Сибирские огни, 1977, №4

П о эт вою ет с л о ж н ы м п аф о сом , с к р а ­ си востью , в к о то р ы х и н о гда п р я ч у т и с ти н у т е, к то говори т п ы ш н о , о б м а н ы ­ в а я лю дей... М а р к а Ю д а л е в и ч а с ер ь езн о з а н и м а ­ ю т п р о б л ем ы ч е л о в еч ес к о й н р а в с т в е н ­ н о сти и д у х о в н о й ч и ст о ты . Л егк о и п р о ­ сто сб и ться в т а к и х с т и х а х н а д и д а к т и ­ ку . К ч е с ти п о эта , ем у у д а л о сь н а й т и то ч н ую во л н у д л я сто л ь о тветствен н о го р а зго в о р а с ч и та те л ем . З аб о то й о п о д р ас таю щ е м п о к о л ен и и п р о н и к н у т ы все с т и х и этого п л а н а . В одн ом и з н и х , о п р о в е р га я к е м -т о « вы ­ д ум ан н ое», будто « д е р ев ь я у м и р аю т стоя», п оэт говори т: Это кто-то выдумал пустое. А на самом, а на самом деле Николай Островский умер стоя. Хоть лежал, прикованный к постели. З н а ч и т е л ь н ы й и н те р ес п р е д с т а в л яю т с ти х и н а и с то р и ч е ск и е т ем ы . Н ад о о т­ м ети ть, ч то это т о ж е « и злю б л ен н ы й к о ­ нек» а в т о р а . М ы п о м н и м его п о эм у о П о л зу н о в е — с ер ь езн ую у д а ч у п о эта в середи н е своего тво р ч еск о го р а зв и т и я . С ей ч ас в к н и гу в ош л и н о вы е и с т о р и к о ­ к р а е в е д ч е с к и е м и н и атю ры : «Д остоев­ ски й в го с т я х у б а р н а у л ь с к о г о к у п ц а » , «К а к р аб о ч и й п о эта Т а ч а л о в а спас». Е сть в « К р у т о я р ах » и с т и х и , н а п и с а н ­ н ы е в р е зу л ь т а т е з а р у б е ж н ы х поездок, но это н е в п е ч а т л е н и я т у р и с т а , а л и р и ­ ч е с к и е р а з м ы ш л е н и я об у в и д ен н о м , п р о ­ ч у в с тв о в а н н о м , о в а ж н ы х я в л е н и я х со ­ в р ем ен н о й ж и зн и . К р у г т ем , в о л н у ю щ и х М. Ю д а л е в и ч а в л и р и к е , д о вол ьн о ш и р о к . Е сл и п р о ­ сл ед и ть, к а к эв о лю ц и о н и р о в а л а его л и ­ р и к а , л е гк о у б е д и тьс я, ч то в п осл ед н ее в р е м я о н а с т а л а более н а п о л н е н н о й гл у б о к и м и р а зд у м и я м и «о в р ем е н и и о себе». М ож н о н а й т и и н то н а ц и о н н ую о бщ ­ н о сть п о эта с н е к о то р ы м и с т и х а м и Д м и т р и я К е д р и н а . М ож н о у л о в и т ь т е ­ м а т и ч ес к ую в з а и м о с в я з ь его в о ен н о й л и р и к и со с т и х а м и , н а п и с а н н ы м и п о сл е во й н ы Б о р и сом С л у ц к и м . Н о всегда, во всем р а зл и ч и м с ам авто р , его м ан ер а , в и б р а ц и и его голоса. О гр ом н ы т р е б о в а н и я , п р е д ъ я в л я е м ы е сегод н я ч и т а т е л я м и к л и р и ч е с к о й п о э­ зи и . М ы б ы в а е м б л а го д а р н ы д а ж е то м у авто р у , у к оторо го н а х о д и м за п о м и н аю ­ щ у ю с я с тр о к у и л и с тр о ф у . Б е р у н а себ я см ел о сть у т в е р ж д а т ь , ч то в м о ск о в ск о й к н и ж к е М а р к а Ю д а л е в и ч а е с т ь — и не одно! — п о -н а с т о я щ е м у я р к и е с т и х и л и ­ р и ч еск о го х а р а к т е р ^ . Х у ж е п о л у ч а е т с я у него, к о гд а о н бе­ р е тс я с е й ч а с п е р е п и с ы в а т ь с т а р ы е свои сти х и . Х у д о ж н и к с т а н о в и т с я в р аго м с а ­ м ом у себе, ч е р е з м ного л е т п е р е с м а т р и ­ в а я м а з к и п о л отен , с о зд а н н ы х ж а р о м ю н ош еско го с е р д ц а , у к л а д ы в а я свое с ти х о т в о р ен и е в р а м к и , к а к к остю м в ч е м о д а н , ч то бы н е п о м я т ь . М . Ю д а л е в и ч п р е к р а с н о зн а е т ц е н у р ассу д о ч н о го в о з­ д е й с т в и я н а п о д л и н н о е в и с к у сс тв е . О д ­ н о его с ти х о т в о р ен и е д е к л а р и р у е т бо р ь­ бу с р ассу д к ом : « Б о й те сь зд р ав о го см ы сл а» . И т е м н е м ен ее, и н о гд а п о д д ае т ся « зд р ав ом у см ы сл у » . С ти х о тв о р е н и е «Д р у зьям » , по к о то р ом у н а з в а н п е р в ы й сб о р н и к п о эта в 1948 году, с о д ер ж а л о т а к и е стр о к и : Чуть побледнею я, когда Замечу девочку меж ними, С глазами синими, как даль, Немного строгими и злыми. Сверкать на солнце будет снег, Сухой мороз румянить щеки, И мы домой, как прежде, с ней Уйдем с последнего урока. В м о ск о вск о й к н и ж к е две за к л ю ч а ю ­ щ и е ц и т а т у стр о к и з в у ч а т т а к : «И м ы вдвоем , к а к п р еж д е, с н ей п ой дем д о­ мой после у роков». Ч то случ и л ось? П о ч ем у и с ч е зл а п о э­ зи я ? С т о ч к и з р е н и я п ед аго ги к и , н а в е р ­ но, н е л ь зя бы л о п и са ть , к а к ш к о л ь н и к и ш к о л ь н и ц а б е зн р а в ст в ен н о « уш л и с послед него у р о к а» . Л у чш е это д е л ат ь после у р о к о в. Но к а к о е и м е ет о тн ош е ­ ни е к п о эзи и т а к а я п е д а го ги к а ? П о ч ем у п оэт и з м е н я е т с а м о м у себе? П о эм а «К р у то яр ы » п о с в ящ е н а п а м я т и сестры п о эта, и зв е с тн о й в Б а р н а у л е у ч и ­ т е л ь н и ц ы . О н а н а п и с а н а с глуб о к им ч у в с тв о м и х о р ош и м зн а н и е м си би рского и с то р и к о -д ер е в ен ск о го м а т е р и а л а . К а к и м н о ги е с ти х и к н и ги М . Ю д а л е в и ч а , поэм а эта, б езу сл овн о, н а й д е т своего ч и ­ т а т е л я . > Е. РАППОПОРТ Геннадий Карпунин. Луговая суббота. Со­ временная сказка. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1975. Леонид Треер. Приключения воздухопла­ вателя Редькина. Фантастическая сказка. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1975. Александр Романов. Первая вечерняя звезда. Романтическая сказка. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1974. «...В н аш е в р е м я д е ти р а зв и в аю т с я у с к о р е н н ы м и т е м п а м и . В ч е р аш н и е в ы ­ п у с к н и к и д е тс а д а о б ъ я в л я ю т м а т грос­ см ей стер у и с т а в я т в т у п и к а к а д е м и к а . Д е ся т и л е тн и й в и о л о н ч ел и ст, ш а т а я с ь jio f l т я ж е с т ь ю и н с т р у м е н т а , п о к о р я е т ж ю р и м еж д у н ар о д н о го к о н к у р с а. К р о х а , о т л о ж и в к у к л ы , п о д н и м а е т с я н а г и м н а ­ сти ч ес к и й п ом о ст и, и с п о л н и в н е м ы с ­ л и м о е с ал ьт о , с та н о в и т с я о л и м п и й ск о й чем п и о н к о й » ,— п и ш е т в сво ей с к а з к е Л ео н и д Т р еер . К о н еч н о ж е , к р у го зо р , у м с т в е н н ы е и ф и з и ч е с к и е в о зм ож н о ст и р е б е н к а н ы н е п о сто ян н о р а сш и р яю т с я , н о м есто с к а з ­ к е в сегд а о с та ет ся . Д е т с к а я ф а н т а з и я и д етск о е в о о б р аж е н и е б ез н е е н е обхо­ д я т с я . Р о м а н т и ч е с к а я с к а з к а А л е к с а н д р а Р о ­ м ан о в а в н еш н е т р а д и ц и о н н а . М а л е н ь к и й е е гер о й Б о р и с к а , к а к и м н о ги е л и т е р а ­ т у р н ы е п р е дш ес тв е н н и к и , п ол о н р а д о ­ сти п о з н а н и я о к р у ж аю щ е г о м и р а. Его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2