировала, но издали, от горизонта, уже надвигались на нее боль­ шие современные дома. А надвигались-то на каменские за­ сыпухи, между прочим, вот эти самые

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2