Сибирские огни, 1977, №5

аратка с ягненком, лошади, овцы, горные козлы, перед самым фасадом гостиницы высится огромный верблюд — произве­ дения Довчиндава. А возле полутораэтажной белой скво- решни местного аэропорта гостей встре­ чают два оскалившихся фантастических льва, иссеченных из крупнозернистого гранита. Другая подобная пара — на крыльце гостиницы. Третья — у местного музея. — Двенадцатый век, может быть, три­ надцатый,— замечает коротко директор музея. Откуда они, эти странные звери, усмехающиеся уже столько веков? Не из тех ли заброшенных монастырей, на один из которых случайно наткнулась в поездке группа Медынского? Нет, это не область и не район. Не го­ дятся привычные мерки. Это аймак. Это Монголия. Монгольская «глубинка». «...На территории Южно-Гобийского аймака имеются различные полезные ископаемые,— сообщает справочная книжка,— коксующийся уголь, с кало­ рийностью 9000 килокалорий, медная и железная руда, олово, гранит, алебастр, различный строительный камень, сла­ нец, хрусталь, перлит, базальт, плавико­ вый шпат, известняк, песочные краски, драгоценные камни — халцедон, агат...» 5 Мы едем на угольный разрез Таван- Толгой, одну из точек на карте Монго­ лии, специально отмеченную в Ком­ плексной программе СЭВ. Путь неблиз­ кий: вдоль горного массива Хан-Ула, от юрты к юрте, по дороге и без дорог. Вскакивает при нашем приближении забавный пушистый верблюжонок, по­ хожий на большого птенца. Вскакивает, но не бежит, всем своим видом показы ­ вая: вовсе я вас не испугался, просто мамагверблюдица хорошо воспитала ме­ ня, научила вставать при появлении гостя! Что ж, раз так, значит, и юрта очеред­ ная недалече. И если застанем хозяев дома, то не спросят при входе, кто и от­ куда, а просто пригласят войти и усадят на лучшее место. Будет литься в боль­ шие фаянсовые пиалы густой сентябрь­ ский кумыс, а в маленькие, серебря­ ные,— слабое молочное вино, и можно будет сколько угодно, не рискуя ему-' тить хозяев, рассматривать, вертя голо­ вой, нехитрое убранство аратского жи­ лища. Впрочем, «нехитрое» — точно ли это сказано? Просто в юрте, жилище ко­ чевом, переносном, разбираемом и соби­ раемом умелыми людьми за полчаса, нет ничего лишнего, нет ни одной вещи, назначение которой было бы неясно. Понятно, для чего седло и уздечка, по­ нятно, что большой молоток-кувалда употребляется при постройке юрты, по­ нятно, для чего малый ребенок-ползунок привязан к ножке кровати мягкой сы­ ромятной лямочкой, перекинутой через плечико — ровно такой длины, чтобы не дотянулся невзначай до нагретой же­ лезной печки. Задаешь по профессио­ нальной привычке вопросы — а чувство такое, что лишнее это, что все здесь те­ бе и так давно знакомо. Говорит и поет приемник «Родина», незаметно включенный в честь приезда гостей. И только в одной из встретив­ шихся юрт увидал я в уютном закутке бронзовую статуэтку домашнего божка. В античном мире такие божества — хра­ нители очага —назывались ларами. Здесь их именуют бурханами, бурхан- чиками. Бурханчик восседал меж двумя крохотными чашечками жертвенного ри­ са. Почетный караул при нем несли два пластмассовых суворовца. В юрте свежо, хотя на дворе (а «двор» — вся бескрайняя Гоби) — зной. Вовсе не так уж это плохо — степная войлочная юрта, называемая по-мон­ гольски «гэр»! Нет, не пытаюсь я вос­ петь это древнее жилище, не мне это де­ лать, да и глупо, наверное, было бы безоглядно молиться на юрту, так же, как и на избу или ярангу. Не так уж трудно видеть, в чем проигрывает юрта по сравнению с комфортабельным со­ временным жилищем. И можно понять тех, кто пытался еще не так давно соз­ дать для скотоводов постоянные поселки с теплым водоснабжением и прочими прельстительными удобствами. Оказа­ лось, не так-то просто заменить, а тем более отменить юрту, рожденную в про­ цессе многовекового «притирания» чело­ века и здешней природы. Вот говорят: мало людей в Гоби. Вовсе не мало, а ров­ но столько, сколько надо, сколько может прокормить и сделать, при определен­ ных условиях, счастливыми здешняя земля. Это очень существенная по­ правка. И как зато ценится, при непомерных здешних расстояниях, терло живого об­ щения! Не обязательно даже говорить — помолчать вместе тоже хорошо: молча пожать руки, молча протянуть друг дру­ гу табакерки с нюхательным табаком... Стоп! Вот это уже — прямо к моей «геологической» теме. Не удивляйтесь: коллекция монгольских табакерок неда­ ром хранится в Улан-Баторе в универ­ ситетском геологическом музее. Потому что с давних пор эти изящные флакон­ чики изготавливались (и изготавливают­ ся сегодня) мастерами-камнерезами из гобийских драгоценных и полудрагоцен­ ных камней. Только старые мастера бра­ ли камень покрепче: агат, халцедон, яшму, нефрит. Иная табакерка с рель­ ефным рисунком создавалась десятками лет, и сейчас еще не только в музеях, но и по семьям хранятся такие раритеты. Не столь терпеливая современность предпочитает материалы помягче. Так что уважительней надо присматриваться к мелким невзрачным камешкам, кото­ рыми усеяна Гоби: иной из них в распи­ ле мог бы оказаться невероятно краси­ вым. За несколько мелких монет—•

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2