Сибирские огни, 1977, №4

н а ст а и в аю т им ен н о на.этой версии . Б олее всего им дороги в К р у ч и н и н о й с о х р ан е н ­ н ы е в и с п ы т а н и я х болью и сл а в о й ч е р ­ т ы . Г л ад к о п р и ч е са н н ы е , с т у ги м у зл ом н а з а т ы л к е р у сы е волосы , н еброские) строгого п о к р о я п л а т ь я , н егр о м к и й го­ лос, с д е р ж а н н ы е д в иж е н и я... Н и чего от зн ам е н и то й гастр о л ерш и , от б л еск а и у с п ех а — м и л а я , д об рая, о ч ен ь р у с ск а я ж енщ и н а, б е зу т еш н а я м ать. Д а ж е гр у ­ бость Н е зн а м о в а и Ш м аги о н а п р и н и м а ­ ет с готовностью п о н я ть и п р ости ть, а холодного ц и н и зм а М у рова поп р осту не ж е л а е т за м еч ат ь , п о гл ощ е н н а я л иш ь одной м ы сл ью — о сыне. П р ош л о е не ум ерл о д л я это й К р у ч и ­ ниной. Оно ж и в е т в ее в о сп о м и н а н и ях , в ее в о о б р аж ен и и , оно — ее в т о р а я р е­ альн о сть, бы т ь м ож ет, с а м а я гл а в н а я . В городе, с к о то р ы м стол ьк о с в я зан о , во­ сп о м и н а н и я обступ аю т, м а т е р и а л и зу ю т ­ с я в ф и г у р ы зн а к о м ы х ей лю дей, точно в д ур н ом сне. В от о н а в ош л а в го сти н и ч н ы й ном ер, в ся ещ е во в л ас ти то л ь к о что п ер еж и то й в стр еч и с ю ностью , а за сп и н ой в о зн и к ­ л и н е п о д в и ж н ы е ф и г у р ы у ч а с тн и к о в ее п р ош л о й и бу д ущ ей д р ам . В р е м я см ести ­ лось, п ер ем еш ал о сь . Р а зг о в а р и в а я с Д у - д у к и н ы м , К р у ч и н и н а с л уш а ет его в е ж ­ л и во, д о б р ож ел ател ь н о , но м ы сл и , душ а ее все ещ е т ам , в п рош лом . О н а в ер н ет ­ с я в н а ст о ящ е е л и ш ь с п о я в л ен и ем Н е з­ н ам о в а и Ш м аги , о т к л и к н е т с я всем су­ щ еств о м сво им н а ч у ж у ю боль. Г о р ь к а я су д ьб а Н е зн а м о в а в ы зы в а е т у К р у ч и н и н о й не т о л ь к о и ск р ен н ее у ч а ­ стие, но и см утн ое п ред ч у встви е, н е я с ­ ную п о к а д о гад к у . В сем сущ еством сво­ им гер о и н я Г арш и н о й ж д е т ч у д а, ж д ет невозм ож н ого... В этой т р а к т о в к е и и сп ол н ен и и к л а с ­ с и ч е ск о й ро л и , всегда сч и т авш ей ся «гастрольн ой», им ею щ ей д ав н и е сц ен и ­ ч е с к и е тр ад и ц и и , м ного свеж его, н е за ем ­ ного. Ж е л а н и е и с п о л н и те л ьн и ц ы (и р е ж и с ­ сера) со х р ан и ть в К р у ч и н и н о й ч ер ты Л ю бы О тр ад и н о й т а к вел и ко, что А к т ­ р и с а у сту п ает в н ей М атери. И вот с эти м с о гл а си тьс я трудно, ибо О стров­ с к и й н а п и с а л п ьесу не то л ь к о о х о р о ­ ш ей ж енщ и н е, но и о больш ом х у д о ж н и ­ ке. О д н ак о отсю да, в ероятн о, и р о д и лся д р а м а т и ч е с к и й ф и н а л с п е к т а к л я , в ы з ­ в а вш и й м ного споров. В оп реки О стр ов­ ском у , К р у ч и н и н а -Г а р ш и н а не вы д е р ­ ж и в а е т в стр еч и с о б р етен н ы м ею сы н ом , не м о ж ет вы н ес ти гр у за своей н ев о л ь­ ной в и н ы п ер ед н и м и ум и р ает. Дело, д у м а етс я , в с е -т а к и не в сам ом ф а к т е «спора с О стровским ». Д ело в том, что т ем а т е а т р а , русского а к т е р а , очен ь в а ж н а я д л я д р а м а т у р га , н е п о л у ч и л а в с п е к т а к л е уб ед и тельн о го р а с к р ы ти я . Л и ч н а я д р а м а К р у ч и н и н о й о к а з а л а с ь в аж н е е, зн ач и те л ь н е й . С ердц е о си р о тевш ей Т олго н ай , о т д а н ­ н ое лю д ям , в ы ст о я л о во в сех и с п ы т а н и ­ я х . С ердц е Лю бови И в а н о в н ы К р у ч и н и ­ ной, о ди н о кой среди ч уж д о го е й м и ра, разб и то. Т а к о в н е сх о ж и й к о н е ц с ц е н и ч е ­ ской ж и зн и д в у х м атер ей , с ы г р а н н ы х А. В. Г арш иной . Е сли Т о лгон ай б ы л а ф и гу р о й т р аги ­ ческой , есл и в к ом ед и и О стровского а к т ­ р и са с тр ем и л ась м ел о д р ам а ти зм р оли п ер ев ести в ин ой, д р а м а т и ч е с к и й регистр, то в • ф о н в и зи н ск о м «Н едоросле» о н а , с ы г р а л а злую , я зв и т ел ь н ую сат и р у . П о­ м ещ и ц а П р о стак о в а д а л а ещ е оди н п о­ ворот ее тем е м атер и н ств а. «Н едоросль» п р о ч и т ан н о в о си б и р ц ам и (р еж и ссу р а Л . Б ел о ва) к а к . с ат и р а н а вои н ствую щ ее н е в еж ес тво и б езд у х о в ­ ность, уб и ваю щ и е в ч е л о в ек е ч ел о в ек а. В этом с п е к т а к л е Г арш и н а в ст р е ти л а сь с но вы м д л я н ее Ж анром , но с ы гр а л а так , к а к будто всю ж и з н ь т о л ь к о и д е­ л а л а , что и гр ал а сати р у . Т ак о е бы вает: в одной р оди сф б к у с и р у ет с я вд руг то, что по к р у п и ц а м к о п и л ось годам и. В дом е, где все м асси вн о, т я ж е л о в е с ­ но, грубо, где все д а в и т ч е л о в е к а и гн ет к зем л е, го сп ож а П р о с та к о в а—эта н е л е ­ пость, этот сгу сток зл о й эн ер ги и — ч у в ­ ствует себ я к а к р ы б а в воде. О н а н о ­ си тся по к о м н а та м , п р и гн у вш и сь, точно зл о й п а у к , т р я с е т ю бк ам и , х в а т а е т , орет, бьет, п о н у к а е т и л и п л ю х а е т с я н а пол и неистово воет в эк с та зе б есси л ьн о й зл о ­ бы , в ы з ы в а я у д и в л е н и е и и ро н и ч еск ую у л ы б к у у П р а в д и н а и М и л о н а:, будто и в п р я м ь в и д я т о н и п ер ед собой н ечто ди кови н н о е, п р и н я вш е е о б л и к ч е л о в еч е ­ ски й . В се в ней л иш ен о см ы сл а, все во вред и во зл о о к р у ж аю щ и м — д а ж е ' м а т е р и н с к а я лю бовь, п р е в р а т и вш а я М и тр о ф а н уш к у не то л ь к о в н ев еж д у , но и в хи трого, злобн ого эгоиста. С а р к азм , с к а к и м р о л ь вы стр о ен а р е ­ ж и ссер ом и с ы г р а н а и сп о л н и тел ьн и ц ей , н е и с к лю ч а ет и в этом сл у ч ае ж и в ы х ч е л о в еч ес к и х ч е р т в П р б стак ово й . П о­ м ещ и ц а-к р е п о ст н и ц а, сам о д у р к а, т и р а ­ н я щ а я за в и с и м ы х от нее лю дей, п о -с в о ­ е м у н есч астн а, ибо ее п р и в я зан н о ст ь к сы н у не н а х о д и т о т к л и к а . Это вн оси т в с а т и р и ч ес к и й строй р о л и н оту д р а м а т и ­ ческую . Т еа тр вообщ е не н а с т а и в а е т н а с те ­ ри л ьн о сти ж а н р а . С а ти р а л егк о п е р ех о ­ ди т у него в ф а р с, а ф а р с — в д р а м а т и ­ ч ески е эп и зо ды и л и и н то н ац и и . И Г ар­ ш и н а, которой по душ е ж а н р о в ы е см ещ ен и я , о п я т ь -т а к и с в о о д уш ев л ен и ем п р и н и м а ет « у сло в и я игры ». Р о л ь П ро стак о в о й п р о д ем о н стр и р о в а­ л а в п ол н ую си л у т еа тр а л ьн о с ть , «игро­ вое» н ач ал о , к о то р ы м всегда о т л и ч а л с я п о ч ер к Г арш и н ой . О н а лю б и т п о и ск а ть х а р а к т е р н ы е д е та л и в н еш н его о б л и к а п е р со н аж а (н ап р и м ер , ч е р н ы е у с и к и у П р остак овой , о гр у б л яю щ и е ее л и ц о, и л и бо р о д ав к а у с в а х и У сти н ьи Н аум о в н ы в к ом ед и и О стровского «Свои лю ди , сочтем ся») — это п ом о гает о щ у ти т ь об­ р а з и зн у тр и . О н а н а с л а ж д а е т с я сам им проц ессом тво р ч ества, в о зм ож н о стью и м п р о в и зи р о в ат ь н а сц ен е, р а д у ет с я н е ­ о ж и д а н н о с тя м в п а р т н е р а х , ко гд а н адо с х в а т ы в а т ь н а л ету , о т к л и к а т ь с я н а н е ­ п р и вы ч н ую и н тон ац ию , н о вы й п о д те к ст реп л и к и .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2