Сибирские огни, 1977, №5

приблизилась, и стали видны четко, как на карте, острова, мели, желтые раз­ мывы, изгибы, рукава, заводи, парохо­ ды, катера, плоты, увязанны е в связки, лодки рыбаков, деревни на берегу и стада на прибрежных пастбищах. Места здесь не столь гористы, как на БАМе, а тайга не успела выжелтеть от первых холодов и только начинала тлеть. В вертолете рядком на сиденьях уче­ ные люди: группа и з Гидропроекта, вся­ кое братское начальство, курирующее Богучаны. В костюмах, в регланах, в плащах, при галстуках. Кто-то сразу заснул, а кто-то открыл газетку, или беседует, или смотрит за окно. — Сколько километров по реке? — спрашивают друг друга. — Около четырехсот. Возникает ленивый спор, называют цифры от трехсот шестидесяти до че­ тырехсот пятнадцати. Сравнительно не­ задолго до этого вылета вышел приказ по Братскгэсстрою, где написано следу­ ющее: «Решением Министерства энер­ гетики и электрификации СССР кол­ лективу строителей ордена Ленина Братскгэсстрой поручено сооружение четвертой гидроэлектростанции ангар­ ского каскада — Богучанской ГЭС мощ­ ностью 4,0 млн. квт, с годовой выра­ боткой электроэнергии 18 млрд. квтч. Будущ ая гидростанция расположена в необжитом районе Красноярского края, и транспортная связь со стройплощад­ кой в настоящее время возможна толь­ ко водным путем по р. Ангаре и само­ летами. Определяющим фактором стро­ ительства гидростанции в этом районе является максимальное сокращение сроков подготовительного периода». Далее в приказе перечисляются пер­ воочередные работы. Сюда входит авто­ зимник от Братска, автодорога от Се- данова (это ответвление от трассы Братск—Усть-Илим), жилье у Кодин- ской заимки на полтысячи человек, начало постоянного поселка, линия электропередачи — ЛЭП-220 и начало сооружения промбазы. Все это в тече­ ние 1976-77 годов. Здесь, в приказе, нашел я старые име­ н а братчан и усть-илимцев — Тимофее­ ва (он тянет дорогу), Михайлова, Юси- ма, Виноградова, Кагана и даже Мос­ ковских, его гидротехотряду поручается переброска по воде грузов на Богу­ чаны. З а пару недель до этого нашего вы ­ лета побывал в Богучанах сам министр Непорожний, осмотрел места и, как го­ ворят, благословил на начало строи­ тельства. В его речи на двадцать пятом съезде КПСС я найду слова о проблемах ком­ плексного строительства на новом эта­ пе, со ссылкой на академика Александ­ рова, и о положительной роли опыта Усть-Илимского промышленного комп­ лекса. А вот слова из доклада Леонида Иль­ ича Брежнева на съезде: «Такого рода ф акты приводят к вы ­ воду, что назрел вопрос о совершенст­ вовании методов комплексного рейгения крупных общегосударственных межот­ раслевых и территориальных проблем. Здесь требуются единые, централизо­ ванные программы, охватывающие все этапы работы — от проектирования до практической реализации». Таким образом, далекая мечта перво- проходчиков-ученьгх принимает реаль­ ные очертания, и происходит это сейчас здесь, на Ангаре. На очереди — Богу­ чаны... Между тем вертолет пересек на низ­ кой высоте Ангару, широкую, с остро­ вами, и приземлился на поляне возле деревянного большого поселка. Здесь подсели к нам авиационники из Крас­ ноярска, которые должны были выб­ рать площадку для временного и по­ стоянного аэродромов в Богучанах. Скоро мы были там. Сделали крут над деревней Коденская заимка, чтобы с воздуха лучше рассмотреть Ангару, деревню с огородами, новые домики временного поселка за деревней, чьи-то «Жигули» и зеленый луг, на который мы и сели. По черной торфяной болотистой гря­ зи проехали мы до подножья огромной горы, поднимавшейся слева. Около кро­ шечной будки, завезенной, очевидно, сюда зимой на санях, остановились. Р я­ дом возвышалась белая, вымытая дож­ дями мачта. На ней в какой-то день, прилетев сюда на вертолете, поднял Николай Михайлов флаг Богучан. При­ сутствовавший специально при этом фотокорреспондент снял торжественный момент для газеты. Поговорить с людь­ ми, высадившимися сюда первыми, Ми­ хайлов не успел — ждал вертолет. Он так и сказал: «Прилетели, подняли флаг и улетели. А нужно было погово­ рить с людьми, они и так от рейса до рейса живут». Постояли, молча глядя на реку. Ши­ рокая, густосиняя текла Ангара. Кто-то на самой стремнине ловил с лодки ры ­ бу. От течения оставался за лодкой, хотя она была заякорена, белый след по воде. На той стороне гора, утес. «Ишь, какой лоб!»— сказал спутник.— «Метров, наверно, восемьдесят». И здесь, за нашей спиной, тоже была гора, мы стояли под ней. Я с вертолета рассмотрел, что гора высока, очень вы­ сока... Вышел я к Ангаре, сел на камень. Хотелось побыть одному. Красиво на Ангаре, светло, легко. Еще не прикоснулись к ней реально человечьи руки, не залапали. Едва-ед­ ва можно наблюдать отсюда движение на берегу. Движение, на чужой, посто­ ронний взгляд, незаметное, не несущее с собой великих перемен. Еще и деревня живет своей относи­ тельно спокойной, сложенной веками

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2