Сибирские огни, 1977, №4

о п ер и ровавш его н а п о ч к ах » ; «Д ля к о н ст­ р у к то р а и з почтового ящ и к а , с л е гк а ч о к ­ нутого н а зы б к о й почве яд ер н о й ф и зи к и , с тр а ст ь к а к тал ан тл и во го »; «Д ля ч о п ор­ н ой с е с тр ы -х о зя й к и , не п о в о р ач и в авш ей головы л и ш н и й раз...» и т. д. О втор ой п овести П а в л о в а « Р азн ы е в згл яд ы » м ож н о с к а за т ь немного. Л о ж ­ н а я зн ач и те л ьн о с т ь ее к о н ф л и к т а , сво­ д ящ его ся к том у, что ч ел о в ек у , у котор о­ го всю ду есть «блат», не д олж н о ж е н и т ь ­ с я н а ч и с т ы х д е в уш к а х , у н и ч т о ж а ет все п о п ы т к и а вто р а вы й ти и з м а т е р и а л а с честью . Способы к о н с тр у и р о в а н и я п е р ­ со н аж е й бы л и н е сл ож н ы и в «М орозах, м етел я х » , зд есь ж е к р а с к и о с та в л е н ы и вовсе просты е. Г ер ои н я влю би лась; «Дол­ го в к о м н ате зв у ч а л и сти х и , т е п л ы е и чи сты е, к а к в о зд у х в со л н еч н ы й д ен ь н а д взм орьем . С в еж и й осен н и й ветер вх о д и л в р асп ах н у то е окно. Д е в уш к и л е­ ж а л и в тем н о те с о т к р ы т ы м и гл а за м и . Сон не ш ел ни к Г ал и н е, н и к Дусе... С е­ го д н я в и х д р уж б у в л и в ал о с ь ч то -то но­ вое, больш ое, сильное. — Лю биш ь? — за т а и в ды х а н и е , сп роси ­ л а Д уся, у л у ч и в п аузу. — Т ы у гад ал а, Дуся!» И лю б я т герои друг д р у га с тою ж е ро­ зовой опрятностью : « Г ал и н а п р о п у ск а л а р еп ети ц и и клубного д р а м к р у ж к а . В аси­ л и й не х о д и л на в еч ер н и е совещ ан и я... О ни ч и та л и друг д ругу сти хи , nentv». С ти х о в В аси л ию п р и х о д и л о сь зн а т ь тем больш е, что у него бы л соп ерн и к — ч и ­ сто, «без блата» лю б ящ и й Г ал и н у Григо­ ри й , к о торы й «вечером , в о бщ еж и ти и до х р и п о ты говори л с т о в а р и щ а м и о с ти х а х А сеева, С ветл ова, Т и х о н о в а, ц и ти р о в ал М аяко вского» . И х о т ь В аси л и й и ж е н и т ­ с я н а Г ал и н е, но, видно, вп оследстви и е м у в с е -т а к и с Г ригорием не совл адать, п отом у что у того и н тер есы ещ е и д а л ь ­ ш е сти х о в п р о сти р аю тся: «Н адо за б е ж а т ь в к н и ж н ы й м агази н , п о яв и л с я, говорят, то м и к С у м ар о к о в а — редкость... По радио о б ъ я в л ен а т р а н с л я ц и я «Князя^ И горя» и з Б ол ьш ого т е а т р а с М и х ай л о вы м в п а р ти и К он ч ак а». М о р ал ь т ож е т а к а я в я л а я и т а к а я п р е д р еш ен н ая, что ч те н и е и д ет « вхоло­ стую », по к асател ьн о й . У героев своя ж и зн ь , у ч и т а т е л я — с в о я , и н и одной то ч к и соп ри косн овен и я. Ч те н и е д а ж е не вовсе безвредное, ибо, к а к в с я к а я р у м я ­ н а я л о ж ь , р а зр уш и те л ьн о е . У ведом л ен и е и зд ат е л ь ст в а, что авто р много л ет в о з­ гл а в л я е т к о н стр у к то р ск о е бюро одного и з заводов, н и чего не м ен яет. Ч и та те л ь ж д е т и сти н ы и ее ху д ож ествен н о го во­ п л ощ ен и я, не о г л я д ы в а я с ь н а проф ессию с о ч и н и те л я — то, ч то то т стоит з а к у л ь ­ м ан ом , н и к а к не освоб ож д ает от о тветст­ вен н ости п ер ед в ел и к и м сводом русской л и т е р а т у р ы и п ер ед стр о ги м и т р а д и ц и я ­ м и ее сурового гу м а н и зм а. Р я д о м с кн и гой П а в л о в а п о ч ти д ен ь в д ен ь вы х о д и л а в и зд ат е л ь ст в е к н и га Е в­ г ен и я Г ущ и н а «К р асны е ли сы » с оп реде­ л яю щ е й всю то н ал ь н о сть к н и ги беспо­ щ ад н ой п о вестью «По сходной цене». Г ерой Г ущ и н а С ем ен Т аб ак е ев от п ерсо ­ н а ж е й П а в л о в а о т л и ч а ет ся р а зв е что в о з­ растом . Он будет п остарш е, но работает т о ж е к а к следует и не з р я ч и сл и т с я в п ер ед о вы х б р и гад и р ах . Но т у т сходство и к о н ч ается. М ож ет бы ть, т а к й п рош л а бы эта ж и зн ь в сп окойной работе и у в а ­ ж ен и и товар ищ ей , но сосед его по с та н к у см а н и л С ем ен а с ж ен о й к себе н а дачу, а т ам по соседству о к а за л о с ь в о зм ож н о и ещ е д ом и к сторговать. Ж е н а ещ е под­ н а ж а л а , и вот С ем ен во и м я этого дом а с та л сд ав ать п р и н ц и п за п ри н ц и п ом , гро­ м о зд и ть л о ж ь н а л о ж ь , и ч е м вы ш е под­ н и м а л ас ь в д еревн е его д ач а, ч е м п л о т ­ н ее став и л он забор, ч то бы с к р ы т ь воро­ в ан н ы е м ат е р и ал ы , тем безв о зв р атн ее бы л а его погибель, тем р е ж е п од н им ал он г л а за н а то в а р и щ ей и собственного сы н а, и т ем ясн ее д ел ал о сь, что ч ел о в ек ум ер. К а к ж е сл уч и л о сь, ч то так о е, в сущ н о ­ сти, обы денн ое т еп е р ь дело, к а к дач а, погубило ч е л о в ек а . Н авер н о е, н ач ал о сь все с сам ого т о р га ,.с в т о р ж е н и я в ч уж о й дом, где с о х р а н я е т с я н а в ы ц в е тш и х ф о ­ т о гр а ф и я х п р о с та я ж и зн ь русского рода: «Т ам бы л и и с та р и к и , и стар у х и , д е р ж ащ и е н а к о л е н я х детей. П отом эти дети, у ж е п о взр осл евш и е, с то ял и во зле с и д ящ и х н а с т у л ь я х стар и к о в . Н а д ру ги х с н и м к а х м ож н о бы ло у зн а т ь м у ж ч и н и ж енщ и н , со х р ан и вш и х в себе ещ е ч то -то детское. Но с та р и к о в р я д о м у ж е не бы ­ ло. Т о л ь к о в и х д е т я х н еул овим о ж и л и ро дствен ны е ч ер ты . В ц е н т р е рарлы в ставл ен бы л небол ьш ой лю б и тел ь ск и й с н им о к стр иж ен о го с о л д ата в к р а с н о а р ­ м ей ск о й гим настерке...». Э тот солд ат о с та в и т вм есто себя м а ­ т ер и ч е р е м у х у , к о т о р а я ш у м и т под о к ­ ном и от кото рой х о з я й к а и збы П етр о в ­ н а не м ож ет у е х ат ь, п отом у ч то это все равн о, что о став и ть сы н а. Н о С ем ен н е ­ ож и д ан н о д л я с еб я о к а ж е т с я эн ерги чен , и где х и тр остью , где лестью , а х о зя й к у они в ы ж и в у т , потом у что сам и о н и вот так о го родного гн езд а н е зн аю т, потом у что н е у в аж ен и е к отеч еско й т р ад и ц и и п р и у ч и л о и х м ер и ть п о н яти е «дом» б л оч ны м со оруж ен и ем , которое о н и не строи л и и которое всегда м огут о став и ть д л я другого блочного дом а б ез боли. С ам - то С ем ен ещ е см у тн о п ом н и т свой двор, а вот его сы н у И горю у ж е и этого не о стан ется, потом у ч то вм есто с л о в а «дом» в его со зн ан и и у к р е п и т с я слово « ж и л ­ пл ощ ад ь» . П етр о в н а ещ е п р и д ет д в а р а за п оси­ д е ть под ч е р е м у х о й и п о с л уш а ть в ш ум е ее в етв ей голос сы н а, н о о д н аж д ы С ем ен с р еж е т ее, п у т а я с ь в о п р а в д а н и я х , с ты ­ д я с ь и с тр аш а сь и ещ е не п о н и м ая до к о н ц а, что д ел ает. О н п ойм ет это то л ь к о по в згл я д у сы н а, к о то ры й п осм отри т на него г л а за м и тем н ы м и , н е х о р ош и м и и совсем ч у ж и м и . А в ед ь будет ещ е беско­ нечн ое воровство с за в о д а то досок, то труб, то ж ел е за , то к р ас к и . С ем ен х о р о ­ ш о у сво и т у р о к и своего «искуси тел я» и соседа А н ат о л и я Д олгова и м ногом у в ы ­ у ч и тся , но п р о за и к все будет б ер еч ь его, все н е за х о ч е т совсем -то в 'А н а т о л и я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2