Сибирские огни, 1977, №4

Его и м я С опок, но у него т ы с я ч и д р у ­ гих и м е н н е в одн ой то л ь к о О й ротии . М а л ен ь к и й ч е л о в ек с п о ч ти р а с т и т е л ь ­ н ы м со зн ан и ем , он мог б ы т ь к азах о м , к и р ги зо м , бу р ятом , к а л м ы к о м , и м ы з н а ­ ем его свер стн и к о в, его т о в а р и щ е й по судьбе. С о в ет с к а я л и т е р а т у р а с б ер еж н о й в н и м а те л ьн о стью с м о т р е л а в его л и ц о и вот в с м а т р и в а е т с я сн ова, и м ы о п я т ь с в о л н ен и ем , тревогой , п орою зл ы м с о у ч а ­ сти ем (словно п о д т а л к и в а я его — «ну, что ж е ты !») сл ед и м з а судьбою гер о я п о в е­ сти Ю р и я К о зл о в а « Б е л ы й бом», р еш аю ­ щ его все те ж е с та р ы е , н о и все новы е м у ч и те л ьн ы е п р об лем ы , в н е за п н о в с т а в ­ ш и е н а и сто р и ч еск ом п ер ел о м е перед ч ел о в ек ом , н и чего н е зн авш и м , к ром е раб о ты : « Р а зв е это т а к в аж н о , кто т ы — к р а с н ы й и л и белы й ? Ч е л о в е к—к о р о тк и й в ек , во т весь сказ... К у д а идти, к у д а го­ л о в у п р и ту л и ть, ч то бы не о б ъ я с н я т ь н а к аж д о м ш агу , кто ты , за ч е м ж и в еш ь?» Но, о к азал о с ь, н е л ь з я не о б ъ я с н я т ь и н е л ь зя у й ти в н овы е м еста, потом у что зе м л я в ся о к р а с и л а с ь то л ь к о в д в а ц в е ­ та, и вы бор н еи зб еж ен . К озл ов х о р ош о р а с п о р я ж а е т с я х а р а к ­ тером , не то р о п я сь с б л аго п о л у ч н ы м р е ­ ш ен и ем . Д овольн о п л а ст и ч н ы й (не зр я он всю ду сво й со своей трудо лю би во й п ок о рн остью и п о ч те н и е м ко всем обы - / ч а ям ), С опок ещ е ищ ет п р и вы ч н о го в ы ­ хода: «К то п р а в , кто в и н о ват? Ч ь я си л а в е р х в к о н ц е во зьм ет? К ом у к л ан я ть ся ? » Это не р а б ь я п си х о л о ги я. Это п о с л уш н а я к р о в ь вечного б е д н я к а , к о то р ы й от си лы ( ж д е т не о сво б ож д ен и я, а т о л ь к о своего а и л а д а т р е х о в ец д л я н а ч а л а с а м о с то я ­ т ел ь н о й и сп о к о й н о й ж и зн и . И , м ож ет ’ бы ть, С оп ок с л о ж и л бы голову з а в ер о ­ лом ного С а н аб ая , д авш е го е м у ви н то в к у , ; и с тр е л я л б ы во в сех , кого е м у п о к а за л и о ч е р е д н ы е н а н и м а те л и , н о т у т сам С а - н а б а й п р о сч и тал ся , д овери в С о п оку р а з ­ в е д к у в к р ас н о м о тр яд е. К а к в с я к и й х и щ н и к , он н е су м е л д о гад аться, что в *о т р я д е С оп ок у с л ы ш и т слово «брат», у з - ! н а е т ц е н у бескоры стн о го добра и п р а в д ы ( И н е с м ож е т п о д н я ть р у к у н а т е х , кто ’у в и д е л в н ем равн ого, н а веселого бойца Г ен ер ал о ва, к о то ры й м еж д у д ел ом в д а л - ‘б л и в а ет С опоку п о л и тгр ам о ту : «...люди р а в н ы м еж д у собой по при роде! П он ял?» и р а зъ я с н я е т , что «С опок ч ел о в ек , что н ар о д и з С оп о к ов состоит и е м у бы ть гл а в н ы м н а зем ле... — Я н е н ар о д , Г ен ер ал . Я м ал е н ь к и й ч и ч х а н . М ы ш к а. — А с ам говори л — сорок ворон с и л ь ­ н е е в о л к а. — Это н е я говори л. Т а к н ар о д м ой го­ ворил. — Н ар о д — б о л ьш о й м уд рец , глуп о сть не скаж ет...» Д и ал ог, п р и н е за те й л и в о с ти своей, з а ­ н и м а т е л ь н ы й и д л я п си х о л о ги и а л т а й ц а н ео бы к н о в ен н о в аж н ы й . Всего н еск о л ько дн ей п р о й д ет м еж д у тем , к а к С ан аб ай т о л к н е т С оп ока н а дорогу зл а , и м и н у - . той, к о гд а С опок к и н е т с я н а своего по­ следн его н а н и м а т е л я , чтобы уб и ть его, а ; п о к а ж е тс я , что п р ош л и годы . Это т а й н а х о р ош ей п р о зы — к а к авто р у у д ал ось у б ед и ть н ас в п ер ев о п л ощ ен и и С опока в т а к о е к оро тк ое в р ем я . Т ай н а, впрочем , р а зга д ы в а е м а я — о н а в то ч н ом ч увстве н а ц и о н ал ь н о й пси х ол о ги и . П осм отрим ещ е р а з й а ди ал ог, верн ее, вот н а эту ф р а зу : «Это не я говори л. Т а к н ар о д мой говорил». Вот к а к р а з в этом и дело. Со­ п о к бы л сы н ом своего н ар о д а, и есл и с к и та л с я от х о зя и н а к х о зя и н у , то по­ в и н н а бы л а в этом то л ьк о и н ер тн о сть созн ан и я: т а к бы ло — т а к будет. Н ар о д ­ н а я м удрость, ч у в ств о п р а в д ы и добро­ сердечи е бы л и ж и в ы в н ем и зн ач ал ь н о , в п и т а н ы с кр о вью Р о д и ны , и есл и он на м гн овени е мог с к л о н и ть ся ко зл у , то по то й ж е ин ертн ости , оттого* что его частн ое, сопоковское созн ан и е, сам осо­ зн ан и е ещ е не бы л о р азб уж ен о . А к ор н и в нем бы л и здоровы е, и, когд а в о тр яд е он у с л ы ш ал п росты е слова о р авен стве, эти к о р н и с р азу д ал и си л ьн ы е м олоды е побеги, и он, ещ е не с о зн а в ая этого, су ­ м ел одн оврем ен но и соеди н и ть себ я со своим народом , и вы д ел и ть и з него, стать не м ы ш ью , но ч ел о век ом среди лю дей. П овесть ещ е р а з п о д тверд и л а, что т ем а с та н о в л ен и я «м аленького ч ел о в ек а» в больш ую эп оху — тем а н еи сч ер п аем ая, ибо п си х ол о ги ческ и д р а м а т и ч е с к а я и д л я к аж д о й судьбы ед и н ствен н ая. Л у ч ­ ш и е к н и ги со ветски х л и тер ато р о в не д е­ к л ар и р ую т гу м а н и сти ч е с к и х п р и н ц и п ов, а с верою см отрят и н а самого «безглас­ ного», покорного, к а к т р ав а , ч е л о в е к а и о б н ар уж и в аю т, что в огне, в и злом е в р е ­ м ени, есл и в р е м я ищ ет р а зу м а и свобо­ ды , ч ел о в ек о к а зы в а е т с я в ел и к, к а к в е­ л и к народ, что за робким м о л ч ан и ем т а ­ и т ся м н огосл ож ны й м ир, м удрое сердц е и зд о р о в а я душ а. З а д а ч е й р ево лю ц и и бы ло р азб у д и ть ч е л о в ек а , за д а ч е й л и т ер а ту р ы стало, не п р я ч ас ь, с бесп ощ адны м м илосердием , р а с с к а за т ь о том , к а к это р а зр еш ал о с ь н а деле. С д ел ать это убеди тельн о м ож но бы ­ ло, то л ь к о об л ад ая глубокой гу м а н и сти ­ ч еск о й к у л ьту р о й и безусл овн ой верой в н равствен н ое сам о со зн ан и е своего н а ­ рода. П о л и ф о н и ч ес к ая пол н ота к н и ги у б е ж ­ дает, что К озлов все эти к ач ес т в а соеди­ н я е т в себе с необходим ой о р ган и ч еск о й свободой. Х орош о о сн ащ ен н о е в о о б р аж е ­ н и е пом огает е м у сд ел ать х а р а к т е р ы п о л н о к р о в ны м и и ясн ы м и . К ол ори сти ­ ч е с к а я щ едрость образо в и н а р о д н а я аф о р и сти ч н о сть м ы ш л е н и я героев д о к а ­ зы в аю т, что п р о заи к бы л и ск уш ен к п и ­ сан ию не одн им и д о к ум ен там и , н о у в а ­ ж ен и ем н а ц и о н ал ь н о й т р ад и ц и и и п о н и ­ м ан и ем ее в н у т р ен н ей стр у к ту ры . Ч у тье и м ер а и зм е н яю т п р о заи к у только , когда он п и ш е т бои. Н едуг за и м ­ ствован ного эк сп р есси о н и зм а л ом ает и зо б р аж ен и е. О гл яд к а н а Б . П и л ь н я к а и Вс. И в а н о в а за м е т н а в эт и х б а т а л ь н ы х с тр а н и ц ах . Р а зл и ч и е то л ьк о в том , что он и в и д ел и и с л ы ш а л и в р ем я , и потом у п о б еж д ал и , а он р еко н стр у и р у ет — и п о ­ то м у п р о и гры в ает. Д л я н и х это бы л ри тм ж и во й , сего д н яш н ей у л и ч н о й ж и зн и ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2