Сибирские огни, 1977, №4

п р е в р ащ а т ь и за с т а в и т С ем ен а п р и й ти к соседу с н е о ж и д а н н ы м вопросом : «Ты к а к сп иш ь? С покойно?». И бу д ет к а я т ь ­ с я и ж а л о в а т ь с я н а м у к и со вести и п ы ­ т а т ь с я п о н я т ь—ч то ж е д а л ьш е, чего ещ е о с та н е тс я ж д а т ь , к о гд а дом бу д ет и м а ­ ш и н а: «Д уш а буд ет всем эти м с ы т а я и л и ещ е ч е го -н и б у д ь за п р о си т? Н е вещ ей , а чего другого». И зн ае т, ч то н ет, п отом у что устр о ен в с е -т а к и н е к а к А н атол и й : « З н аю в ед ь,— С ем ен п р и л о ж и л р у к у к груди,— е сть во м н е ч то -то так о е , в зд р а ­ ги в ае т в н у т р и . А п о л е те ть н е могу. К р ы л ь я н е отросли...». М ож ет бы ть, п о том у и н е п у с к а е т его п р о за и к к о к о н ч ат ел ь н о м у п ад ен ию , что вот эт и к р ы л ь я ж а л е е т . Т а к не п у с к ае т он и дер ев ен ск о го у м е л ь ц а К у зь м у , к о ­ то р ы й т у т п о ч ти все д а ч и п остро и л и в сех в о зн е н а в и д е л , и х о д и т по дв о р ам и б р езгл и в о п ь е т с т а к а н в одки , к о то ры й ем у п о д аю т, и н е б л аго д ар и т, и п р е зи р а ­ ет в сех до того, ч то у ж е и не у д е р ж и в ае т в себе н ен ав и сти : «— Н е д ам , х о т ь убей — н е д ам ж е р ­ дей,— говори л он, н а с л а ж д а я с ь своим и сл о в ам и , и вдруг, о тсту п и в н а ш аг, с к а ­ зал : — А слы ш ь, Н атоли й ... В от е ж е л и р а зр еш и ш ь р а з в м орду су н уть, то п р и ­ везу. П о л н ую т ел егу . Х ош ь, а?.. Я не больно. С у н у р а з, и все. Е сли х ош ь, две тел е ги п р и везу » . Н е п р о х о д и т д ар о м р а с п р о д аж а сове­ сти. О ттого и п ь е т К у зь м а, оттого и не сп и т С ем ен, и, к о гд а дом у ж бу д ет го­ тов, о п я т ь п р и д ет к А н ато л ию , потом у что с в я з а н с н и м к а к о й -т о с тр аш н о й с в я зью , словн о это н е сосед, а дв о й н и к его, все ду рн ое, чего С ем ен з а собой не зн ал , и вот д р о ж и т от н ен ав и сти , п о ч ти к а к К у зь м а, х о т ь и т р езв : « З а п о к у п к о й я, Д олгов. З а д у м а л д уш у твою к уп и ть. С к о л ьк о за п р о с иш ь ? — Д уш у, го во р иш ь ?—х м ы к н у л сосед.— А ч его т ы р еш и л п о к у п а т ь ? С воей х в а ­ т а т ь н е стало? — Н е стал о , Т о л ь к а, не стало! П отом у и п о куп аю ... Я с ам с п ат ь не бу д у и тебе н е д ам . Я ч е р е з т е б я н еч ел о в ек ом стал!..» И , у ж е п о т е р я в к о н т р о л ь н а д со­ бой, к и н е т с я С ем ен в дом , с х в а т и т к а н и ­ с тр у и п о б еж и т п а л и т ь соседа, п о к а не о т тащ и т его от ч у ж о го за б о р а сы н . С тр аш н ую , зл ую п о весть н а п и с а л Г у­ щ и н , н е д а в а я о п о м н и ть ся ч и та те лю до сам ого ф и н а л а , н е д а в а я е м у о твести г л а за от п р о и сх о д ящ его , словн о з а р у к и д е р ж и т. Но со ст р ад ат ел ь н о ст ь его к С е­ м ен у, к ч ел о в еч ес к о м у н а ч а л у в нем , с д е л а л а ф и н а л , а с н и м й гл а в н ую м ы сл ь д вой ствен н ой . Это х о р ош о о тм е ти л р е ­ ц е н зе н т п о в ести И . Д едков: «...писателю о ч е н ь х о ч е т ся , ч то бы м ы С ем ен у сочув­ с тв о в ал и , а Д о л го в а н е н а в и д е л и . Н о, к а к н и т р е п ещ е т С ем ен о в а совесть, п о д ел ать с собой м ы н и ч его н е м ож ем и со ч у в ст­ вие п р о б у ж д а е тс я п лохо» («Лит. обо зр е­ н и е», 1976, № 1). М ы вед ь, ко гд а С ем ен за к ан и стр о й к и н у л с я , б ы л и п о ч ти у в ер е н ы , что он свой дом за п а л и т . А он, о к а з ы в а е т с я , к соседу н а л а д и л с я . Т у т п р о заи к и п р о ­ и гр ы в а е т. Б о л ьш е С ем ен н а м н е и н т е р е ­ сен. В о п р ек и вол е п р о з а и к а и л и б л а го д а ­ р я ей , п отом у ч то в ы в о д ы д и к т у ю т с я не ав т о р с к и м ф и н а л о м , а всею л о ги к о й п о­ вести , м ы у в е р я е м с я , ч т о герой, м о ж ет бы ть, за в т р а п е р ед Д о л го вы м и з в и н и т с я и пой дет в п р я м ы е п о д л е ц ы и л и , что ско р ее всего, в сл ед з а К у зь м о й по р у с ­ ск о м у о бы к н о в ен ию за п ь е т и п о к а т и т с я п о м а л е н ь к у в н и з, п о том у ч то д о л го в ск о й к р еп о сти в н ем н ет. П и с а т е л ь н е у в и д е л , что в этой д л и т е л ь н о й р а с п р о д аж е сове­ сти С ем ен в ы ш е л и з его п о д ч и н е н и я и сп асти его бы ло у ж е н е л ь зя . Г ущ и н ещ е по в е л и к о м у м и л о сер д ию х у д о ж н и к а д у ­ м ае т в ы зв о л и ть героя, а гу м ан н ее, к а ­ ж е т с я , бы л о осудить. П о л о в и н ч а то с ть т у т с о в е т ч и к пло хой . Х а р а к т е р с та л в р а ж д о ­ в а т ь с н еп о сл ед о в ател ьн о стью идеи. И в с е -т а к и п о в есть свое суровое н а з н а ч е ­ н и е в ы п о л н я е т. Ж е с то к о с ть т у т п р е в ы ш е л ож н о й б езгр еш н о сти героев П а в л о в а . С овесть — в ед ь это не п р а зд н о е и не в н е ­ в р ем ен н о е слово. С о д е рж ан и е ее м е н я е т ­ с я с д в и ж е н и е м общ ества. С овесть — это голос о бщ ества в ч е л о в ек е , голос т е х гу ­ м ан и с ти ч ес к и х п р и н ц и п о в, к о то р ы м и р у к о в о д с тв у е тс я м и р, о к р у ж аю щ и й нас. И е сл и бор ьба т а к и зн у р и т е л ь н а и т а к б о л езн ен н а и стр аш н а, зн а ч и т, м о р а л ь ­ н ы е п р а в и л а со ветского ч е л о в е к а т а к ус то й ч и вы и с и л ь н ы , что, вы ст у п и в п р о ­ ти в н и х , ч е л о в е к о б р е к ае т себ я н а н р а в ­ ств ен н о е сам оуби йство. П о р тр ет п о к о л е н и я с к л а д ы в а е т с я в а л т а й ск о й л и т е р а т у р е прош л ого года со всею ж и в о й сл ож н о стью и п р о т и в о р е ч и ­ востью . Н р а в ст в ен н ы й «срез» о к а з а л с я м ногослоен, п о л и ф о н и ч ен и и м ен н о в м ного образи и своем убеди телен . Н е все с тр а н и ц ы в этой б и о гр аф и и л ь с т я т ч е ­ л о в ек у , но в гл ав н ом , в с ам ом с у щ е с т ­ вен ном , в том , ч то с о ст ав л я е т о сн ову общ ествен н ой ж и зн и , п у т ь бы л после­ д о в а те л ен и б л агод арен . С о зн ан и е п ро ­ б у ж д а ет с я , к р еп н е т, сом н ев ается, у т в е р ­ ж д а е т с я во в сех и зл о м а х и стори и и от­ д ел ьн ой судьбы , и это д в и ж е н и е о б ещ а ­ е т здоровое и дух о в н о вы со к о е буду­ щ ее. II «...аз, буки, веди...» ( В а л е р и й С л о б о д ч и к о в ) Р а с с к а зы Е. Г ущ и н а, М . Ю д а л е в и ч а и р а с с к а зы к о л л ек ти в н о го сб о р н и к а м оло­ д ы х авто р о в «Ж у р а в л и н о е лето», в об­ щ ем , м о д ел и р ую т т о т ж е т и п х а р а к т е ­ ров, т о л ь к о п р и б а в л я я н о вы е эп и зо ды , в а р и а ц и и , у т о ч н е н и я. И , к а к это б ы в ает в обы ч н ой ч е л о в еч ес к о й б и о гр аф и и , к о г­ д а м ы п у с к а е м с я в у т о ч н и те л ь н ы е восп о­ м и н а н и я , н а у м п р и х о д я т со бы ти я не с а ­ м ы е зн а ч и т е л ь н ы е и ч асто о тч его -то к о ­ м и ч еск и е, но они , в о бщ ем , о с таю тс я в л о ги к е х а р а к т е р а , т о л ь к о «уп лотн яю т» его, д е л аю т п о с л ед о ва тел ьн ее и обосно­ в ан н ее. П р о стр ан ств о р а с с к а за н е в ел и к о , и л и н и я д о л ж н а б ы т ь ж ес тч е, а м азо к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2