Сибирские огни, 1977, №5
ждемся попутной — есть где заночевать. Машины в этот час на здешних дорогах редки... И все-таки нам повезло! Через какие- то полчаса в заднее окошко «газика» ударили мощным светом фары. Маши на! И не одна: огромный автокран и микроавтобус. Возглас по-русски: — Что там у вас случилось, ребята? И снова, тоже по-русски, но уже с лег ким монгольским акцентом: — Что там у вас случилось, ребята? Выскакивают на дорогу люди: русские, монголы, метр за метром в свете фар осматривают колею, с торжеством воло кут злополучный кардан, разматывают стальной крендель троса — работают ве село и дружно, видно, не в тягость, а в радость им эта нечаянная встреча на полуночной дороге, возможность выру чить и помочь! — Куда вам надо, в гостиницу, что ли? — интересуется плечистый шофер в таллинской каскетке.— Доставим, как в автобусе! О, да ведь тут знакомые — строители из «хозяйства» начальника участка Александра Медынского! Два дня назад они появились в нашем степном «отеле», тоже с дороги, радостно возбужденные, притащили с собой и пустили по рукам странные камни с какой-то загадочной резьбой: представляете, вот только что наткнулись, проезжая, на заброшенный старинный город, большой город по здешним-то местам! Медынский улыбался в свои выгорев шие пшеничные усы: может, и в самом деле, парни повторили подвиг знамени того путешественника Петра Козлова — ведь открытый им Хара-Хото совсем не так уж далеко отсюда, правда, уже за границей, в Китае, во Внутренней Мон голии! Но скорее всего, как считали бо лее реалистически мыслящие люди, на пути строителей оказался один из давно забытых буддийских монастырей. Толь ко на территории здешнего аймака таких монастырей было до революции более шестидесяти, и жило в них не менее шести тысяч монахов-лам, не занимав шихся, как говорится в кратком аймач ном справочнике, общественно полезным трудом... Нашу бедную машину снова и снова встряхивает и дергает. Доржваанчиг, за метно утративший свою гонщицкую удаль, только светом помаргивает: ради бога, немного потише! Да, небольшое, признаться, удовольствие — тащиться на буксире по дорожным ухабам. Но все- таки это лучше, чем стоять на месте. Тем более, что вот уже проступают вдали редкие огоньки аймачного центра — Даландзадгада... — Спасибо, ребята! Да, так вот случается встречаться по рой соотечественникам: за многие ты сячи верст от родных очагов, на просто ре ночного Гоби, где только одни звезды н а небе и кажутся, пожалуй, знако мыми... 9. Сибирские огни № 5. 2 Всадники вдруг выкатились и з-за го ризонта—и как-то сразу оказались очень близко. И сразу стало видно, что на конях — дети. Впереди всех, завершая тридцатикилометровую дистанцию, не слась на темном красивом скакуне де вочка лет семи с большими бантами в косах — красным и голубым. В Монго лии любят вплетать в косы банты раз ных цветов. Все пришло в движение. Поднялась на ноги судейская коллегия, сидевшая дотоле прямо на земле. Заволновались зрители. Их было немало. На праздник двадцатилетия аратского объединения «Путь Сухэ-Батора» съехалось едва ли не все население сомона. Пестро вы глядела в эти дни окраина сомонного центра: шелковые халаты — «дзли» и плащи «болонья», старомонгольские са поги с загнутыми вверх носками и бе лые современные босоножки, автолавки и просто автомашины, мотоциклы, кони, а верхом на них — степенные, вислоусые Старики, подростки, черноокие степные красавицы. Почетным гостям, распо ложившимся на небольшой крытой три буне, то и дело подносили чаши ку мыса. Вторым после скачек «гвоздем» про граммы была борьба. Шестьдесят четыре борца различных рангов вышли на старт состязания, проводившегося по системе, которую мы зовем олимпийской —одна ко в здешних краях, свидетельствуют историки, она была в ходу еще в те го ды, когда ни про какой греческий Олимп тут и слуху не было. Перед началом поединка борцы испол няют ритуальный танец вокруг шеста с флагом, по окончании схватки побеж денный проходил, склонившись, под ру кой у победителя, а этот последний тор жественно увенчивался островерхой шапкой-богатыркой старинного образца (впрочем, за нехваткой таковых шла в дело и фетровая шляпа, i f даже солдат ская пилотка) и, уже увенчанный, со вершал еще несколько победных па. А потом пожилой монгол верхом на коне, перед самой трибуной, пел в пере носной микрофон какую-то длинную песнь. — О чем поет он? — спросил я. — Он перечисляет победителей ска чек,— был ответ. Победители — не юные всадники, нет, а те, кто вырастил коней, выигравших гонку,— получали щедрые призы. Самый первый приз — опять же конь. А наезд никам доставались подарки поскром нее — кулечек конфет, например,— и они принимали их по всем правилам мон гольского этикета, как и подобает воспи танным детям: сложив «лодочкой» обе ладони. Была, конечно, среди награж денных и семилетняя девочка-победи тельница. — Ай да молодец девочка,— сказали рядом по-русски.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2