Сибирские огни, 1977, №4

гр ех в е р н у ть с я к у ж е ч и та н н о м у и п е р е ­ п р о в е р и т ь ощ ущ е н и е (для п р и м е р а х о ть то т ж е А м ы р с ан а , я в л я ю щ и й с я в н а ч а л е героем п р и тч и и то л ь к о с п у ст я н е ск о л ь ­ ко р а сс к азо в о б р етаю щ и й плоть). Это т р у д н ы й п р и н ц и п п о стр о ен и я, и К озл ов н е совсем с н и м со вл ад ал . К о м п о зи ц и я ещ е отдает п р о и зв о л ьн о стью , ещ е с л иш ­ ком н е у к л ю ж а и гр ом о зд к а, ч то бы ч и т а ­ т е л ь мог по п р о ч тен и и у в и д е т ь зд ан и е ц е л и к о м и со х р ан и ть ощ ущ ен и е ед и н с т ­ ва, но п р и н ц и п н ай д ен хор ош и й . Т р а д и ­ ц и я си би рского о ч е р к а о ч ен ь о с н о в ател ь­ на. Т ут у и сток о в сто ят в ел и к о л е п н ы е и м е н а К оролен ко, Г ар и н а-М и х а й л о в ск о ­ го, Ч е х о в а, и п р о д о лж а ть ее — за н я т и е сто л ь ж е благородное, с к о л ь и о т в е т ст ­ вен ное. К о зл о в с о х р ан я е т чу в ств о п у т и • и зд есь и г л я д и т н а п р е дш ес тв е н н и к о в у в аж и т ел ь н о , но б е з робости... Д р а м ату р г Л ев К в и н за щ и щ а е т своего геро я Ю р и ч а р е п у та ц и ей « ч у д а к а -ч е л о - века», к а к он и н а зо в е т п ьесу о н ем в кн и ге «Вы соко в си н ем небе». Это д е л и ­ к а т н а я и, п о ж ал у й , н аи бо л ее у б е д и т е л ь ­ н а я ф о р м а за щ и т ы героя, п о том у что м ож н о п о н я ть н едоум ен и е о к р у ж аю щ и х , ко гд а в зр о с л ы й ч е л о в е к к а к и м и -т о с тр а н н ы м и п ри сп о со б л ен и ям и б ьет ок н а в д ом ах о к р а и н н ы х с т а р у ш е к и потом , к о н ф у зя с ь , с та в и т н о вы е с те к л а ; когда он н е сп и т н о ч ам и , м а р а я к о н то рскую доску гр ом о зд к и м и и н е п о н я т н ы м и ф о р ­ м у л ам и ; ко гд а он гово ри т о м еж п л а н е т ­ н ы х п о л е та х , а у сам ого о д н а ш и н е л ь на все с л у ч а и ж и зн и , и его к н и г а п ы л и т ся в и зд ат е л ь ст в е и в о сп р и н и м а е тс я к а к ребячество. О н п е р е п и с ы в а е т с я с Ц и о л ­ к о в ск и м , но в ед ь и у того в тогдаш н ей К а л у ге р е п у т а ц и я н ем н огим л у чш е, х о тя с тр а н а у ж е за б о т и т ся о н асл ед и и м е ч та ­ тел ьн о го у ч и те л я , d в п ьесе заб о ти тся и о т а л а н т е Ю р и ч а, котор ом у О р дж о н и ­ к и д зе п р е д л а га ет в о зг л а в и т ь р або ты по п р о е к ти р о в а н и ю и с тр о и те л ь ств у в етр о - эл е к тр о с та н ц и и . П о к а в ет р о эл е к тр о с та н - ц и и , к о т о р а я н а сущ н е е и реал ьн ее. Но в эп и л о ге п о д н и м ется к к аб и н е к о см он авт, и Ю ри ч будет п р и ч а ст ен в этому. n Х а р а к т е р в ы ш е л с и м п а ти ч н ы й , т р о га ­ т е л ь н ы й и до статочн о зн ак ом ы й : эти робкие, р а сс ея н н ы е, т а к т и ч н ы е и в гл у ­ би не оч ен ь п о с л ед о ва тел ьн ы е и н есги б а­ е м ы е в у б е ж д е н и я х р у сск и е и н те л л и ге н ­ т ы — в н аш е й л и т е р а т у р е не новость. И , м о ж ет бы ть, п о м н я об этом , д р а м а ­ т у р г не п о заб о ти л с я о более в н ятн ом о б о зн ач ен и и р одословн ой героя. О тк у д а он п р иш ел , этот ч е л о в е к Ъ солд атской ш и н е л и , с его в л еч ен и ем к косм осу, с его д ев и ч еск о й за стен ч и во стью , б его глуб о­ кой к у л ьту р о й ? С о зд ал а его р ево лю ц и я и л и то л ь к о п р е о б р а зо в ал а ? Н о вы й это ч е л о в е к и л и в н ем теч ет к р о в ь старой и н те л л и ге н ц и и , о с в ещ е н н а я н о вы м в р е ­ м ен ем ? Это и н те р ес н е п р а зд н ы й , ибо т у т о тсу тстви е р е а л ь н ы х к о р н ей м стительно. О но за с т а в л я е т п р е д п о л а га ть, что к ор н и в п ьесе л и т е р а ту р н ы е , что герой — более следстви е н а ч и та н н о с ти , ч е м д е й с тв и ­ тел ьн о сти . М ож ет бы ть, им ен н о поэтом у Ю р и ч т а к часто с р ы в а е т с я в р и то р и к у и и л лю стр ац ию , то о б р ащ а я с ь п р я м о в за л со словам и: «Лю ди, п ой м и те, это н уж н о ! С тр ан е н уж н о , в а м н уж н о , всем! К а к ж е вы не п о н им аете, лю ди ? Я ж е сер дц е в ам свое отдаю , м о зг свой! А вы не берете... П оч ем у ж е? П очем у?». То р е б я ч е ск и р еш аю щ и й п ер ед н а м и с л о ж ­ н ейш и е зад ач и : «Н а В енеру!.. А ск о л ь к о ж е н адо то п л и ва? И н тересно... Н у -к а , п о д сч и таем , н у -к а , н у -к а ... ( углубляется в расчеты, но вдруг, пронзенный тревож­ ной мыслью, поднимает голову). Н е у ж е ­ л и этого не будет? Н е у ж е л и я н е п р ав? Н е у ж ел и п р а в ы те, други е? (Пауза. Убежденно.) Нет! Нет! (Снова берется за работу.)» С тран н о п р е д с та в и т ь т ак о е в о с к л и ц а ­ ние в у с та х Ц и о лк о вск о го — ч е л о в ек а , в общ ем , т о ж е ум евш его м ы сл и т ь в о з­ вы ш ен н о, но н е п р е д ъ я в л я вш е г о сч е та ч ел овеч еству, а то л ь к о м н ого р а б о та вш е ­ го, создавш его в о к р у г с еб я м ощ н ое эл е к ­ тр и ч еск о е поле. Э та с т р а с т н а я ф а н т а с т и ­ к а, п е р е м е ж е н н а я п р ав д о й , б ы л а т а к глуб о к а и правдоп о д о бн а, что в о л н о в ал а совр ем ен н ую ф и л о с о ф ию и п о эзию голо­ сом к ак о го -то нового всеч ел о веч еск о го м и р о п о н и м ан и я, б р а тс т в а по косм осу. Ю ри ч так о го п о л я с о зд а ть н е ум еет, о т­ того и о би дчи в н а лю дей. К в и н н ев о л ьн о р а зо р у ж и л Ю р и ч а, н е с о в л а д а л с сам ы м гл а в н ы м — с м и р о п о н и м ан и ем своего ге­ р оя, не смог о т о р в а т ь ся от зе м л и н а ­ стол ько, чтобы за с т а в и т ь н а с п о в ер и ть в и ск р ен н о сть п о ры в о в м олодого ч е л о в е ­ к а, а д е к л а р а ц и я м и с ей ч ас з р и т е л я не п рой м еш ь. А вот «на зем л е» , в ж и т е й ­ ской ч а с ти п ьесы , К в и н бы в а ет о ч ен ь х ор ош . У л ы б к а п о ч ти н е сходи т с его л и ц а , и все гер о и о к а з ы в а ю т с я о ч ен ь п р и в л е к а т е л ь н ы в озо рстве, п о д тр у н и ­ в ан и и , р о зы г р ы ш а х — во в сех м ногооб­ р а зн ы х ср ед ствах , к о то р ы м и они с п р а в ­ л яю т с я с т я ж е л о й реал ьн о стью . М еры о н т у т н и где н е п е р ех о д и т, и в ер и ш ь , ч то в другом м ат е р и ал е , к о гд а гл а в н ы й п ер со­ н а ж буд ет м ен ее р и то р и ч ен , д р а м ат у р г н еп р ем ен н о победит. Т а к и сп одвол ь с к л а д ы в а е т с я в л и т е ­ р а ту р е б и о гр а ф и я нового ч е л о в е к а — от п е р в ы х р остков освоб ож д ен н ого сам о ­ с о зн а н и я у С о п ока к глуб око о с м ы с л ен ­ н ы м н р а в ст в ен н ы м п р и н ц и п ам героев К в и н а, к о то ры е у ж е до статочн о с и л ь н ы и дух о в н о свободны , ч то бы у й т и н а с а ­ м ую б ол ьш ую в о й н у и о т ст о я ть эт и в е ­ л и к и е п р и н ц и п ы . П ьесу JI. К в и н а «Вы ­ соко в си н ем небе», к о т о р а я д а л а н а з в а ­ н и е к н и ге, н е н а зо в еш ь п р о д о лж ен и ем « Ч у д ак а -ч е л о в е к а » — п р ям о го д и ал о га м еж д у н и м и н ет. И в а н Г олубев, в ч е р аш ­ н и й ш к о л ь н и к с п л о х и м зр ен и ем , н а ­ с то й ч и в о о б и ваю щ и й п ороги м ед и ц и н ­ с к и х ком и сси й , ч то бы они п о зв о л и л и е м у с та ть л ет ч и к о м , х а р а к т е р о м м ал о п о х о ж н а Ю ри ч а. Но у в ер е н н о сть во все­ си л и и ч е л о в ек а , в в о зм ож н о сти п реодо ­ л е н и я лю б ы х п р е п я т ст в и й , есл и м еч та р е ал ь н а, п о ж ал у й , с д е л а л а бы и х т о в а ­ р и щ ам и , д о в ед и сь и м со й ти сь н а доро гах в о й н ы и л и м и ра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2