Сибирские огни, 1977, №5
что противоположный выезд был н а искось по реке метров на сто. И тогда Николай Симонов сиганул в воду, взбе жал на крутой берег, и начал снимать реку Умбеллу, наш вездеход в воде, и кричал нам с берега: «Еще разверни тесь! Сюда... Нет, сюда! Еще!» От берега мы свернули в сосновый лесок и встали около белых выцветших палаток, поставленных на обрыве около реки. Прямо на пологе из серебристо белых березовых чурок было сложено крупно, в половину человеческого рос та — Б А М . И опять наш фотограф при нялся снимать. А я все не мог оторвать глаз от Умбел- лы, которая шумела внизу на перекате, гремела камнями и утекала за цветные горы, восходившие от реки ступенями. Нежно-желтый, алеющий, бордовый, густо-зеленый, почти черный цвет тайги был на этих горах. И снова наш вездеход режет тайгу в обход строящихся мостов, в обход не досыпанной дороги. ...Дощечка — 225-й километр. Это рас стояние от Усть-Кута. КрАЗы подъезжа ют' к отвалу, сыплют гравий и, сделав полукруг, исчезают за поворотом. — Здесь хорошие работники,— говорит Бондарчук.— Редкий подбор, даже я та ких дружных ребят не встречал. Отсы пают с двух сторон. В общем, чтобы дорогу сделать, надо без дороги ■ездить. Работают весь световой день. Через не делю мы их отсюда забираем на отдых, а на их место новая группа. Вроде вах тенного метода. А вот и бригадир. Кор ниенко Анатолий Васильевич. Подошел бригадир. Молодой еще (да здесь все молодые), улыбчивый муж чина. О себе говорит коротко. Жил в Грузии, работал в Краснодаре, строил Кубанское море. Написал письмо на БАМ — не нуж ны ли наши руки? Я и экскаваторщик, и механик, и прочее. Нужны, оказыва ется. Приехал, получил в Якуриме тех нику. Потом перебрался в Улькан. От Киринги до Улькана вели дорогу. Когда получил жилье, перевёз жену и сына. Давно хотел посмотреть тайгу, Сибирь. Нравится ли? Конечно, нравится. И ра бота, и природа. Грибы собираем. Сегод ня, например, глухарь на обед. — А мошка? — Налетает временами. Иногда невы носимо. Перед дождем особенно. До то го как не было просеки, прошли всю бу дущую дорогу пешочком. Здесь такие дебри, забредешь, жутковато с непри вычки. — Мы с самолета видели, одна тайга,— сказал Симонов. — С самолета не то... Солнышко све тит, и все сверху красиво. А тут зай дешь... Темно, как в джунглях. — А не сомневались? — спросил Си монов. — Чего сомневаться? Мы никогда не унывади, да и не думали, что не по строим. Р аз есть план и есть техника, значит, сделаем. Вот непогода заела по сильней, чем мошка. Все лето льет. Мы насыпали на этом участке дорогу, а она раскисла, разъехалась. Выгорнули, сно ва насыпали, и снова дождь... Снова выгорнули. Не успевает она окрепнуть, понимаете? Я ругался с проектантами. По проекту 30—40 сантиметров надо класть, а у меня пень выше получается... Я так не могу. Дорога должна быть хо рошая. Ну, они приехали, посмотрели, согласились со мной. — Очень дожди повлияли на темп работ? — На наших соседей, другую колонну, повлияли. А мы так сообразили: пока льет и ездить нельзя, мы карьеры гфго- вим. Не ждем, пока сверху сойдет бла годать или начальство — тоже сверху! — поможет. Тут, в тайге, мы сами решаем. Дорога будет, будет и жизнь. А без до роги нет никакой жизни. Вот моя теория. ...Теперь мы на вездеходе шли по еще условно, совсем условно намеченной ли нии. Кончилась даже просека, и везде ход наш, сориентированный прямо на восток, спустился к речке Юхтии и попер по ее руслу, расплескивая веером по бе регам воду. Мой фотососед заканчивал какую-то по счету пленку, все сокрушался по по воду чего-то неснятого и приговаривал: «Ну как же не снимать! Как не снимать, когда это — история!» По темному узкому дну Юхтии мы двигались километр за километром. По пались навстречу геологи, тоже на тан кетке. Потом мы увидели трех геологов у буровой, они подняли головы, прово дили нас взглядом. Бондарчук сказал: «Трассу бьют». У этих геологов мы остановились на обратном пути. Вернее, не у них, а на против. Бондарчук, заводной человек, тут же удочки в руки и потащил за ха риусом. И так забрасывал, и эдак,— хариус не брал... Прибежали ребята, восторженные от геологов. Те как раз обедали, и Симонов их снимал: руку с ложкой выше, руку с ложкой ниже... «Там такой человек — Николай Ивано вич Ревягин! Он еще в тридцать.девятом БАМ исследовал. Вместе с Побожим ходил. А Побожий— отец БАМа!» Забрались в железный и уже холод ный кузов вездехода. Водитель Миша нажал на стартер. Буль-буль-буль! Вез деход тронулся с места, и тут что-то за грохотало, и мотор стих. — Что там? — Сейчас посмотрим. Миша сунул руку в двигатель, произ нес смущенно: — Кардан полетел... — Значит, не поедем? — Как же ехать, если кардан... — Ну и что? — Его менять надо. Подумалось: вот они, приключения, с которых обычно все и начинается. Но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2