Сибирские огни, 1977, №4

с п е к т а к л ь д ав н о не и дет, А н ас та си я В а ­ си л ь е в н а по н о ч ам «п ер еи гры в ает» свою А р к а д и н у зан ово. Н ав ер н о е, с его д н я о н а бы с ы г р а л а ее и н ач е. В к о н тек с те р еж и ссер ск о го р еш е н и я « Ч ай к и » А р к а д и н а, к а к и Т ри го ри н , б ы ­ л а « п р и н есен а в ж ер тв у » гл а в н о й м ы с ­ л и с п е к т а к л я . Т еа тр к ате го р и ч н о р а з ­ в е н ч и в а л эту п а р у . О н в и д е л в н ей т у б езж ал о стн ую , сам од ово л ьн ую си л у , к о ­ т о р а я л и ш а е т ж и з н ь е е л у ч ш и х ц в ето в . О н а, эта с и л а, п а н и ч е с к и б о и тся с в е ж е ­ го в ет р а , в ед ь стар о е, п р и вы ч н о е у доб­ н ей , п о к о й н ей — и сы т н о к о р м и т , и т еш и т често лю би е. Г арш и н а и г р а л а к а п ­ р и зн ую сам о в лю б л ен н о сть, пол н ое н е ­ ж е л а н и е с ч и т а т ь с я с о к р у ж аю щ и м и . Т а ­ л а н т , способность ч у в с т в о в а т ь п оэзию , со ст р ад ат ь б л и ж н е м у , о к о т о р ы х и д ет р е ч ь в п ьесе,— все это к а к будто н е про н ее. В се, что м огло бы п р и в л е к а т ь в этой ж е н щ и н е ,— ее н е л е г к а я ж и з н ь а к т ­ р и сы , тр у д о лю б и е, у м е н и е в сегд а бы ть в ф о р м е, б ы т ь « ц ы п о ч к о й » ,— о тсту п ал о п е р ед н а п о р о м б е зза с те н ч и в о го эго ц ен т­ р и зм а . К о в се м у п р о ч ем у , « цы п о ч к а» о к а з ы ­ в а л а с ь ещ е и м ел о ч н о , о т т а л к и в аю щ е с к у п а. Н адо бы л о с л ы ш а т ь , к а к о н а д в а ж д ы п р о и зн о с и л а ф р а з у н а с ч е т ру б ­ л я , п о д ар ен н о го с л у г а м «на в сех», и л и в и д еть, к а к , м и л о к о к е т н и ч а я , о н а к л а л а в к а р м а н гр ош о вы й сбор во в р е м я и гры в л ото. В от т а к , с к р я ж н и ч а я , А р к а д и н а ж ес то к о у н и ж а л а со бствен н ого сы н а, п р е в р ащ а л а его в п р и ж и в а л а , л и ш а л а ч у в с т в а н е за в и си м о ст и , свободы . Т еатр , и с п о л н и т е л ь н и ц а о т к р ы т о о б ъ я в л я л и А р к а д и н у с о у ч а с т н и ц е й « п р есту п л е­ н и я »— с ам о у б и й с тв а Т р еп л е в а. К огда з а сц ен о й р а з д а в а л с я р о к о в о й в ы ст р ел , И р и н а Н и к о л а е в н а , г л у х а я с ер д ц ем , и г ­ р а л а в л ото и п е л а л и к у ю щ и й ром ан с... В т а к о м р еш е н и и о б р а за А р к а д и н о й е с т ь н е м а л ы е п о тер и по с р ав н е н и ю с о р и ги н а л о м . Ч е х о в с к а я г е р о и н я с л о ж ­ н ей , п р о ти в о р е ч и в е й . Н о Г арш и н а п р о ­ я в и л а • зд ес ь в сегд а с во й ств ен н ую ей в е р н о ст ь о бщ ей р е ж и с с е р с к о й к о н ц е п ­ ц и и с п е к т а к л я , тв о р ч ес к ую д и сц и п л и н у . В эт о м ее к ач е с т в е , д л я т е а т р а ч р е з в ы - 1 ч а й н о ц е н н о м , с к а зы в аю т с я , вер о ятн о , н е т о л ь к о св о й ст в а а к т е р с к о й л и ч н о сти , н о и ч и ст о ч ел о в еч ес к о е ч у в с тв о л о к т я , ч у в с тв о к о л л е к т и в и зм а . Р о л ь А р к а д и н о й , п ом им о всего п р о ч е ­ го, п р о д о л ж и л а д орогую а к т р и с е т ем у м а т е р и н с тв а . В д а н н о м с л у ч а е т е м а эта р а с с м а т р и в а л а с ь «от п ротивного»: А р к а ­ д и н а п л о х а я м а т ь , о н а н е лю б и т и не п о н и м а е т сво его с ы н а. . П о ж а л у й , б о л ьш и н ст в о а к т р и с д е тс к о - ' го т е а т р а р а н о и л и п о зд н о п р и х о д я т к р о л я м ж е н щ и н ы -м а т е р и , ж е н щ и н ы -в о с ­ п и т а т е л ь н и ц ы . Д л я А н а с та с и и В а с и л ь е в ­ н ы р о л и эти — н е д е ж у р н ы й атр и б у т тю зо в ск о го р е п е р т у а р а . В к о л л и зи и м а т ь и р е б ен о к ее и н те р ес у ет п р е ж д е всего н р а в с т в е н н а я стор он а. М а т е р и н с к а я л ю ­ б о вь к а к дол г п е р ед д е тс т в о м , п е р е д его б у д ущ и м . Н а ч а л о этой т е м ы в тв о р ч ес тв е а к т р и ­ сы бы л о п олА к ен о д а в н е й ее раб о той — у ж е у п о м и н авш ей с я р о л ью А н н и С ю л л и - в а н и з п ь есы а м е р и к а н с к о го д р а м а т у р ­ га У. Г ибсона «С о тво р и вш ая чудо». А н ­ н и н е б ы л а м атер ью сл еп о й и гл у х о н е ­ м ой д ев о ч к и Э л л ен К ел л ер , о н а всего л и ш ь ее д о м аш н я я у ч и те л ь н и ц а . Н о в ко н ечн ом счете им ен н о А н н и , а не р о д ­ н а я м а т ь Э лен, в ы п о л н и л а вы сш и й м а ­ т е р и н с к и й долг: в е р н у л а м ал е н ь к о го зв е р е н ы ш а , в которого п р е в р а т и л а н есч астн ого р е б ен к а н е р а з у м н а я род и ­ т е л ь с к а я ж ал о с ть , к н о р м а л ьн о й ч е л о в е ­ ч еск о й ж и зн и . В «п ер еск азан н о й » т е а т ­ ром р е ал ьн о й и сто ри и , и сто р и и п о и сти - н е п о р а зи те л ь н о й , Г арш и н а д о к а за л а си л у п о д ли н н ой , т р еб о в а те л ьн о й и т е р ­ п ел и в о й доброты . П отом эта м ы сл ь о доброте тр еб о в а ­ тел ьн о й и т ер п е л и в о й н а й д е т у а к т р и с ы во п л ощ ен и е в р а з л и ч н ы х ж е н с к и х х а ­ р а к т е р а х . Н а п р и м е р , в п р е л ес тн о й с к а з ­ к е Е. Ш в а р ц а «Д ва к л ен а» , к о т о р а я и д ет н а н о в о си б и р ск о й сц ен е п о ч ти д е ся т ь лет, о н а т р а н с ф о р м и р у е т с я в о б р азе В а- с и л и сы -р а б о т н и ц ы . А н а с т а с и я В а си л ь ев ­ н а и г р а е т В аси л и су сочно, с н е и зм е н н о й в ер о й в « п р е д л а га ем ы е о б сто ятел ьств а» с к а зк и . С р еди в с я ч е с к о й л есн о й « чер­ т о вщ и н ы » эт а к р е с т ь я н к а я в л я е т со­ бой у с то й ч и в ы й м и р ч е л о в е к а , его р а ­ зу м и с м е к а л к у . М а ть и р а б о тн и ц а , с ее п л ав н о й , п е в у ч е й р еч ью , н е то р о п л и в ы ­ м и д в и ж е н и я м и , В а си л и са о б р а зу е т в о ­ к р у г с е б я м агн и тн о е по л е спокойной , у в ер ен н о й с и л ы . К н е й т я н у т с я не т о л ь ­ к о с ы н о в ь я , но и п р о ч и е ж и в ы е д у ш и— м ед вед ь, кот, с о б а к а Ш а р и к . В се вм есте они в к о н ц е к о н ц о в п о б еж д аю т зл ы е ч а ­ р ы Б а б ы -Я ги . Т а к р еш а е т с я э т а т е м а в с к а зк е . А в одн ой и з н е д а в н и х р аб о т Г а р ш и ­ н о й — ро л и К л а в д и и П е тр о в н ы Б а ю ш к и - ной, м ат е р и д е с я т и к л а с с н и ц ы Ю л и в с п е к т а к л е о со вр ем ен н о й ш к о л е «Д рам а и з -з а л и р и к и » Г. П о л он ск ого, т а ж е м ы сл ь д о к а зы в а е т с я о п я т ь -т а к и «от п роти вн о го». К л а в д и я П е тр о в н а, лю б я свою дочь, н е у м ее т з а с л у ж и т ь е е д о в е­ рие. Д олг м а т е р и о н а п о н и м ае т к а к по­ с то я н н ую о п е к у , н е д е л и к а т н о е и н е у в а ­ ж и т е л ь н о е в т о р ж е н и е в с о к р о в е н н ы е ч у в с т в а Ю ли . П е д а го г и ч е с к а я с л еп о та е д в а не р в ет п о сл ед н и е н и ти , с в я з ы в а ю ­ щ и е К л ав д и ю П е тр о в н у с д о ч ер ью , д е ­ л а е т ее с а м у глу б ок о н е сч астн о й . Г а р ш и н а не изобличает Б аю ш к и н у , о н а и зб ега ет п е д а л и р о в а н и я , за о с т р е н и я в с ц е н а х , где К л а в д и я П е т р о в н а в ед ет с е б я особен но н е р а зу м н о , в ы гл я д и т ж а л ­ к о й и л и р а зд р а ж е н н о й . А к т р и с а с п с и ­ х о л о ги ч е ск о й д отош н о стью доказывает ее н е п р а в о ту , а д р е с у я с ь к м а м а м , с и д я ­ щ и м в зр и т е л ь н о м за л е . О н а в и д и т к о р ­ н и с р ы в о в этой ж е н щ и н ы в о г р а н и ч е н ­ н о сти ее д у ховн о го м и р а , в б е з а п е л л я ц и ­ он н ости ее с у ж д е н и й о ж и зн и . Р о д и ­ т е л ь с к и й а в т о р и т ет , у т в е р ж д а е т а к т р и с а , это п р е ж д е всего а в т о р и т е т д осто й ­ ного ч е л о в е к а . Д о в ер и е д е те й н е г а р а н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2