Сибирские огни, 1977, №5
номере многотиражки за пятьдесят ше стой год нашел я заметку о концерте художественной самодеятельности, на котором молодой инженер Каган читал стихи. Сейчас он заместитель начальни ка Братскгэсстроя по Усть-Илиму. Евгений Евтушенко в позме о Брат ской ГЭС писал про него: «Феликс в каждый агрегат пальцем гордо тыкал: «Ощущаешь? То-то, брат... Техника- владыка!» В «Неделе» была опубликована статья Леонида Шинкарева о «круглом столе» по проблеме территориально-производ ственного комплекса. В ней приводи лось выступление Феликса Кагана, в то время начальника управления строи тельства Братска. Он говорил: «По-моему, справедливо критикуют архитектурно-планировоч ные решения в городе Братске. Хоте лось бы, чтобы при проектировании будущих молодых городов Сибири архи текторы отказались от попытки пользо ваться старыми, ординарными, приня тыми всюду решениями, а стремились бы подчеркнуть особенность и своеобра зие каждого города в районах нового освоения». И далее — самое главное: «Это станет возможным, когда у го рода и комплекса в целом будет еди ный требовательней и квалифицирован ный генеральный заказчик или за стройщик...» Феликс говорил о Братске, потому что болел тогда Братском. Но в еще боль шей степени эти слова касаются Усть- Илима. В мирном и уютном деревянном домике-коттедже, в гостях у Феликса, разговор шел (и не мог не идти!) о про блемах Усть-Илима. — Требуется помощь печати,— гово рил хозяин,— чтобы поднять те пробле мы, которые приходится решать ны нешнему Усть-Илиму.' И главная из этих проблем — разрозненность наших действий: тридцать семь организаций строят главные объекты здесь, и нет единого генерального проектировщика. Каждая из этих организаций прежде, чем строиться, должна согласовать свой проект с тридцатью шестью своими коллегами, всех их обойти, собрать мне ния, увязать... А оно, представь себе, не увязывается! Привлекают к спорам Гос план, министерства, ведомства... И пош ла писать губерния! Мы беседовали в саду, где росли у Фе ликса разные овощи и чудо-земляника, поспевающая раньше, чем в Москве (Феликс пояснил с улыбкой: весь фокус в теплоцентрали, трубы которой прошли под огородом). Тут же было обеща но, что когда мы окажемся в Усть-Или- ме — мы с писателем Евгением Воробь евым как бы курсировали между Брат ском и Усть-Илимом,— Феликс свозит нас на строительную площадку лесопро мышленного комплекса и все доско нально покажет. И комплекс на правом берегу, и новый микрорайон для ра бочих. Сразу не вышло: и Феликс был занят, и мы колесили по стройке. Но однажды наши амплитуды совпали, и мы на по держанном «козлике» Феликса выехали на правый берег. К нам присоединился корреспондент областной газеты Шаф- рановский. Феликс показал на просеку, уходя щую от промплещадки в глубь тайги. — Будущая дорога в новый город. По ней рабочие будут ездить на работу. — На чем они будут ездить? — спро сил я настороженно. Я, как говорят, на себе познал худшие традиции Братска, касающиеся тран спорта. Вот уж, право, «проклятая про блема», которую быстро и как-то отно сительно легко решили на КамАЗе, по строив скоростной трамвай, и никак — десятилетиями!— не могут почему-то решить на Ангаре. Традиционный, веч но набитый и вечно опаздывающий ав тобус — дальше фантазия транспортни ков здесь не идет. И точно! Феликс подтвердил: «Хотели трамвай, но ничего не вышло. Попыта лись запланировать троллейбус — и то же самое. А теперь уж и не знаю, что будет...» -т- Как что? — воскликнул я.— Авто бус! Но почему нельзя трамвай? Почему нельзя троллейбус? — Не знаю. Никто не может ответить на этот вопрос. Увязывали ведь все тридцать семь организаций. Наконец, попало это дело к кому-то, кто, ничего не увязывая и даже не объясняя, изрек: «Нельзя!» — А откуда сейчас ездят рабочие? — С левого берега. — На чем? — На автобусах. Ох, эти автобусы! Их забирают в колхозы (шефство, осень, уро жай) — и цел&я проблема. Из котлована можно хоть пешком уйти, если человек опоздает. А отсюда куда уйдешь? Вот все и собираются за час до конца сме ны, чтобы попасть на автобус... Выехали на площадку. Впрочем, сло во площадка ничего не объясняет. Тут нужно сравнение. Я видел КамАЗ, кото рый невозможно обозреть весь, целиком. Разве что с самолета. От горизонта до горизонта и далее тянутся цепочки кор пусов и заводов. Здесь, в Усть-Илиме, нет равнины, здесь горы и тайга. По этому невозможно измерить глазом, как -в Набережных Челнах, объем работ. И все-таки площадка строительства ЛПК не очень многим уступает разме рами упомянутому КамАЗу, а по объему работ это едва ль не половина его. Ж еня Шафрановский рассказал, что возил сюда товарища из ГДР и спросил у него: «Вы верите, что мы построим комплекс?» Гость резонно ответил: «Ес ли запланировано, значит, построите. Как же иначе!» И сам Ж еня добавил: «Это он верно сказал. Но даже мы, при вычные к очень большому размаху в строительстве, с трудом представляем, как в довольно сжатый срок будет под
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2