Сибирские огни, 1977, №4
м е, а у х о д и л а о п у стош ен н о й ж енщ и н о й , ц и н и ч н о й , х и т р о й , к о в сем у н а свете р а в нод уш ной . Т ак о й ее с д е л а л а лю бовь к д у р н ом у ч е л о в ек у . С ам ое п р ек р асн о е ч у в ств о н а зе м л е, у н и ж е н н о е , и зуро д о в ан н о е сл еп о й в ер о й и п о к орн о стью , обо р а ч и в а л о сь во зл о и у б и в а л о сам о себя. П о ж а л у й , в п е р в ы е н а с ц ен е Н ово си би рского ТЮ З а лю бовь п р е д с т а в а л а т а кой. Т у т бы л о о ч е м з а д у м а т ь с я м оло ды м . Д а и с а м а а к т р и с а , не р а з и г р а в ш а я п ер в о е робкое чув ств о , лю б о в ь-н еж н о сть , лю бовь, в д о х н о в л яю щ ую и о б л а го р а ж и в аю щ ую ч е л о в е к а , в « Д р у зь я х и годах» о т к р ы в а л а и н ы е гл у б и н ы «вечного п о н я т и я » . Н о в е р н ем с я к «М арии С тю арт» . И з всего к о м п л е к с а н р а в с т в е н н ы х вопросов, за т р о н у ты х Ш и л л ер о м в этой д р ам е, т е а т р вы д е л и л оди н, д л я него, п о -в и д и м ом у, н аи бо л ее в аж н ы й . В к о н ф л и к т е М а р и и с Е л и за в е т о й—к о р о л ев о й А н гл и и а в т о р ы с п е к т а к л я (п о стан о в к а В. К у зь м и н а и А. М овч ан а) у в и д е л и сто л к н о в е н и е д есп о ти зм а, всегда в л ек ущ его з а со бой п р о и зв о л , л о ж ь и н аси л и е, с ч у в с т вом собствен ного до стои н ства, с верой ч е л о в е к а в свое п р ав о д о в е р я т ь с я голосу с ер д ц а и н е б ы т ь рабом о б сто ятельств. В р е а л и з а ц и и этой в ер си и г л а в н а я роль, естеств ен н о , п р и н а д л е ж а л а а к т р и с а м , и г р аю щ и м М ар ию и Е л и за в е т у . Д ве к о р о л евы , д в е сестры , две соп ер н и ц ы с т а л к и в а л и с ь в к о н ф л и к т е н е п р и м и рим ом , в п о ед и н к е см ер тел ьн ом . Все ста в и л о сь н а к ар ту : в л ас ть , свобода, лю бовь, достои нство, с а м а ж и зн ь . К а за л о с ь бы , бой яв н о не р авн ы й . С одной стороны , м о гущ е ст в е н н ая в л а с т и т е л ь н и ц а , х о з я й к а п о л о ж ен и я , в о л ь н а я к а р а т ь и м и л о в ать, с другой — п л е н н и ц а. п р е д а н н а я д а ж е тем , к ом у всец ел о д о в е р я л а. Н о и за т я ж е л ы м и тю р е м н ы ми р еш е тк а м и , з а ж е л е зн ы м и д в е р я м и с гер а л ь д и ч е ск и м и зн а к а м и , под н е у с ы п н ы м оком м р а ч н ы х с т р а ж н и к о в и и х м е р ц аю щ и х ф а к е л о в М а р и я Г арш и ной о с та в а л а с ь с ам а собой, то гд а к а к Е л и за в е т у (В. Э й ри х) с к о в ы в ал и ц еп и у с л о в н о стей и л и ц е м ер и я . В и зящ н о м ч ер н ом п л а ть е, р е зк о к о н т р а ст и р ую щ ем п ы ш н ы м , л и ш ен н ы м ж е н ств ен н о сти т у а л е т а м к о р о л евы А н глии , с вы со к о й о т к р ы т о й ш еей , б л ед ны м п е р е м е н ч и в ы м л и ц ом , М а р и я бы л а п о л н а п р о ти в о р еч и й . Н е и с то в а я в л астн о сть и ж а ж д а ж и зн и , к о в ар н о е н еп о стоян ство и т р о га ю щ а я довер чи вость... Х а р а к т е р с л о ж н ы й , в н у тр ен н е к о н ф л и к т н ы й . «В н ей все п о ры в , все от сердц а... К оро л е в а , к о то р а я д а ж е в п ад е н и и о стается коро л ево й »,—т а к х а р а к т е р и з о в а л а образ, со зд а н н ы й Г арш и н о й , г а зе т а «С о ветская к у л ьту р а» . В к у л ь м и н а ц и о н н о й сц ен е с п е к т а к л я две к о р о л евы в ст р е ч а л и сь , е д и н с тве н н ы й р а з, л и ц о м к л и ц у . Это прои схо ди л о в п а р к е . Р я д о м п р о с ту п ал и к о н т у р ы ог ром ного з а м к а с у р о д л и вы м и , д а в ящ и м и б аш н я м и , а н а д головой с и я л к у со ч ек л азо р ев о го неба. М а р и я ж ад н о с м о тр ел а н а него, п о л н а я с м я т е н и я . Е й п р е д с то ял вы бор: с м е р т ь л и б о сво б ода, м р а к и л и свет. В се за в и с е л о от с в и д а н и я с Е л и за ветой. М у ч и тел ьн о бо р о л и сь в п л е н н и ц е с тр а х , о т ч а я н и е , не ж е л а ю щ а я с м и р я т ь с я горд ость и с о зн а н и е , ч т о с м и р и т ь с я н еобходим о. О н а л и х о р а д о ч н о ч т о 7то го в о р и л а своей в ер н о й с л у ж а н к е , д в и ж е н и я ее бы л и н е р в н ы , п о р ы в и с ты , п р е к расн ое л и ц о и с к аж е н о . К о гда ж е, н а к о нец, п о я в л я л а с ь Е л и за в е т а , М а р и я п р и се д а л а в н и зк о м п о к л о н е—с а м а к р о тость и п ок ор н ость. Н о ее х в а т а л о л и ш ь н а н е ск о л ь к о п е р в ы х м и н ут. Б еш е н с т во, о скор б л ен н ое досто и н ство б р ал и в ер х , и к о р о л ев а Ш о т л а н д с к а я д а в а л а чволю своей я зв и т ел ь н о й , н е зн аю щ е й у д ерж у , т о р ж е ст в ую щ е й н е н а в и ст и . П л е н н и ц а о к а з ы в а л а с ь в н у т р ен н е с в о бодной, о н а п о зв о л я л а себе б ы т ь и с к р е н ней, б р о сая тем с а м ы м в ы зо в своей к о р он ован н о й тю р ем щ и ц е . В ф и н а л е с п е к т а к л я , к о гд а у ч а с ть С тю ар т р еш е н а , М а р и я п о д н и м ется н а эш аф о т, в ы с в е ч е н н а я п р ож ек то р о м , в белом п л а ть е, см ен и вш ем ч е р н ы й б а р х а т, и у м р ет н еп о к орен н ой . А к т р и с а не щ а д и л а свою героиню . О н а о с у ж д а л а и ц е л ь ее борьбы—в л асть , и ж ес то к и е средства, к о то р ы м и т а п о л ь зо в ал а сь , но о н а не л и ш а л а М ар ию о б а я н и я н ео рд и н ар н о сти . Ж и в а я д и а л е к т и к а х а р а к т е р о в , п р а в д а п е р еж и в а н и й з а х в а т ы в а л и за л . Т ю зо в ски е н еп о сед л и вы е зр и те л и , за т а и в д ы х а н и е , сл е д и л и за лю д ь м и и собы ти я м и д а л е к и х в ек о в , всем сердц ем п р е д п о ч и т ая М арию ее в сеси л ьн ой со п ерн и ц е. I Д л я к о л л е к т и в а Н овосиби рского ТЮ З а ш и л л е р о в ск и й с п е к т а к л ь с та л эт а п н ы м , он о т к р ы в а л «кл асси ческую » а ф и ш у | т е атр а. Г арш и н о й ж е М а р и я С тю ар т по зв о л и л а р а с к р ы т ь свои доселе н е и зв е с т ны е а к т е р с к и е р е зер в ы . Р е ц е н зе н т г а зе ты «В ечер н и й Н овосиби рск» за м еч ал : «Мы у зн ае м А. Г арш и н у — да, это ее го лос, ее и н то н ац и и , ее ж ест. В то ж е в р ем я — п ер ед н а м и к а к а я -т о «н овая» Г арш и н а. В т во р ч еск ую п а л и т р у а к т р и сы до б ави л и сь к р а с к и более глуб оки е, к р а с к и тр агед и й ны е» . В сл ед ую щ ем после «М арии С тю арт» сезон е Г арш и н а п о л у ч и л а р о л ь а к т р и с ы И р й н ы Н и к о л а е в н ы -А р к а д и н о й в ч е х о в ской «Ч айке». С овсем и н а я д р а м а т у р ги я, и н ой ч е л о в е ч е с к и й ти п , и н а я среда. Н о воси би рск и й ТЮ З , его р еж и с с у р а и а к т е р ы в п е р в ы е в с т р е ти л и с ь с Ч е х о вы м . Вы бор и х не б ы л слу ч ай н о стью . К о л л е к т и в ш ел к Ч е х о в у от зо р и н ск и х «Д рузей», о т Р о зо в а и Р ад зи н ск о го , от Ш е к сп и р а и Ш и л л е р а. У ж е в эт и х с п е к т а к л я х н а м ет и л и с ь сд в и ги в с ам о й м е то д и к е р еж и с с ер с к о й р аб о ты К у зь м и н а и его т о в а р ищ ей , и х с тр ем л ен и е к п си х о л о ги зац и и , к более глу б ок ом у и ссл е до ван ию д в и ж е н и й ч е л о в еч ес к о й душ и. В се это им ел о п р я м о е о тн ош ен и е к т в о р ч е с тв у Г арш и н ой . А р к а д и н а с та л а са м ой лю б и м ой ее ролью , х о т я , по собст вен н ом у уб еж д ен ию а к т р и с ы , отню дь н е с ам о й соверш ен н о й . С ей час, к о гд а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2