Сибирские огни, 1977, №4
дет ее в стр е ч а с и зв е с тн ы м л е н и н г р а д с к и м р еж и ссер ом Р. С усло ви чем , п р и гл а ш е н н ы м в Н о воси б и рск н а п о стан о в к у с п е к т а к л я « Т о вар ищ и р ом ан ти к и » по п ьесе М а р к а С оболя. О п о с та н о в к е « Р ом ан ти к о в » д у м а л и д авн о — о ч е н ь х о тел о сь с д ел а ть с п е к т а к л ь о м о л о ды х ц е л и н н и к а х , про д о л ж и т ь б л и зк ую т еа тр у г ер о и к о -р о м а н т и ч ескую тем у н а совр ем ен н ом , д аж е злобод н евн ом м ат е р и ал е . Но п ьеса в ы з ы в а л а сом н ен и я, и дело все о тк л а ды в ал о с ь. В к о н ц е к о н ц о в р еш и л и с ь. И вот б у к в ал ь н о п осл е н е с к о л ь к и х п е р в ы х р е п ет и ц и й к о л л е к т и в в лю б и л с я в пьесу. С усло- ви ч в сех за р а з и л своей ф а н т а зи е й , своим р еж и с с ер с к и м тем п е р ам е н то м , ум ен и ем п о н я ть и п е р ед ат ь н а с ц ен е п оэти ч еско е в ж и зн и . Это бы л тот с ч а с т л и в ы й с л у ч ай , к о гд а с ц е н и ч е с к а я и н т е р п р е т а ц и я о к а з а л а с ь богаче, я р ч е л и т ер а ту р н о й основы . Э п и зоды и з ж и зн и п е р в ы х ц е л и н н и к о в обрел и ф о р м у с п е к т а к л я -п е с н и о д е р зк и х и о т в а ж н ы х , о т е х , кто свои м и р у к а м и п е р ед ел ы в ае т ж и зн ь . Б ы л и в с п е к т а к л е зе л ен о -зо л о ти с ты й простор и в о зд у х степ и , и п есн и , и м у зы к а, и с ти х и слав н о го п а р н я А л еш и Б е р е зова. А ещ е бы л а д е в у ш к а с то л сто й к о с о й — Л ен а И в а н о в а, А л е н уш к а . Е й -то и п о с в ящ а л ц е л и н н ы й поэт свою музу... И г р а л а А л е н уш к у А ся Г арш и н а. О на п р и в н о си л а в этот о б р а з о б а я н и е ж е н с т вен н ости , щ ед р ую м олодую н ео гл яд н ость. И х о т я гл а в н о й си л о й с п е к т а к л я , и м е в ш его ш и р о к и й р е зо н а н с (на В сесою зном ф е с т и в а л е ТЮ З о в в М оскве он и гр ал с я т р и ж д ы , п р и п ер еп о л н ен н ом за л е, о нем много п и са л а к р и т и к а), о с та в ал и с ь его р е ж и с с у р а и а к т е р с к и й а н сам б л ь ,— ч и сты й , зв о н к и й голос А л е н уш к и —1Г ар ш и н о й н е за т е р я л с я в общ ем хоре. И сто к и б еском п р ом и ссн ости своей гер о и н и — и в работе, и в лю б в и — а к т р и с а и с к а л а в р еал ьн о сти . В едь то л ь к о т а к и е к р и с та л ь н ы е , с и л ь н ы е н а ту р ы и м огли р е ш и т ь с я см ен и ть п р и в ы ч н ы й городской б ы т н а п е р вы е п а л а т к и , н а н е о бж и ты й ц е л и н н ы й к р ай . Е сли в работе с И . С а п о ж н и к о в ы м а к т р и са у ч и л а с ь п с и х о л о ги ч еск ом у п р о н и к н о вен ию в образ, ум ен ию от вн еш н его и д ти в гл у б ь, то Р . С усло ви ч п о к а за л ей, и др у гим у ч а с т н и к а м с п е к т а к л я тож е, к а к и м п р а зд н и ч н ы м и п о эти ч н ы м м ож ет бы ть и ск у сств о т е а т р а . К огда в ф и н а л е «Р ом ан ти к о в » герои с п е к т а к л я - н а ф он е золотого р а зд о л ь я п ш е н и ц ы п е л и свою п об едн ую п есн ь, п е л а и ее душ а, з а х в а ч е н н а я м аги ей теа тр а . С « Т о вар ищ ей р ом ан ти ко в » н а ч а л с я п е р ел о м н ы й эт а п в су дьб е Н овосиби р ского ТЮ З а т е х л ет. С п е к т а к л ь о тк р ы л т а я щ и е с я в к о л л е к т и в е возм ож н о сти , п о мог е м у п о н я ть сам ого себя. П р и х о д к х у д ож е ст в е н н о м у р у к о в о д ств у теа тр о м В. К у зь м и н а , одного и з л ен и н гр ад ск и х о д н о к аш н и к о в Г арш и н ой , ставГпего к то м у в р ем е н и п р о ф е с си о н ал ь н ы м р е ж и с сером , за к р е п и л и р а зв и л н а м еч ен н ы е « Р о м а н ти к ам и » тен д ен ц и и . Т еп е р ь н а м ногие годы т в о р ч е с к а я су д ьб а А н ас та си и В а си л ь ев н ы бу д ет с в я з а н а с этим р еж и ссером . И м ен н о К у зь м и н с его т я го й к я р к о й зр е л ищ н о сти , т а к н ео б х о д и м о й т е а т р у вообщ е, а ю н ош еск ом у особенно, с его п р и стр ас ти ем к п р а зд н и ч н о й , эм о ц и о н а л ьн о й ф о рм е, о б н а р у ж и т р л и р и ч е с к о й а к т р и с е Г арш и н о й в о зм о ж н о ст и к о м е ди й н ой а к т р и с ы . О д н аж д ы он п о р у ч и т ей, и гр аю щ е й « м а л е н ь к и х студен ток » и м ол оды х у ч и те л ь н и ц , р о л ь п о ж и л о й ж ен щ и н ы , д а ещ е в во д ев и л е («В ен дет та» Н. В и н н и к о в а). И вот в ы й д е т н а с ц е н у з а б а в н а я т е т я в м у ж ск о й то л сто вк е, п о д п о ясан н о й р ем н ем , г л я н е т строго в за л ск в о зь с те к л а к р у гл ы х о ч к о в , и и з проходного п е р с о н аж а (ш в е й ц а р с ту д е н ческого о бщ еж и т и я А к и м о в н а) п р е в р а т и т с я в лю б и м и ц у зр и те л ей . З а л буд ет от душ и в есел и ть ся, н а б лю д а я, к а к о н а беззлоб но вою ет со с ту д е н там и , буд ет б у к в а л ь н о п оги б ать от х о х о т а, к о гд а с т р а ж п о р я д к а за м е ч е т с я в с т р а х е п е р ед в о о б р аж а е м ы м и м ы ш ам и . З о р к и й в згл я д , п од м еч аю щ и й в о к р у ж аю щ е й ж и зн и см еш ны е д етал и , ф а н т а з и я х у д о ж н и к а— все н аш л о себе п р и м е н е н и е в это й р оли . Т а к р о д и л ась к о м е д и й н а я а к т р и с а Г арш и н а. Р а зу м е ет ся , «откры ти е», которое сд е л а л р еж и ссер , им ел о свои к о р н и . Г ар - ш и н с к и й д ар см еш ного « вы зр ев а л » и к р еп ещ е в р о л я х т р а в е с т и й н ы х , в р о л я х « л и р и ч еск и х героинь». Н е т-н ет и в ы с к о ч и т вдруг там , где его вовсе не ож и д а л и , в е с е л е й , озо рн ой бесен ок и р а сц в е ти т ро л ь с в е ж и м и к р а с к а м и , о б н ар уж и т н о вы е гр ан и сц ен и ческого х а р а к т е р а . Тот ж е О лег и з розовского с п е к т а к л я ТЮ З а в сц ен е со своим и со к л а сс н и ц ам и В ерой и Ф и р о й бы л т а к остроум ен , полон такого л у к ав с тв а , что е м у н ев о л ьн о п р о щ а л с я б е зж ал о с тн ы й о б л и ч и т ел ь н ы й вы п ад п р о ти в о гр ан и ч ен н о сти д ев о ч ек . В с о ч и н ен н ы х О легом д у р аш л и в ы х в и р ш а х про Ф и р у и В еру, к о то ры е «дуры б ез м еры », зр и т е л и у г а д ы в а л и н е м с т и тел ьн ость, а м ал ь ч иш е ск ую н е п р и м и р и м ость и ещ е то, что н а зы в аю т б ож ьи м даром . А н ас та си я В а си л ь ев н а н и ко гд а н е б о я л ас ь д и ск р е д и т и р о в ат ь сво и х гер о и н ь и л и героев см еш н ы м и д е та л я м и . К а к а я - н и б у д ь вп о л н е с е р ь е зн а я особа, вроде дом аш н ей у ч и те л ь н и ц ы А н н и С ю л л и в ан («С отво ри вш ая чудо» У. Г ибсона), за п е р т а я собствен н ой под оп ечн ой в к о м н а те второго эт а ж а , в ы б и р а л а с ь о тту д а ч е р е з окно, д а ещ е в згр о м о зд и вш и сь н а п л е ч и чопорного п а п аш и д ев ч о н к и . С ц ен а эта р а зы г р ы в а л а с ь ак тр и с о й с н е п о д р а ж а е м ы м ю м ором , со м н ож еством у м о р и т е л ь н ы х подробностей, что вовсе не и з м е н я ло зр и тел ьск о го доброго о т н ош е н и я к м исс А н ни. С к о рее наоборот. «С м еш е ние» ж а н р о в н а сц ен е к а к бы о т р а ж а л о б л и зо сть «великого» и «смеш ного» в р е ал ь н о й ж и зн и . И все ж е им ен н о А к и м о в н а у за к о н и л а к ом и ч еск ую м у зу А. Г арш и н о й . М еж д у тем с ам а А н ас та си я В а си л ь ев н а м е ч т а л а о р о л я х д р а м а т и ч е с к и х ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2