Сибирские огни, 1977, №4

р о л я х тр агед и й н ы х . П одступом к н и м б ы ­ л и ее Д ж у л ь е т т а («Ром ео и Д ж у л ьетта» В. Ш ек сп и р а) и п р и н ц есса И зо л ь д а («Т р и стан и И зо льда» А. Б р уш тей н ), р а ­ бота ш ес ти д ес я ты х годов. П ер ед к а ж д ы м а к т о м этого поэти ч н ого с п е к т а к л я , п о­ став л ен н о го тем ж е В. К у зь м и н ы м , н а а в а н с ц е н у вы х о д и л и ю н ы й п а ж со с л у ­ ж а н к о й и под т и х и е зв у к и м у зы к и о с т а в л я л и т а м то зе л ен ую в ет к у — с и м ­ вол за р о ж д аю щ е й с я лю бви , то б елы й ц в е т ябл о н и , к о гд а влю б л ен н ы е с ч а ст л и ­ вы , то к р ас н ы е п и оны , п р е д в ещ аю щ и е с т р а д а н и я . Г арш и н а с о зд а в ал а ч и сты й о б р а з В озлю б лен н ой , у зн а вш е й п ервое чу в ств о , сч а ст л и в о й им , а за те м , когд а лю б и м ы й ум ер , уш едш ей вслед. З р и т е л ь н ы й за л п е р еж и в а л вм есте с д е в уш к о й и з л еге н ды все п ер и п е ти и р о ­ м а н ти ч е ск о й лю бви: и ее зе л ен ую ветк у , и ее ц в ет яб л он и , и ее к р а с н ы е ц в е ты . А м олоды е а к т р и с ы б егал и во в р ем я с п е к т а к л я н а б а л к о н ,.ч т о б ы п о п л а к а т ь н а д судьбой п р е к р ас н о й И зо л ь ды . Это б ы л а р аб о та м астер а, но х а р а к т е р в о зн и ­ к а л все ж е более л и р и к о -р о м а н т и ч е с к и й , н е ж е л и д р а м ат и ч ес к и й . Д ж у л ь е т т а , с ы г р а н н а я н ам н ого р а н ь ­ ш е, не п р и н ес л а у д о в л е тв о р е н и я ни с а ­ м ой и с п о л н и те л ьн и ц е, н и зр и т е л я м . Н ад н ей все ещ е д о в л е л а и н е р ц и я п р е ж н и х , л и р и ч е с к и х гер о и н ь а к т р и с ы . У И зо л ь д ы не бы л о вы бор а, он а ж и л а , п о к а лю б и ла, и у м е р л а , к о гд а стал о н е­ кого лю би ть. Ш е к с п и р о в с к а я Д ж у л ь е т т а и зб и р а ет с м е р т ь в п о ед и н к е с н аси л и ем н а д е е сво б о д ны м ч у в ств ом . З д е с ь буш у ­ ю т стр асти , а н е и д и л л и ч е р к и е п е р еж и ­ в а н и я . З д е с ь н у ж н ы и н ы е а к т е р ск и е эм о ц и и . Г арш и н а ещ е не о б л а д а л а им и в п о л н о й м ере. Е й тр еб о в а л о сь в р ем я, ч то бы все это п р и ш л о . С п у с тя н е ск о л ь к о л е т после И зо л ьды о н а с ы гр ае т М ар ию С тю ар т в о дн оим ен ­ ной д р а м е Ш и л л е р а. И к а к к о гд а- то А к и м о в н а п о зв о л и л а р а згл я д е т ь в а к ­ т р и с е т а л а н т к о м ед и й н ы й , т а к теп е р ь го р д а я у зн и ц а ' — к о р о л ев а Ш о т л ан д ск а я д о к а з а л а ее п р а в о н а ро л и д р а м а т и ­ ч е с к и е. «М ар и я С тю арт» — оди н и з с п ек т ак л е й 60-х годов, зн а м е н у ю щ и х н о вы й п оворот в р е п е р т у а р н о й п о л и т и к е Н овоси би рско­ го ТЮ З а . С в я за н он бы л с о бщ им и п р о ­ ц е сс а м и , п р о и сх о д и вш и м и в теа тр е д л я д етей . В се я в с т в е н н е й о б н а р у ж и в а л о се­ б я т о гд а р а с х о ж д е н и е м еж д у с ц ен и ч е ­ с к и м и гер о я м и и зр и т е л я м и : они стан о ­ в и л и с ь н е и н те р ес н ы м и дру г другу. К а к п и с а л а к р и т и к а , «на сцене... в о зн и к ае т и гр уш е ч н о сть п роб лем , недого ворен ­ н ость, с т р а н н а я н а н ы н еш н и й в зг л я д и н ф ан ти л ь н о с ть » . У п р е к и эти бы л и а д ­ р е со в а н ы п р е ж д е всего д р а м ат у р ги и . В о ж и д а н и и , п о к а д е т с к а я д р а м а т и ч е ­ с к а я л и т е р а т у р а о т к л и к н е т с я н а зо в д н я, м н о ги е ТЮ З ы и с к а л и в ы х о д и з с о зд а в ­ ш его ся п о л о ж е н и я в п ь е с а х д л я в зр о с­ л ы х , ж ад н о х в а т а л и с ь за все с в еж ее , что п о я в л я л о с ь н а д р а м а т у р ги ч е с к о м « ры н ­ ке». А и х у п р е к а л и в «овзрослен и и » р е ­ п е р ту а р а ... Н о воси би рцы , п р и в л е к аю щ и е зр и те л ей п о эти ч еск о й образн остью , п р а зд н и к о м своего и ск у сств а, п о ч у в ство в ал и , ч то н а ­ сту п и л час, когд а у ж е п о ч ти н ев о зм ож н о д е р ж а т ь за л од н им и «эм оц и ям и ». Т реб о­ в а л с я другой у р о в ен ь, други е т е м ы д л я д и ал о га с ц е н ы и за л а . И м ен н о то гд а в а ф и ш е т е а т р а в п е р вы е за м ногие годы в о зн и к л а к л ас си к а, и м е н а Ш и л л ер а, Ч е ­ х о в а, Г орького, п о я в и л и с ь н а з в а н и я со­ в е т с к и х авто ров, б л и зк и е к т а к н а з ы в а е ­ м ом у и н те л л е к ту а л ь н о м у театр у . АктеЪ и р еж и с с ер А. М о вч ан о б р ащ а ­ е тс я к п р ек р асн о й п ьесе А. Х м е л и к а «Друг мой, К олька!». В. К у зь м и н , вм есте с В. О р л овы м , с тав и т р о зо в ск ую со вр е­ м ен н ую историю «В дороге». М олодой р еж и с с ер Л. Б е л о в дебю ти р ует н а ново­ си би рской сц ен е к ом ед и ей И. Д ворец когр «М уж чи н а сем н а д ц ат и лет». В ц ен тр е эти х п ьес и с п е к т а к л е й бы л герой р а з ­ м ы ш л яю щ и й , с то ящ и й п е р ед п р о б л е м а ­ м и отню дь не « и груш ечн ы м и » . О н н а х о ­ ди л о т к л и к в зр и те л ьн о м за л е, п отом у что р е а л и зо в а л свои п о и ск и и с ти н ы и собственного м еста в ж и зн и в к о н к р е т ­ н ы х п о сту п к ах , ч асто в с т у п а я в к о н ­ ф л и к т с о к р у ж аю щ и м и и с ам и м собой. Г орячо в о сп р и н я л м олодой за л и с п е к ­ т а к л ь «104 с т р а н и ц ы про лю бовь» по пьесе Э. Р ад зи н ск о го , к о то р а я ш л а то г­ да п р еи м ущ еств ен н о во в зр о с л ы х т е а т ­ рах . Н овоси би рцы с то й к о в ы д е р ж а л и н а ­ п а д к и не в м ер у р е т и в ы х ревн и тел ей н р ав ств ен н о сти , с ч и т аю щ и х н еум естн ы м сто л ь о т к р о в е н н ы й р а зго в о р с тю зо в ск о й ау д и то р и ей . А. В. Г арш и н а , к а к всегда, б ы л а в ц ен тр е э т и х п ои ск ов и споров. И не то л ь к о к а к ч л е н х у д ож ествен н о го сове­ т а т е а т р а и с о р ат н и ц а В. К у зь м и н а , но и к а к н е п о с р ед ств ен н ая у ч а с т н и ц а с п ек ­ т а к л е й . В х м ел и к о в с к о м «Д руг мой, К ол ька!» А н ас та си я В а си л ь ев н а с ы г р а л а старш ую п и о н ер в ож ат ую Л и дию М и х ай л о в н у , во­ п л ощ ен и е ф о р м а л и зм а , тем более ч у д о ­ вищ н ого , что д ело о н а и м ел а с д етьм и . В п о в ед ен и и Л и д и и М и х ай л о в н ы — Г ар ­ ш и н о й бы ло м н ож ество п с и х о л о ги ч е ск и х о ттен к о в . В к р а д ч и вы е , и н ти м н ы е и н то ­ н а ц и и в р азго в о р е с «о б аятел ьн о й ж е н ­ щ и н о й » — м ам ой В а л е р и я Н о в и к о в а. И с ­ п у ган н о е, за с т ы вш е е л и ц о , к о гд а В а л е ­ р и й н а м е к н у л н а « тай н ую о р ган и зац ию » в ш к о л е. И с м у щ е н н а я , т а к а я п о -ч ел о ­ в еч ес к и п о н я т н а я н е л о в к а я у л ы б к а , к о г­ д а с та рш ую п и о н ер в о ж ат ую «ули ч и ли » в том , что о н а п р ы г а л а ч е р е з забор. Ф и ­ гура п о л у ч и л ас ь ж и в а я , о тню дь не п р я ­ м о л и н ей н ая. Д р а м а т и ч е с к а я п о весть Л. З о р и н а «Д р у зья и годы » т о ж е б ы л а в ч и сл е пьес, р е а л и з у ю щ и х н овую п р о гр ам м у т еа тр а . В х р о н и к е (п ьеса о х в а т ы в а е т более т р и д ­ ц а ти лет), где н е «вн еш н и й » х о д д е й с т­ в и я , а д в и ж е н и е м ы сл и о т р а ж а е т в р е м я с его п е р ем е н а м и и х а р а к т е р ы лю дей, п о -р а зн о м у в о сп р и н и м аю щ и х эти п е р е ­ м ены , гер о и н я Г арш и н о й Н а д е ж д а п р и ­ х о д и л а н а с ц ен у о б а я те л ь н о й р ы ж е й д е в ч о н к о й -со р в а н ц о м в см еш н о й п а н а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2