Сибирские огни, 1977, №4
сей ч ас своего н р ав ств ен н о го со в е рш е н с тв а нос». А в ед ь п о в есть в общ ем д р а м а т и ч е с к а я , и п е р с о н аж не го го л ев ск и й И в ан И в а н о в и ч и з М и ргорода. В этом в и д н а н е б р еж н о сть в вы боре средств, и, х о т ь п р е гр еш е н и е м е р ы к а к будто н ев ел и к о , в ф и н а л е оно о б ер н ет с я п о ч ти ф а л ьш ью . В с тр е ч а м ас т и ты х в к о н ц е -— это за с л у ж е н н о е бл аго п о лу ч и е н а п о сл ед н и х д в у х с т р а н и ц а х т а к н ар о ч и то и т а к оперно! В р е ал ьн о сти -то все, в ер о ятн о , т а к и бы ло, и го ло д н ая ю н а я д об род етел ь д е й ств и тел ь н о о бер н у л а с ь о бесп еч ен н ой старо стью , но в то м -т о и т а й н а х у д ож е ст в е н н о й п р ав ды , что о н а не х о ч е т м и р и т ь с я с п р я м ы м перево д ом реал ьн о сти . Ф и н а л н а р у ш а е т весь п р еды д ущ и й строй, а т а м к а к р а з все хорош о, нето р оп л и во . М ы у с п ев а ем п р и в я з а т ь с я к доб ры м и с л а в н ы м гер о ям тяж е л о го п о слевоенного к о м м у н ал ь н о го б ы т а р о в но н асто л ьк о , что вот сей ч ас бы и п о ж и т ь с н и м и , а т у т п о в есть и о б о р в а л ась, д а ещ е т а к н ар яд н о . А в то р п р о в ел с гер о ям и т о л ь к о то в р ем я , к о гд а они П одавали повод к р а з говору о себе, б ы л и вн еш н е за м ет н ы , а к а к т о л ь к о п р и ш л а по ра обы денн ой ж и зн и , где сю ж ет п о таен и п о ч ти н еп ро - ч и ты в ае м о сл ож ен , т а к что н у ж н ы у ж е к а к и е -т о и н ы е х у д о ж е ст в е н н ы е средст ва, п р о за и к о с та в л я е т героев. Об этом способе х у д ож ествен н о го п е рево д а р е ал ь н о ст и м ы ещ е будем гово ри ть. П о к а ж е, ч то бы д о п и сать би о гр а ф и ю с о в р е м е н н и к а до н ы н еш н и х дней, п о гл яд и м ещ е две к н и ги этого года — «М орозы , м етели » Н . П а в л о в а и «К р ас н ы е л и сы » Е. Г ущ и н а. К огда ч и т а еш ь п о д р яд н е с к о л ь к и х а в торов, в д р у г с особенной, п о ч ти ф и з и ч е с к о й ясн о стью ощ ущ а еш ь , к а к м е н я е т с я п р и ч т е н и и «объем л егк и х » . Это ч а сто п р и во д и т к том у , что о ц е н к а к н и ги в р е ц е н зи и и обзоре м о ж ет не совп ад ать. Р е ц е н зе н т о т сч и ты в а ет всел ен н ую от сей ч ас л е ж а щ е й п е р ед н и м к н и ги , обоз р е в а т е л ь с м о т р и т со сто р о ны п р ям о п р о ти в о п о л ож н о й . И сти н а, очевидн о, р а с п о л а га е т с я н а с к р ещ ен и и эт и х р а зн о н а п р а в л е н н ы х в згл я д о в . Ч и та те лю , р а з в и вш е м у л е г к и е н а ч т е н и и К о зл о в а или С т ар ц е в а, с П а в л о вы м будет п о н ач ал у трудн о. Д ело со всем не в том , что д р а м а т и зм р е в о лю ц и и и в о й н ы несоп о ста вим с п р о с ты м и п р о б л е м а м и м ирного п р о и зв о д ств а. Х а р а к т е р , есл и он д у х о в но п роч ен , о д и н ак о в о м ощ н о п р о я в л я е т с я во в с я к о е и сто р и ч еск о е в р е м я и во в с я к о м дел е. П р о б л ем а, котор ую и зб и ра ет П а в л о в в гл а в н о й п о в е с т и . «Моро зы , м етели » , достаточн о о стр а и со вр е м ен н а, ч то бы с то л к н о в е н и я бы л и р еш и т е л ь н ы и м асш таб н ы . А в т о м а т и за ц и я и р е о р га н и за ц и я п р о и зв о д ств а, с т а вш а я в н ед а в н ее в р е м я го су д ар ствен н о й п роб л ем ой , д а ж е и в п р е д е л а х н ебольш ого п р е д п р и я т и я , п р е д п о л а га л а н е и зб еж н о сть р а зн о гл а с и й , п отом у ч то р е ч ь всегда и д ет п р е ж д е всего о л ю д я х . М ы п ом н и м , ск о л ь к о з л ы х сп о ров в ы зв а л в ж и зн и х а р а к т е р « ч е л о в ек а со стороны » и з п ьесы И. Д во рец ко го. Г ерой П а в л о в а В а си л и й К о м к о в п р и х о д и т не «со сторо ны ». Е го п р о е к т м о д е р н и за ц и и м еб ел ьн о й ф а б р и к и р о ж д е н и зн у тр и п р о и зв о д ств а. О н д е л а л свое еж е д н е в н о е сто л яр н о е дело, но и не у с та в ал п р и с м а т р и в а т ь с я ко в сем у п р о ц ессу и, зн а я , что не с о в л а д а ет с ч е р т е ж а м и и р а сч ет ам и п р и одн ой д е с я т и л етк е, то р о п и л ся о к о н ч и ть к у р сы и п р о ч е с ть все, что вы х о д и л о в л и т е р а т у р е по дереву. О д н им словом , это ч е л о в е к и з тех , кого зо в у т р аб о ч и м и н овой ф о р м ац и и и д е й с тв и т е л ь н ы м и х о зя е в а м и п рои звод ства. Но, к он ечн о, не обо й дется и без «ч ел о в ек а со стороны ». И н ж е н е р Г ру дчен ко п р и ед ет в п осел ок с соли д н о го зав о д а и п р и в е зе т п у тан ую , з а т е й л и вую и ж и в о п и сн ую р еп у тац и ю . О д н ак о это то л ь к о п о н ач ал у а в т о р н ам его с дурн ой стороны п ред став и т, а у ж ч е р е з п я т ь м и н у т стан ет ясно, что он, к о н е ч но, заодн о с К ом к о вы м , и, к а к ни т р у д но, л и н ию свою о н и до к о н ц а доведут. Т ем более, что и со п ер н и к о в -то у н и х н ет. Р а зв е что н а ч а л ь н и к ц е х а , у к ото рого к о гд а-то К ом к ов д е в уш к у и з-п о д н оса у в ел , т а к и тот то л ь к о ч то за т о р м о зи ть волен, а не вовсе о тм ен и ть. К о н ф л и к т ф а к т и ч е с к и п ер ех о д и т и з п р о и з водствен н ой области, где он мог бы ть п о -н а с то ящ ем у слож ен , в обл асть бы то вую — у К ом к ова к а к р а з д ети заб о л ел и и ж е н а л еч и тся, у Г р уд чен к о ж е н а во все неи звестн о где и д о л ж н а в о т-в о т п р и е х а т ь , и им—по п р и ч и н е т у м а н н ы х р а с х ож д е н и й — все надо н а ч и н ат ь с н ач ал а . В к о н ф л и к т е и х а р а к т е р а х п о я в л я е т с я у ю т н а я дом аш н ость. Способ р а зр еш е н и я эт и х к о н ф л и к т о в ж и зн е н н о -п р ав д о п о д о бен, но н а зв а т ь р а зр еш ен и е х у д о ж е с т в ен н ы м бы ло бы сл иш к ом см ело. П л о • х и е — п л охи , \ х о р ош и е — х орош и , и д ет и гр а в п о д д ав к и . В этом н ет н еп р ав ды , потом у что и в д е й ств и тел ь н о сти -то н а ш и т а й н ы н е особенно глуб оки , д р а м ы н е зн а ч и те л ь н ы , п р о б лем ы р а зр еш и м ы , но это до поры , п о к а о б сто ятел ь ств а не с та н о в я тс я о стры , п ер ел ом н ы , и у ж т у т д ом аш н и й соседский в зг л я д д е л а е тс я н е достаточен. С л егк и м и , п р и в ы ч н ы м и к этом у к о м н а тн о м у во зд у х у , ч и та те лю н е л ь зя с р азу в ы х о д и т ь н а у л и ц у б ол ь ш о й л и т е р а т у р ы — х о т ь к к н и га м си б и р с к и х со вр ем ен н и к о в П а в л о в а , к к н и гам А с та ф ь ев а , Р а с п у ти н а , Л и п ато в а. Т у т не р а зн о с ть т ал а н то в , а п р е ж д е всего р а з н ость п од ходов д и к т у е т способы м ы ш л е н и я , р а зн о с ть с теп ен и ответствен н ости , к о то р а я м гн овен н о с к а зы в а е т с я и в я з ы ке, в с ти л и сти ч еск о м п о п у сти тел ьств е, которое о т л и ч а ет П а в л о в а . П р и м е р ы т е с н я т с я н а к а ж д о й с тр а н и ц е: «С к в о зь яр о с ть п р и ш л а ясность»; «И н ж е н е р н ы е р а сч еты н еу м о л и м ы , к а к рок»; «В аси л и й , остро ч у в с т в у я н е и зб еж н ую с п р ав е д л и вость св о и х рассуж д ен и й ... сказал ...»; «В ее ую тн о й д уш е н а х о д и л и сь у к р о м н ы е м еста д л я ж ел ч н о го , и зн ош ен н ого тр у д ом , б л е ст ящ е го в п р ош л ом х и р у р га ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2