Сибирские огни, 1977, №5

per, чтобы непосредственно руководить боем. Послов полуночи капитан Балаян полу­ чил приказ: с целью объединения двух плацдармов и расширения общего унич­ тожить противника в Григоровке и соединиться с мотострелковым батальо­ ном 51-й танковой бригады. Как ни старались балаяновцы не­ заметно для врага совершить ночной марш к Григоровке, немцы все же их обнаружили и . встретили шквальным огнем. Танки противника стали выдви­ гаться навстречу батальону, и он вынуж ­ ден был залечь. Метко разили танки врага бронебойщики взвода лейтенанта Есемчука. Они сожгли два и подбилк три вражеских, машины. В этом бою тяжело был ранен Есемчук. После полудня 24 сентября балаянов­ цы овладели северо-восточной частью Григоровки, а мотострелковый батальон 51-й гвардейской танковой бригады — остальной. Многих своих товарищей мы не до­ считались тогда. Но и потери фашистов были большими. Враг не смирился с потерей Григоров­ ки и на рассвете 25 сентября атаковал балаяновцев. Из Колесища немцы дви­ нули на батальон 20 танков, а за ними не меньше батальона пехоты. Авиация противника группой в 20—30 самолетов наносила бомбовый удар по боевым по­ рядкам 69-й мехбригады. Разгорелся ожесточенный бой, особенно в районе батальона Балаяна. 12 раз немцы ата­ ковали его. Когда первая атака гитлеровцев была отбита, капитан Балаян выскочил из окопа и с криком: «За мной, вперед! За Родину!» устремился за отступающими немцами. Осколок бомбы ранил его смертельно. Умирая на руках своего боевого друга Д. Г. Чу^аря, он прошеп­ тал: «Вперед, комиссар... только впе­ ред!..» —1И скончался. По цепи пронеслось: «Погиб, комбат», и бойцы, которых повел майор Чубарь, как один, бросились на врага. Немцы, теряя убитых и раненых, начали по­ спешно отходить обратно в Колесище. Но, перегруппировав там свои силы, снова пошли в атаку. Капитана Балаяна похоронили с во­ инскими почестями у Батуриной горы. Утром рано, не помню какого числа, меня на переправе встретили команду­ ющий бронетанковыми и механизиро­ ванными войсками фронта генерал-лей­ тенант танковых войск А. Д. Штевнев и генерал Рыбалко. Порадовать чем-то особым я их не мог. Зато заметил, что корпусу в ночное время выделено толь­ ко четыре пароморейса. Когда же, спрашивал я, переброшу танки и авто­ машины на правый берег? — Я,— сказал генерал Штевнев, обра­ щ аясь к Рыбалко,— доложу командую­ щему фронтом, П^вел Семенович, об обстановке у вас. Но его, конечно, будет интересовать ваше решение на сложив­ шиеся обстоятельства. Что вы можете сказать на сей счет? — Мое решение вытекает из простого расчета, Андрей Дмитриевич, о котором и доложу вам,— проговорил Рыбалко.— Для нашей армии нужно переправить 4000 автомашин. Грузим на паром по две машины. Выходит, паром должен сде­ лать 2000 рейсов. Кроме того, у нас не менее 600 танков. Грузим по одному; еще 600 рейсов. Итого 2600. Я не считаю людей, кухни и пушки. Они входят в расчет с машинами. Если переправлять­ ся с темпом по 4 пароморейса в сутки, это будет 2600:4= 650 суток, или около двух лет. Не многовато ли? Чтобы уско­ рить переправу, нужно немедленно строить мосты. Лес рядом. Саперы име­ ются. Копры для посадки свай есть. Скобы можно ковать в местных кузни­ цах. Тогда практически мы переправим всю технику за одну ночь. Решение мое: строить мосты! — Так-то оно так, Павел Семенович, но ведь противник не будет ждать, когда мы построим мосты, и за это время мо­ жет подвести еще 5—6 дивизий и ликви­ дировать наш плацдарм. — Мы тоже, Андрей Дмитриевич, не будем сидеть сложа руки. Будем про­ должать переправлять технику. Бес­ спорно, до 1 октября противник может стать сильнее нас и, несомненно, при­ ложит все усилия, чтобы ликвидировать плацдарм. Будем обороняться. Другого выхода я не вижу. Вы же сами говорите, что фронт не имеет больше перепра­ вочных средств. Эта идея понравилась командующему фронтом Н. Ф. Ватутину, и. вскоре на­ чалось строительство двух мостов: од­ ного— на Зарубинцы, другого — на Гри- горовку. За считанные сутки военные саперы и крестьяне из близлежащих сел возвели через Днепр мосты, и по ним двинулась на Правобережье танко­ вая армия. Многие мостостроители бы­ ли награждены орденами и медалями, а руководитель стройки член Военного со­ вета 3-й гвардейской танковой армии генерал С. И. Мельников удостоен зва­ ния Героя Советского Союза. В те дни напряженные бои на букрин- ском плацдарме шли беспрерывно. Мы прилагали все усилия, чтобы (сломить сопротивление противника, который пе­ ред нашим фронтом держал 10-ю мото­ ризованную и 19-ю танковую дивизии. Они нередко переходили в контратаки, но наши бойцы стойко их отбивали и переходили в наступление. Особенно напряженный бой произо- ■шел 29 сентября. В этот день наши воины проявили мастерство и массовый героизм. Более 1000 из них были награждены прави­ тельственными наградами. Особенно были отмечены солдаты, сержанты и офицеры батальона капитана Балаяна. За подвиги при форсировании Днепра и прочное закрепление плацдарма на его западном берегу удостоены звания Ге

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2