Сибирские огни, 1977, №4
яр ч е. Б у д н и ч н ы й ч ел о в ек и еж е д н е в н ы й п оступ ок редко за н и м аю т расск азч и к о в . Т ут н адо бн а с и ту а ц и я н е ож и д а н н а я , ч е л о в ек н е за у р я д н ы й , ч у в с тв а о б н аж ен ны е, и зо б р ази тел ьн о сть е м к а я и средст в а точны е. Е сли п ер в ен ству ет м ы сл ь, м ы обой дем ся без к р асо к , но есл и чувство не прояснено, м ы буДем и с к а т ь новой и зо б р ази тел ьн о сти . А л тай ск и е р а с с к а зч и к и более ск л о н ны к си туати вн ой , а не к ол о ри сти ч еск ой прозе. С редства обы чно и сп о л ьзую тся ч ер н о -б елы е, в н ад еж д е, что своеобразие х а р а к т е р а ком п ен си ру ет недо стато к к р а сок. И ч ащ е всего это х а р а к т е р ы и з т ех б есч и сл ен н ы х р у с ск и х ч у д ак о й и л и н е с ч астл и в ц ев, ко то ры е всегда н а х о д я т ся и в м ал ом селе, и в больш ом городе. У Г ущ и н а вот С ем ен том и л ся, что в гр у ди ч то -то чув ств у ет, а к р ы л ь я не отрос л и . Э та ж е то ск а по к р ы л ь я м п р и вед ет одного и з гущ и н ск и х героев в р а сс к азе «Т ень стр ек о зы », ти х о го деревен ского с то л яр а , к том у, что о д н аж д ы он в о зн а м ер и тся сам сд ел ать верто л ет. И сдел ает, и у зн а е т р ад о сть короткого пол ета. Он у п а д е т и р азо б ьет м аш и н у, но д уш а об ретет свободу, потом у что по й м ет свое всесилие. П оэтом у о н ту т ж е н а д облом к ам и своего л етател ьн о го а п п а р а т а и з а с м е я л с я и «см еял ся долго, до слез, и зу м л я я с ь , что н и ко гд а р а н ьш е он т а к весело и щ едро не с м е ял с я. И т а к ем у легко, т а к хорош о...». Д р уги е герои р а сс к азо в 1976 года бу дут м ен ее у д ач л и вы . Т ом и т н е я с н а я то с к а деревен ского п а ст у х а И в а н а П ан о в а и з р а с с к а за В а л е р и я С л о бод чи кова «Од н а ж д ы вечером » (сб. «Ж у р ав л и н о е л е то»), и он тум ан н о ф и л о со ф ств у ет, м у ч а е тс я , озорует, поет и н и к а к н е н ай дет чего-то, м ож ет бы ть, т е х ж е к ры л ьев . С и д и т в и зб уш к е б а к е н щ и к а зд оровы й п а р ен ь Е горш а и з одн оим ен н ого р а сс к а за Б о р и са С т у к а ч е в а и ж д е т вы зо в а на п о л яр н ую стан ц ию , п отом у что обидела его ж е н а А л к а, и р а д у ет с я р ед к им у м н ы м гостям и ум н ом у разго во р у , и т о с к у ет и н е зн ает, к а к н а ч а т ь ж и зн ь с н ач ал а . П ью т, стр ад аю т, н ад ею тся на л у чш ее герои А н ат о л и я М и х ай л о в а М и т- р яш к и н , К урош п ай , Л е к с а х а (так р ас с к а з ы и н а зв а н ы ), и к а ж д ы й в н у тр и с сек р етом , с к ак ою -т о зап о в ед н о й тайн ой, н а которую р а с с к а зч и к и н ам ек аю т, но в н я т н о с к а за т ь н е ум ею т. Д а и не то, что не ум ею т, а, п о х ож е, стесн яю тся. С тоит ли, м ол, п ол н о-то говори ть, когд а ч и т а т е л ь и т а к д огад л и в? Bqt и т ес н я т ся по с тр а н и ц ам сб о рн и к а «Ж у р ав л и н о е лето» н ед ом ол вк и и п о д м и ги ва н и я, и д ел ается д осад ив за м ол о ды х авторо в, которы е к р еп к о д е р ж а т п еро и чи сто ум ею т о п и сать вн еш н о сть я в л е н и я , н ад ея сь , что этой д в у зн ач н о й вн еш н ости , за которой у г ад ы в а ет ся и н е к а я в то р а я сторона, ч и тателю будет достаточно: вот о б сто ятел ь ств а и вот х а р а к т е р — су д и те сам и . А н а д ел е-то вы х о д и т не глуб и н а, а ч и сто п и сани е. Б о я зн ь стер ео ти п а гонит м олоды х п р о заи к о в о т обстоятельного п си х о л о ги ческого и ссл ед о в ан и я х а р ак т ер о в , а в р е зу л ь т а т е о н и к стереоти п у и п р и х о д я т— т о л ь к о обратн ом у, л о ж н о -зн а ч и т е л ь н о м у, бескон ечно более бедном у, потом у ч то ч и та те л ь у х о д и т после ч т е н и я р ас с к а зо в с одним то л ь к о ощ ущ ен и ем со р а и неопределенн ости. О ттого и п иш у т м олоды е а в т о р ы о к р а и н у ж и зн и , н аи более за м ет н ы е м аск и , а не д ей стви тельн ую ж и зн ь с ее вн еш н ей неброскостью и п од ли н н ой глубинн ой слож н остью , которую набегом н е р а зг л я д иш ь и д л я п о зн ан и я которой н адо с ге роем пуд соли съ есть. У м ение у всех есть, а н а ч и та н н о с ть п о зво л я ет оп р я т н о р а зр еш и т ь лю бую за д а ч у , но у м е т ь — н е т о ж е с а м о е , ч т о з н а т ь . В и д ят он и все хорош о и ч утье р а зв и в а е т с я к а к следует, но ещ е н ет главного зр е н и я — зр е н и я д у х а, к о торое п р и х од и т с ясны м , с ф о р м и р о в ав ш и м ся м и рово ззр ен и ем , с ум ен и ем с т а в и ть зад ач и , с осо зн ан и ем своего г р а ж д анского и н р ав ств ен н о го н а зн а ч е н и я . О ттого о н и ещ е часто о гр ан и ч и в аю тся простою стен о гр ам м о й собы ти й, а к к у р а т но за п и сы в аю т услы ш ан н о е: «Н есколько подобны х р азгово ров я за п и сал . М не они к а ж у т с я и н тересны м и », — н а ч и н ае т Н и ко л ай Ч е р к а со в р а с с к а з с си м п т о м ат и чески м н а зв а н и е м «П омню о д и н с л у чай...». Его т о в а р и щ по сбо рн и к у А н ато л и й М и х ай л о в п о л ь зу ется, н е с го в а р и в аяс ь, тем ж е п р и н ц и п ом : «Люблю с л уш а ть истори и , в к о то р ы х п у таю тся бы л ь и небы л ь. С л ы х а л я, к п ри м еру, такое...». Э то р а згл я д ы в а н и е ж и зн и вм есто с а м ой ж и зн и о ч ен ь тр ев ож н о и су л и т а в т о р ам тер н и стую дорогу. С коро одной за п и с и уви ден н о го им будет у ж е н ед о ста точно, д а и ч и т а т е л ь сп р оси т больш его, и тогда откр о ется, что им не о ч ем п и сать, потом у ч то оп ы т п р и о б р етается не н аб лю д ател ьн остью , а со-радостью , со стр ад ан и ем , со -бы ти е м со своим народом . П о к а и х часто вы р у ч а ет детство, с к о т о ры м п р ощ ае тс я ч у т ь н е к а ж д ы й м оло дой п р о заи к . Э л еги ч еск и е взд о х и т е с н я т с я по ж у р н ал а м , п о эти ч еск им и п р о з а и ч е с к и м сбор н и к ам . «Я ещ е р а з п р ощ аю сь с Д етством . Это бы ло у ж е со м ной и п о в то р и тс я ещ е не раз»,—об ещ ает В ал ер и й С лободчиков. И в а н З а в о л о ж и н говорит к а к будто обратн ое: « Зд р авству й , детст во! В от м ы и сви дели сь», но в этом с в и д ан и и более в и д н а о к о н ч ател ь н о сть п р о щ а н и я , ч е м р ад о сть встречи . Н е б о л ьш а я по весть А н ат о л и я Е горова «Ж д и те н а с в мае» и з того ж е сб орн и к а п р о н и за н а ж е л а н и е м вообщ е п одольш е н е р а с с т а в а т ь с я с детством , п отом у что р еб яч еств о п овести, в ся ее у д ал ь, и гр у - ш еч н о сть тр у дн остей , бесп ечное ж и в о п и с ан и е ар м ей ск о й служ бы , в котор ой все т а к за н я т н о , п р и в л е к ат ел ь н о , потеш н о — ещ е от д етства, от н е сф о р м и р о в авш его - с я с о зн а н и я , не р а згл я д евш е го слож ного сущ е ств а сегод н яш н ей а р м и и и д р а м а - . т и зм а ста н о в ящ е го с я м и р о в о ззр ен и я. Е горов н а з в а л по весть о б я зы в аю щ е «Ж д и те н а с в м ае» и а д р ес о в ал с я этим н а зв а н и е м к о тц ам , к то в м ае п р и ш е л с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2