Сибирские огни, 1977, №5
аратка с ягненком, лошади, овцы, горные козлы, перед самым фасадом гостиницы высится огромный верблюд — произве дения Довчиндава. А возле полутораэтажной белой скво- решни местного аэропорта гостей встре чают два оскалившихся фантастических льва, иссеченных из крупнозернистого гранита. Другая подобная пара — на крыльце гостиницы. Третья — у местного музея. — Двенадцатый век, может быть, три надцатый,— замечает коротко директор музея. Откуда они, эти странные звери, усмехающиеся уже столько веков? Не из тех ли заброшенных монастырей, на один из которых случайно наткнулась в поездке группа Медынского? Нет, это не область и не район. Не го дятся привычные мерки. Это аймак. Это Монголия. Монгольская «глубинка». «...На территории Южно-Гобийского аймака имеются различные полезные ископаемые,— сообщает справочная книжка,— коксующийся уголь, с кало рийностью 9000 килокалорий, медная и железная руда, олово, гранит, алебастр, различный строительный камень, сла нец, хрусталь, перлит, базальт, плавико вый шпат, известняк, песочные краски, драгоценные камни — халцедон, агат...» 5 Мы едем на угольный разрез Таван- Толгой, одну из точек на карте Монго лии, специально отмеченную в Ком плексной программе СЭВ. Путь неблиз кий: вдоль горного массива Хан-Ула, от юрты к юрте, по дороге и без дорог. Вскакивает при нашем приближении забавный пушистый верблюжонок, по хожий на большого птенца. Вскакивает, но не бежит, всем своим видом показы вая: вовсе я вас не испугался, просто мамагверблюдица хорошо воспитала ме ня, научила вставать при появлении гостя! Что ж, раз так, значит, и юрта очеред ная недалече. И если застанем хозяев дома, то не спросят при входе, кто и от куда, а просто пригласят войти и усадят на лучшее место. Будет литься в боль шие фаянсовые пиалы густой сентябрь ский кумыс, а в маленькие, серебря ные,— слабое молочное вино, и можно будет сколько угодно, не рискуя ему-' тить хозяев, рассматривать, вертя голо вой, нехитрое убранство аратского жи лища. Впрочем, «нехитрое» — точно ли это сказано? Просто в юрте, жилище ко чевом, переносном, разбираемом и соби раемом умелыми людьми за полчаса, нет ничего лишнего, нет ни одной вещи, назначение которой было бы неясно. Понятно, для чего седло и уздечка, по нятно, что большой молоток-кувалда употребляется при постройке юрты, по нятно, для чего малый ребенок-ползунок привязан к ножке кровати мягкой сы ромятной лямочкой, перекинутой через плечико — ровно такой длины, чтобы не дотянулся невзначай до нагретой же лезной печки. Задаешь по профессио нальной привычке вопросы — а чувство такое, что лишнее это, что все здесь те бе и так давно знакомо. Говорит и поет приемник «Родина», незаметно включенный в честь приезда гостей. И только в одной из встретив шихся юрт увидал я в уютном закутке бронзовую статуэтку домашнего божка. В античном мире такие божества — хра нители очага —назывались ларами. Здесь их именуют бурханами, бурхан- чиками. Бурханчик восседал меж двумя крохотными чашечками жертвенного ри са. Почетный караул при нем несли два пластмассовых суворовца. В юрте свежо, хотя на дворе (а «двор» — вся бескрайняя Гоби) — зной. Вовсе не так уж это плохо — степная войлочная юрта, называемая по-мон гольски «гэр»! Нет, не пытаюсь я вос петь это древнее жилище, не мне это де лать, да и глупо, наверное, было бы безоглядно молиться на юрту, так же, как и на избу или ярангу. Не так уж трудно видеть, в чем проигрывает юрта по сравнению с комфортабельным со временным жилищем. И можно понять тех, кто пытался еще не так давно соз дать для скотоводов постоянные поселки с теплым водоснабжением и прочими прельстительными удобствами. Оказа лось, не так-то просто заменить, а тем более отменить юрту, рожденную в про цессе многовекового «притирания» чело века и здешней природы. Вот говорят: мало людей в Гоби. Вовсе не мало, а ров но столько, сколько надо, сколько может прокормить и сделать, при определен ных условиях, счастливыми здешняя земля. Это очень существенная по правка. И как зато ценится, при непомерных здешних расстояниях, терло живого об щения! Не обязательно даже говорить — помолчать вместе тоже хорошо: молча пожать руки, молча протянуть друг дру гу табакерки с нюхательным табаком... Стоп! Вот это уже — прямо к моей «геологической» теме. Не удивляйтесь: коллекция монгольских табакерок неда ром хранится в Улан-Баторе в универ ситетском геологическом музее. Потому что с давних пор эти изящные флакон чики изготавливались (и изготавливают ся сегодня) мастерами-камнерезами из гобийских драгоценных и полудрагоцен ных камней. Только старые мастера бра ли камень покрепче: агат, халцедон, яшму, нефрит. Иная табакерка с рель ефным рисунком создавалась десятками лет, и сейчас еще не только в музеях, но и по семьям хранятся такие раритеты. Не столь терпеливая современность предпочитает материалы помягче. Так что уважительней надо присматриваться к мелким невзрачным камешкам, кото рыми усеяна Гоби: иной из них в распи ле мог бы оказаться невероятно краси вым. За несколько мелких монет—•
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2