Сибирские огни, 1977, №5
Анатолий Приставкин « БОЛЬШАЯ АНГАРА На трассе Николай Евсеевич Бондарчук, началь ник мехколонны,— человек энергичный, деловой и даже веселый. По натуре сво ей он, видать, непоседа, общителен, лю бит свою работу, технику, но еще боль ше любит людей. Про себя рассказывает так: — У меня к людям подход терпимый. Я достаточно руковожу и понимаю, что угрозами с человеком ничего не сдела ешь. Просто к одному нужно с шуткой подойти, к другому серьезно, по душам. У меня всего три человека за наше житье-бытье уволилось. Но эти просто были негодны для БАМа. И то, если бы было время с ними поработать, неизвест но, как бы стало и кто на что годен... Нас три брата в семье. Один сидит при заводе, бумажки подписывает, очень спокойная работа. Другой преподаватель, тоже спокойно живет. А на мое кочевье они смотрят как на странность. Ну, что, мол, за человек, все мечется, все ему чего-то не хватает. «Может, денег еще нужно?» — спрашивают. А что мне день ги? Мы вдвоем с женой живем. Не хо чется мне сидеть на месте и мхом об растать, хочется белый свет посмотреть. На месте я закисаю. Особенно если ра боты мало. Вот и написал я письмо на БАМ. Тут все по мне — и дела, и люди. Людей подобрать не шутка. Иногда вроде и видишь, что он не годит ся, так ведь человек ехал за тыщи верст, как его прогонишь? Как отка жешь? Ну и старые мои работники, с ко торыми в Молдавии строил, а еще до этого дорогу на канале Иртыш—Кара ганда — тяж ел ая трасса, кстати, была,— прослышали кто-то от кого-то, уж бог ведает, какими путями, пишут мне, спрашивают, как сюда им приехать... Бондарчук возил нас и показывал по селок. Хвалился техникой, хвалился дет ским садом и новой конторой, домами Окончание. Начало в № 4. для рабочих и новой баней. Потбм ска зал: «Вот подождите, починим везде ход — он у нас старенький, часто ломает ся — и съездим на трассу». Несколько дней шли тяж елые дожди. А потом разведрилось, и засветились дальние лесные сопки. И однажды утром подкатил к общежитию, где мы обита ли, плоский зеленый вездеход — в гро хоте и сизом дыму. Нам вручили по паре сапог, по теплой куртке. Забросили в кузов сумку с продуктами, и мы покати ли, разбрызгивая гусеницами черную сверкающую грязь. Первые километры (а ехали мы в сто рону Байкальского хребта, именно туда, куда уходил участок строительства уль- канцев) шла накатанная, но, видно, совсем недавно проложенная дорога. Еще не окрепла насыпь, не заросла от свежих ран тайга. А потом началась дорожная целина, дикая просека, которую без вез дехода не на чем преодолеть. Болотца и хляби сменяли крошечные горные ре чушки и даже реки, и за каждой соп кой, за каждой горой открывались дру гие расцвеченные осенними лесами горы, одну красоту сменяла другая. И наш Симонов хватался за аппарат и говорил: «Мне вот это нужно!» Вездеход, как будто таежный танк, пересек какой-то немыслимый завал де ревьев и на всем ходу выскочил к реке. Ах, к ак ая это была река! Среди лимон но-желтых березняков и красных осин ников, темно-синих елок и порыжевших сосен, в крутых обрывистых берегах, искристо прозрачная, шумная, как го лубой огонь автогена, с белой накипью на порогах ворвалась в нас, в наши уши, в наши жизни. Река с удивительным названием Умбелла! Ухватившись за железные прутья вездеходовской крыши, я орал: — Умбелла! Моя Умбелла! Умбелла— таеж ная живая красота моя! Про нее хорошо бы сочинить песню на итальянский манер. Вездеход влетел в нее с ходу, пошел прямо против течения по воде, оттого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2