Сибирские огни, 1977, №4

у к н и ж н о й п о л к и 191 и н те р ес у ет — где н оч ует солн ц е? П ер вы е вопросы всегда о б р ащ е н ы к р о ди тел ям . Н о п а п а Б о р и с к и т а к обы денн о, н е в ы р а ­ зи те л ьн о (х о тя и верн о п о сути) р а с с к а ­ зы в а е т , ч то « Б о р и ск а с р азу со ск у ч и л ся. Е м у х о тел о сь у с л ы ш а т ь р а с с к а з о ж и ­ вом со лн ц е, которое к у п а ет ся в реч к е и у к р ы в а е т с я тум ан ом , ум еет п р я т а т ь с я з а т у ч к и , а потом в ы гл я д ы в а т ь и з -з а н и х . О том солн це, которое м о ж ет р а н ­ н и м у тр ом п р о б и р атьс я по л есн о й чащ е, л аск о в о бу д и ть п т и ц и о т р а ж а т ь с я от зе р к а л а н еп о сед л и вы м и за й ч и к а м и . А п ап и н о с о л н ц е н и чего этого д е л ат ь не ум ело». «Д ети ж и в у т в четвер том и зм ер ен и и , они в своем роде сум асш едш и е, ибо т в е р ­ ды е и у сто й ч и вы е я в л е н и я д л я н и х ш а т ­ к и , и зы б к и , и т ек у ч и . М и р д л я н и х , во­ и сти н у ,— « тво р и м ая легенда». Т а к п и сал К. И . Ч у к о в с к и й , а он в этом дел е п о н и ­ м ал то л к . К сож ал ен ию , это не всегда и н е все н ы н еш н и е р о д и тел и п он им аю т. О тсю да и у т и л и т ар н ы е , н е и н тер есны е д л я детей о тветы . Но, м ож ет бы ть, к а к н и когд а, д е тя м X X в е к а , ум ею щ и м с п е­ л ен о к в к л ю ч а ть т ел еви зо р , н а зв а н и в а т ь по т ел еф о н у и р еш а ть д ом аш н и е за д а ч ­ к и с пом ощ ью ЭВМ , н еоб ход и м ы эти н а и в н ы е воп р осы и ещ е более н е м ы сл и ­ мы е, с к а зо ч н ы е о тв е ты н а н и х ? В с к а з к е А л е к са н д р а Р о м а н о в а то, что н е сум ел сд ел ать п а п а , в зя л и н а се­ бя н аш и в еч н ы е д р у зь я , с к а зо ч н ы е зв е р ь к и—б ур ун д у чок Б у к (он р а зго в а ­ р и в а ет с лю д ь м и , но не со всем и, а т о л ь ­ ко с тем и , к то е м у н р а в и т ся ), м ед вед и ц а М аш е н ь к а, С орока, к о т о р а я р азн о си т на своем хв о сте новости ,—л ес н ы е Б о р и с к и ­ н ы д р у зья. С ущ еств у ет н еп и сан о е п р ави л о : п р о и з­ в ед ен и е д л я д етей не м ож ет обой тись без м о р ал и («добрым м о л од ц ам урок!»). В своей с к а з к е А л е к са н д р Р ом ан о в преп о дн о си т ее д етям , к а к и подобает н аст о ящ е м у с к а зо ч н и к у , н е н а в я зч и в о и поэтично. Б у р у н д у ч о к Б у к р а с с к а зы в а е т Б о р и с к е с к а зо ч к у про п р е к р а с н ы й лес, где ж и л а к о су л я. В се зв е р и с ч и т а л и за сч а ст ье ж и т ь с н ей в одном лесу, а в ол к п о к л я л с я р а зо р в а т ь каж д о го , кто оби­ ди т ее. Н о ж ес то к и й о х о тн и к п о д к р а л ся к к о су л е и в ы стр ел и л . Но н е у би л е е — к о су л я п р е в р а т и л а с ь в П ер в ую В еч ер ­ нюю З в е зд у . «—...Это о ч е н ь г р у с т н а я с к а зк а ,— с к а ­ з а л Б о р и с к а. — Это о ч ен ь о б н а д е ж и в аю щ а я с к а з ­ к а ,— с к а з а л а М аш е н ь к а.— М не теп ер ь к а ж е т с я , ч т о м ою м ам у н е у н есл и охот­ н и к и , а ей у д а л о сь у й ти от н и х и она т о ж е п р е в р а т и л а с ь в о д н у и з звезд!» С о в р ем ен н а л и с к а з к а Р ом ан о в а? Б е з ­ условно! Ибо о н а о т к р ы в а е т п ер ед д е ть ­ м и м и р б о л ьш и х ч у в с тв и вы со к и х м ы с­ лей , м и р п о э зи и и ф и л о соф и и . В едь в н еш н и е п р и м е ты в р ем ен и , к а к это под­ ч а с бы в а ет , ещ е н е д ел аю т с к а зк у со­ врем ен н ой . В сегда бы л и и буд ут со вр е­ м ен н ы с к а з к и К о р н е я Ч ук о вск о го и С а­ м у и л а М а р ш а к а , Е вге н и я Ш в а р ц а и Т а м а р ы Га'ббе. Н е за б ы в ае м ы и со вре­ м ен н ы с к а зк и К. П аустовского, А. Т ол ­ стого, Ю . О леш и. П ослед н и е годы п о р о д и л и м н ож ество с к а зо к , где в р ем я и д ей стви е о б о зн ач ен ы п р ед ел ьн о ч етко — X X в ек , п л а н е т а З е м ­ л я. Э ти с к а зк и н а п о л н е н ы со вр ем ен н о й проб лем ати ко й , п ри о брел и дел о в и тую с ер ьезн о сть и со ц и ал ьн ую н а п р а в л е н ­ ность, стал и , в ы р а ж а я с ь я зы к о м н ау к и , одн им и з к о м м у н и к а ти в н ы х сред ств пр и о бщ ен и я детей к взр о сл ом у м иру. П о яв и л и сь эл е к тр о н н ы й Б у р а ти н о Е вге­ н и я В елтистова, « Г ар ан ти й н ы е ч е л о в еч ­ ки» Э дуарда У спенского, Н е зн а й к а Н и к о л а я Носова, Б и б иш к а Ю р и я М ага- л иф а... С пи сок этот н еи счерп аем . «...Однако им ен н о д етям , н аш ем у ю но­ ш еству, бы ть м ож ет, в аж н е е зн а т ь не стол ьк о , к а к и почем у дей ству ет то и л и иное устройство, а что зн ач и т его п о я в ­ л ен и е, к а к в т ех н о вы х о бстоятельствах, ко то ры е оно п орож дает, п р ел ом л яю тся чел о в еч еск и е ценности, к оторы е мы сп р ав ед л и в о считаем в еч ны м и »,— гово­ ри т доктор ф и зи к о -м ат ем а ти ч е ск и х н а ­ у к , проф ессо р С. К ап и ц а. М не д ум ается, к а к р а з о ч ел о в еч еск и х ц е н н о с т я х идет р еч ь в с к а зк а х Г ен н а­ д и я К а р п у н и н а «Л уговая суббота» и Л е­ он и да Т р еер а «П р и клю ч ен и я воздухо ­ п л а в а т е л я Р едькина». Э к сц ен три ч н ость и бы стр ая см ена дей ­ с тв и я, кал ей до скоп собы тий, сам оо твер­ ж е н н а я борьба героя п роти в зл а и н есп раведл и вости , его сен сац и он н ы е победы за ст а в л яю т во сп р и н им ать «П ри к­ лю ч е н и я в о зд у х о п л ав ател я Р едьк и н а» к а к пароди й н ое о бы гры ван и е зн а к о м ы х образой и т и п и ч н ы х с и ту ац и й д етек ти в ­ н ы х повестей и ром ан ов. Л. Т р еер не с к р ы в а е т сво и х н ам ер ен и й и весьм а у д ачн о и сп о л ьзу ет и с ати р и ч ес к и й гро­ теск , и д р уж еск и й ш а р ж , и о ткр о в ен ­ ную к ар и к ат у р у . О днако, если д л я п ар од и и п л а к ат н о с ть и одн озн ачн ость героев достаточна, то д л я с к а зк и этого м ало. К о л я Р ед ь к и н с оверш ает сам ы е н е в ер о ятн ы е поступ ки во и м я добра и сп раведл и во сти ; очен ь хорош о, ч то т а к и м восп и тал и его роди­ т ел и и ш ко л а. В озм ож но, во в р е м я своей одиссеи он стал см елее и м уж ес тв е н ­ нее, за к а л и л волю , при обрел п о л езны й о п ы т и с м е к а л к у . В се это п р ек р асн о , х о ­ т я и п редп ол ож и тел ьн о. П р ед п о л ож и ­ тел ьн о потом у, что и в н а ч а л е, и в к он ц е «П риклю чений...» К о л я Р е д ь к и н все тот ж е эн ер ги чн ы й , см ел ы й , н егл у п ы й м а л ь ­ ч и ш к а . А к а к и е ж е д уш ев н ы е стр у н ы за д е л о это необы чн ое п утеш естви е? К а к и зм е н и л с я х а р а к т е р героя? В едь с к а зо ч н ы е п е р со н аж и с о х р а н яю т ­ с я н ав сегд а потом у, ч то с н и м и м ож н о п о гр у сти ть и п о р ад о в ать ся, п о в е д а ть им свои т а й н ы , п о у ч и т ьс я у н и х н е то л ь к о см елости, но и м удрости . И звестн о, что ф а н т а с т и к а—с к а зо ч н а я л и , н а у ч н а я л и— д о лж н а р а сш и р я т ь с о ц и ал ьн ы й , н р а в с т ­ в ен ны й , эм о ц и о н а л ьн ы й оп ы т юного ч и т а т е л я . К стати , в р я д л и о п р ав д ан о о п ­ р ед ел ен и е «П ри клю чен ий...» к а к ф а н т а ­ с ти ч еск о й с к а зк и . Ж а н р соврем ен н о й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2