Сибирские огни, 1977, №4
р и тм н а п р я ж е н н о й д уш и и л е т ящ е го со зн а н и я , и оттого ф р а з а р в ал а сь : у П и л ь н я к а — «М етель. С осны . П о л я н а . С тр ах и . Ш ооя, Ш о-о яя, ш о о я я я , Г ви и у у. Гауу...»; и д а ж е у н а и р е ал и с т и ч н ейш его Ф у р м а нова: «В ск и н ул и сь кон и , св и ст н у л п о сви ст я м щ и ц к и й , в зв и зг н у л зм е и н о й см еш ью к н у т степ н ой — и в с н е ж н ы й м ет е л ь н ы й по рох л е г к и е т р о й к и п р о п а л и , к а к п ти цы ». С ей час это п о к а за л о с ь бы с т и л и за ц и ей, п отом у что п е р ем е н и л с я р и тм и сто р и и и р и тм м ы ш л е н и я . В от бой у К о зл о в а с ти л и за ц и е й и стан о в и тся: « Т а -т а -т а -т а !— п у л е м ет и з н и о тк у д а . И з зы б к о й к о л ы ш ащ е й с я м ассы к ам н ей ! С л ев а, с п р а в а , сп ереди , сзад и ... Г ах, гах! З а л п ы п о д п и р аю т оди н , другой . О бре ч е н н о ст ь о д н и х п р и д ае т у в ер е н н о сть другим ... Гах! Гах! • Б е сп о р яд о ч н ы е в ы с т р е л ы . С в о л о ч н а я троп а! Н и р а зв е р н у т ь с я , н и у к р ы т ь с я . Г л ад к и й к ам е н ь , н е у д е р ж а т ь с я в в етр ен ую погоду... П ы л ь , стоны , гр у ды с б и вш и х ся тел . — Н азад ! Н азад! Зал п ! Зал п !» Т а к х о тел о сь в т я н у т ь ч и т а т е л я в этот бой, в ы з в а т ь с м я т е н и е и за с т а в и т ь у в е ро в ать в т р а г и зм п р о и сх о д ящ его , но ч и та те л ь т о л ь к о р а с т е р я л с я от с и н к о п и рован ного с и н т а к с и с а и п ер естал о р и ен т и р о в ат ь с я . Д р а м а т и зм с и т у а ц и и за сл о н и л с я н ед о у м ен и ем и н е п р и я зн ью к авто р у , к о то р ы й п о зв о л и л н ам п о тер я ть и з ви д у героев, о сл аб и л хор ош о н а к а п л и в а ю щ и й с я и н тер ес и со у ч асти е к су д ь бе С опока. В ы п р а в л я т ь с я потом тру дн о и сам о м у авто р у , а за н и м и ч и тателю . Н о в с е -т а к и д и н ам и ч е ск и е и ж есто к и е т ен и П и л ь н я к а и И в а н о в а в ы зв а н ы не н ап р асн о . О ни о тч е тл и в е е д е л аю т д ал ь, и сто р и ч еск о е п р о с тр а н с тв о п овести, есте ств е н н е е о б н а р у ж и в аю т д в и ж е н и е г у м а н и ст и ч е с к о й тр ад и ц и и , обн о вл ен и е н р а в с т в е н н ы х п р и н ц и п о в. « Ч е л о в ек а — ч то его, его всегда с д ел а ть м ож но. Ч е л о в ек — п ы л ь. Н и чего н ет л е г ч е ч е л о в е к а уби ть». Вот к а к го во р ят п а р т и за н ы Вс. И в а н о в а, и ж есто к о сть эта п р о д и к то в а н а бесп ощ адностью борьбы , с м е с ти вш и м и с я ч е л о в еч ес к и м и к р и т е р и ям и . Н е в и н а Вс. И в а н о в а, что в его к н и гах , к а к о т м е ч а л В яч. П ол о н ск и й , «тр у п ы — ш та б е л я м и , т ы с я ч а м и , к у р га н а м и » . П о в есть Ю . К о зл о в а т о ж е д остаточн о су р о в а, но ц е н н о с т ь ж и зн и н еобы к н о вен н о в о звы си л ась: «..п реж д е, ч ем С ан аб ай в з я л н а и зго то в к у в и н т о в к у , м еж д у н и м и к р ас н о а р м ей ц е м ... о к а з а л с я Сопок. — У бей с н а ч а л а м ен я. П у сть это т ч е л о в е к ж и в ет . П у с т ь д у м а ет, ч то с его д н я его п о сети л а с ам а судьба... Н е за б ы в ай , п р и д ет ч а с — т ы т о ж е б у д еш ь ум и р ать » . К ор н и о с та л и сь к а к будто те ж е, но к р о н а ш у м и т н о в а я , и т а к д а л ек о от к о р н ей , что т е м н а я и х си л а п р е о б р а зу е тс я п о дороге в св е т н овой л и ствы . «П ер вы м и гл а в н ы м п р и зн а к а м того, ч то д а н н ы й п и с а те л ь н е е сть в ел и ч и н а с л у ч а й н а я и в р ем е н н а я ,— я в л я е т с я ч у в ство п у ти » ,— Б л о к не у с т а в а л н а п о м и н а т ь это всегда и в особен ности тогда, к о гд а п р и ш л а п о р а гово ри ть о н о в ы х н е б ы в а л ы х я в л е н и я х ч ел о в еч еск о й исто ри и . П о весть Ю р и я К о зл о в а со х р ан и л а в себе эти ж и в ы е т о к и п р ош л о го и б у д у щ его и, о б о р а ч и в а я с ь н а за д , не у п у с к а л а и з в и д у н асто ящ его . Н ав ер н о е, им ен н о п оэтом у о н а в ош л а в р я д ж и в о й , сегод н яш н е й , п од ли н н о со вр ем ен н о й л и т е р а ту р ы . Это хор ош и й р е зу л ь т а т , потом у ч то со стар ы м м ат е р и ал о м это у д а етс я не всегда. К н и га М а р к а Ю д а л е в и ч а «Э вкл и до ва п рем удр ость» п о д п и сан а 1975 годом , но к ч и та те лю о н а п р и ш л а в 1976-м, и м ы р еш а ем с я в з я т ь п р и м е р н еп о д ч и н е н и я и стори ческого м а т е р и а л а и з вош едш ей в эту к н и гу п ь есы «И волга». В п ро ч ем , « неподчинени е» сло во н е совсем то. Ю д а- л ев и ч — д о стато чн о о п ы т н ы й х у д о ж н и к и у м еет р а с п о р я д и т ь с я м ате р и ал о м . З д е с ь б ы л а н ев ер н о п о с т а в л е н а за д а ч а . У н ее бы л за р а н е е и зв е с те н ответ, и р е ш а т ь ее с та л о н еи н тересн о. Н и сам ом у авто р у , к о то р ы й и с к а л п о д д е р ж к и в я з ы к овой и гр е, н и ч и та те лю , к о то ры й этой и гры н е п р и н и м а л . М ы говор им об этой п ьесе зд ес ь не по п р и н ц и п у к о н т р а с т а с п овестью , а по и сто р и ч еск о й б л и зо сти м а т е р и а л а — Пьеса н а п и с а н а о след ую щ ей с тр а н и ц е б и о гр а ф и и н а р о д а , о к о л л е к т и в и за ц и и , о с л ож н е йш ем д р а м ат и ч ес к о м п ер и од е м олодой со ветск о й - д е р ев н и — р а с к у л а ч и в а н и и . ' П р и е х а л в село горо дско й ч е л о в ек А р сен ть ев , с та л к ом со м о л ь ск и м с ек р е т ар е м , и лю д и с р ад о стью п р и зн а л и в н ем своего. П о с ел и л с я он н а к в а р т и р е у д в у л и ч н ого п о д к у л а ч н и к а Ф ом ы , в лю б и л с я в его ю ную , ум н ую , бедную с естр у З и н а и д у и о б ещ ает не р а з л у ч а т ь с я с нею . А у Ф о м ы во дворе х л еб за р ы т , и он рад, ч то к у л а к П е тр у х и н за т е в а е т у б к т ь с е к р е т а р я . У бийство не вы х о д и т, но л е ч и т ь с я А р с ен ть ев у п р и х о д и т ся в городе долго. З а это в р е м я З и н у у с п ев аю т о б м а н у ть, но в е р ы ее в в о зв р ащ е н и е с е к р е т а р я все ж е не о тн и м у т, и за то т ж е с п р я т а н н ы й х л еб , о котор ом о н а у з н а л а и н а м е р е н а р а с с к а за т ь к о л х о зн и к а м , П е т р у х и н за р е ж е т ее за м и н у ту до того, к а к н а по роге п о я в и т с я А рсен тьев. В се к р а с к и , к а к и м и ч и т а т е л ь н а д е л и л б ы гер о ев п о т а к о м у п е р е с к а зу , в п ьесе и м ен н о т а к и м и и о к а ж у т с я . Ч и та те лю о с та ет ся т о л ь к о т р у д ч т е н и я , но не от к р ы ти е , н е со страд ан и е, н е за и н т е р ес о в ан н о сть, не ж и в о й о тзы в. П ь еса о к а з а л а с ь гр ам о тн о й , а к к у р а т н о п остроен н ой и л л ю с т р а ц и е й к с тр а н и ц а м и сто р и и к о л л е к т и в и за ц и и . О н а м о гл а б ы т ь н а п и с а н а и .р азы гр ан а то гд а и, м о ж е т бы ть, в ту п о р у б ы л а б ы о стра и ж и в а , п отом у что а к к о м п а н е м е н то м б ы л и бы вы с т р е л ы за о кн ом , а сей ч ас о н а т о л ь к о д р а м а т и зи р о в а н н ы й п ер ев о д и звестн ого м а т е р и а л а , к а к и сп р ав н о о т в е ч е н н ы й у ро к . Д о ста т о ч н о п о см о тр еть способы х а р а к т е р и с т и к и героев. З и н а и д а по к аж д о м у с л у ч аю п о ет п о д х о д ящ ую ч а с ту ш к у , д ем о н стр и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2