Сибирские огни, 1977, №5
приблизилась, и стали видны четко, как на карте, острова, мели, желтые раз мывы, изгибы, рукава, заводи, парохо ды, катера, плоты, увязанны е в связки, лодки рыбаков, деревни на берегу и стада на прибрежных пастбищах. Места здесь не столь гористы, как на БАМе, а тайга не успела выжелтеть от первых холодов и только начинала тлеть. В вертолете рядком на сиденьях уче ные люди: группа и з Гидропроекта, вся кое братское начальство, курирующее Богучаны. В костюмах, в регланах, в плащах, при галстуках. Кто-то сразу заснул, а кто-то открыл газетку, или беседует, или смотрит за окно. — Сколько километров по реке? — спрашивают друг друга. — Около четырехсот. Возникает ленивый спор, называют цифры от трехсот шестидесяти до че тырехсот пятнадцати. Сравнительно не задолго до этого вылета вышел приказ по Братскгэсстрою, где написано следу ющее: «Решением Министерства энер гетики и электрификации СССР кол лективу строителей ордена Ленина Братскгэсстрой поручено сооружение четвертой гидроэлектростанции ангар ского каскада — Богучанской ГЭС мощ ностью 4,0 млн. квт, с годовой выра боткой электроэнергии 18 млрд. квтч. Будущ ая гидростанция расположена в необжитом районе Красноярского края, и транспортная связь со стройплощад кой в настоящее время возможна толь ко водным путем по р. Ангаре и само летами. Определяющим фактором стро ительства гидростанции в этом районе является максимальное сокращение сроков подготовительного периода». Далее в приказе перечисляются пер воочередные работы. Сюда входит авто зимник от Братска, автодорога от Се- данова (это ответвление от трассы Братск—Усть-Илим), жилье у Кодин- ской заимки на полтысячи человек, начало постоянного поселка, линия электропередачи — ЛЭП-220 и начало сооружения промбазы. Все это в тече ние 1976-77 годов. Здесь, в приказе, нашел я старые име н а братчан и усть-илимцев — Тимофее ва (он тянет дорогу), Михайлова, Юси- ма, Виноградова, Кагана и даже Мос ковских, его гидротехотряду поручается переброска по воде грузов на Богу чаны. З а пару недель до этого нашего вы лета побывал в Богучанах сам министр Непорожний, осмотрел места и, как го ворят, благословил на начало строи тельства. В его речи на двадцать пятом съезде КПСС я найду слова о проблемах ком плексного строительства на новом эта пе, со ссылкой на академика Александ рова, и о положительной роли опыта Усть-Илимского промышленного комп лекса. А вот слова из доклада Леонида Иль ича Брежнева на съезде: «Такого рода ф акты приводят к вы воду, что назрел вопрос о совершенст вовании методов комплексного рейгения крупных общегосударственных межот раслевых и территориальных проблем. Здесь требуются единые, централизо ванные программы, охватывающие все этапы работы — от проектирования до практической реализации». Таким образом, далекая мечта перво- проходчиков-ученьгх принимает реаль ные очертания, и происходит это сейчас здесь, на Ангаре. На очереди — Богу чаны... Между тем вертолет пересек на низ кой высоте Ангару, широкую, с остро вами, и приземлился на поляне возле деревянного большого поселка. Здесь подсели к нам авиационники из Крас ноярска, которые должны были выб рать площадку для временного и по стоянного аэродромов в Богучанах. Скоро мы были там. Сделали крут над деревней Коденская заимка, чтобы с воздуха лучше рассмотреть Ангару, деревню с огородами, новые домики временного поселка за деревней, чьи-то «Жигули» и зеленый луг, на который мы и сели. По черной торфяной болотистой гря зи проехали мы до подножья огромной горы, поднимавшейся слева. Около кро шечной будки, завезенной, очевидно, сюда зимой на санях, остановились. Р я дом возвышалась белая, вымытая дож дями мачта. На ней в какой-то день, прилетев сюда на вертолете, поднял Николай Михайлов флаг Богучан. При сутствовавший специально при этом фотокорреспондент снял торжественный момент для газеты. Поговорить с людь ми, высадившимися сюда первыми, Ми хайлов не успел — ждал вертолет. Он так и сказал: «Прилетели, подняли флаг и улетели. А нужно было погово рить с людьми, они и так от рейса до рейса живут». Постояли, молча глядя на реку. Ши рокая, густосиняя текла Ангара. Кто-то на самой стремнине ловил с лодки ры бу. От течения оставался за лодкой, хотя она была заякорена, белый след по воде. На той стороне гора, утес. «Ишь, какой лоб!»— сказал спутник.— «Метров, наверно, восемьдесят». И здесь, за нашей спиной, тоже была гора, мы стояли под ней. Я с вертолета рассмотрел, что гора высока, очень вы сока... Вышел я к Ангаре, сел на камень. Хотелось побыть одному. Красиво на Ангаре, светло, легко. Еще не прикоснулись к ней реально человечьи руки, не залапали. Едва-ед ва можно наблюдать отсюда движение на берегу. Движение, на чужой, посто ронний взгляд, незаметное, не несущее с собой великих перемен. Еще и деревня живет своей относи тельно спокойной, сложенной веками
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2