Сибирские огни, 1977, №4

Р ад и о со столба н а весь п оселок р а зн о ­ сило ч и сты й ж ен с к и й голос: Ах, мороз, мороз, не морозь меня, Не морозь меня, моего коня... Н о ч н а я к р ас о та не обм ан у л а. В идим н а ред к ость о к а за л с я ж и в о п и с н ы м п о ­ селком . Б ы л о м и н ус п я т ь д ес я т два. Л е г к а я д ы м к а в и с ел а в возду хе. Н о за н ей м ож но бы л о р а згл я д е т ь и л ес п о за ­ ди б л и ж а й ш и х дом ов, и п р я м ы е у л и ц ы . Р ади о н а столбе не п ер естав ал о гово­ р и т ь — п е р ед ав а л и п ослед н и е и зв е с ти я и з И р к у т ск а . П ро погоду с к а за л и , что т ем п е р ат у р а в б л и ж а й ш и е с у тк и по Б р а тс к у и его рай о н у п о вы си тся до м и ­ нус т р и д ц а ти п я т и—т р и д ц а т и сем и. М е­ т ел ь и снег... — П отеп л еет,— п р о и зн ес кто -то. М ы п р иш л и в к аб и н е т к н а ч а л ь н и к у строи тельн о - м он таж н о го п о езд а — СМП-158 П л а в и н с к о м у С ергею С ергее­ вичу. Вот к р а т к а я за п и с ь о нем в б л о к ­ ноте: «Ему т р и д ц а т ь лет. С трои л дорогу Т айш е т—Л ен а, когда ем у бы ло д е в я т ­ н ад ц ать. П отом строил дорогу от О си- н овки н а Б р а тс к . С а п р е л я п я т ь д е с я т восьмого здесь. В едет о тсы п к у н асы п и , а потом л и н ию до М ам ы р я. М а м ы р ь — это ц е н т р а л ь н а я т о ч к а, где сты к ую тс я д в а п оезда, и д ущ и е друг другу н а в ст р е ­ чу. В торой поезд СМП-219». — Ч то о зн ач ае т ном ер ваш его стро­ и тельного п оезд а? — сп роси л я — Н ом ер, это вроде п олкового зн а м е ­ ни ,— о твеч ал м ед л ен н о С ергей С ер гее­ вич. Он р а зд у м ы в а л о ч е м -т о своем , п о ­ том в ск и н у л голову, доб авил: — П од этим н ом ером вед ем п у ть, а потом п е р е ­ ходим н а другую дорогу... И л и весь поезд п е р ее зж ае т , и л и н а ч а л ь н и к в о зь ­ м ет себе ном ер, а весь ш т а т н а б и р а е т снова. Но в общ ем -то с та р ы е к а д р ы остаю тся... У- м ен я ест ь с та р и ч к и , они л ет сорок в составе п оезда. Т а к и кочую т. — К огда в ы сд ел аете дорогу? — В ш естьд есят п ер вом году. П отом пойдем н а У сть-И л им . Но это п о к а н е­ о ф и ц и а л ь н ы е сведен и я. В к аб и н ет к н а ч а л ь н и к у в ош л а д е в уш ­ к а, у с л ы ш ал а слово У с ть -И л и м и с р азу с к а за л а: «Ой, я т ож е х о ч у н а У сть- И лим ... К огда поедем ?» Все за см е ял и с ь, и д е в уш к а т о ж е за см е ял ас ь. П л ав и н ск и й сказал : — Я х о ч у в свою о черед ь за д а т ь в ам н еск о л ько вопросов... К н и ги н ам х о р о ­ ш и е п р и везл и ? А детскую л и т ер а ту р у п р и везл и ? У н ас туговато с к н и ж к а м и , с поч той т ож е не здорово. С воего п о ч ­ тал ьо н а нет, посы лаем с л у ч а й н ы х лю ­ дей с о к ази е й . Н а п од п и ску д а ж е к в и ­ т ан ц и й н е им еем . И ки н о п о л у ч аем в последнюю очередь. Т у т он п осм отрел н а и н стр у к то р а гор­ к ом а к ом сом ола Н аум а, не оч ен ь в е ж ­ ли в о с к а з а л ему: — В от вы , горком ! О к о п ал и сь в Б р а т ­ ске, ж и в ет е к а к в столиц е все равн о. В ас н а п е р и ф е р ию атом н ой бомбой не загон иш ь. — Н у, п очем у,— отвеч ал Б а р к о в и ч ,— вед ь п р и ех а л и же... — А й д а м олодцы ! Н ебось, сам и себе у д и ви л и сь? — в о ск л и к н у л С ергей С ерге­ еви ч.— А чем у н ас зд есь х у ж е ? И по­ к у п а т е л ь н а я т ен д ен ц и я есть, лю ди хо­ т я т р а зв и в а т ь с я , р асти кул ьтур н о... И о д ев аться к р аси в о х о тя т. У н ас во н трасса, к а к к иш к а, р а ст я н у л ас ь, н а м то л ьк о п о д ав ай а в т о л ав к и д а к н и го - л авки ... В ы ш л и на у л и ц у . Т ам у ж е т я г а ч т а с к а л н аш у к н и го л ав к у , п ы т а я с ь ее завести . С ергей С ергеевич п осм отрел в в ер х , н а небо, н а к ры ш и домов, п р о и зн ес у ж е совсем другим тоном: — П отеп лело, а? Г радусов сорок, не больш е? У ж е и нос не с х в а ты в а ет . А я сем ь л ет тут, у ж сы н к у т р и года. Р о ­ д и л с я в О синовке, а х а р а к т е р зд есь н а ­ би рает. Ну, где ваш и кн и ги ? ...Д олж ен с к а за ть , что п о езд а этого н а дороге в У сть-И л им я не встр ети л . В оз­ м ож но, по сл ал и его в другое м есто. А вот СМП -219 строил дорогу от Х ребто вой до У сть -И л и м а. Я п обы вал н ед ав н о в м а ­ л ен ьк о м т аеж н ом п оселке С еверном , в ст р е ч а л с я со стр о и телям и , но ни кого не н аш ел и з с та р ы х зн а к о м ы х . В се но­ вы е м олоды е реб ята, ч ь я т р у д о в а я био­ г р а ф и я н а ч и н ал а сь в ш ес ть д е сят седь­ м ом—ш естьд есят восьм ом годах. Как начиналась Кежемская Д орога и д ет вдоль н асы п и , т р у д н о п р ед став и ть, что ещ е год н а за д зд есь бы л а ги б л а я тай га. Т р ак т о р ы не п р о х о ­ д и ли , не то что м аш и н ы . П р о е х ал и М и рны й , небол ьш ой посе­ л о к среди тай ги и снегов. Д е р ев ь я во­ к р у г с тр ан н ы е, п о х ож и они больш е н а столбы , чем н а д ер ев ь я , без единого с у ч к а. — З д е с ь бы л си л ьн ы й в зр ы в ,— гово­ р и т ш о ф ер .— Гору р а зр е з а л и п оп олам и н аш п и го в ал и ее в зры в ч атк о й ... Т ы с я ­ ч у двести тонн. — Т а к много? — Д а. Г оворят, это с ам ы й к р у п н ы й м и р н ы й в зр ы в в Сою зе. Д ел ал и глубо­ к и е к ол о д цы , м етров сем н ад ц ать, в н и х с ы п ал и ам м о н и т. А под к о н ец п о ж а р сл у ч и л с я, его туш и л и н еск о л ько ч е л о ­ в ек . Я вас потом с к ем -н и б у д ь п о з н а ­ ком лю . Н аш С авл у к о в М и х аи л Д а - в ы д ы ч , Б огач ев, Х востов... О т ч а я н н о они т уш и л и . К аж д ую м и н у ту м огл и в зл е те ть н а в озду х. К а к р а з вот т у т, н е ­ далеко... П р и ех а л и в Я рскую . Зд есь н ас п о зн а ­ к ом и л и с Б ори сом М алы ш евы м : м оло­ ж а в ы й светлово л осы й м у ж ч и н а в о ч ­ к а х . Собой н е к р у п н ы й , спокой ны й , он р а с с к а зы в а л мне, к а к п р и ех а л сю да и к а к н а ч и н а л и о н и стро и ть стан ц ию и дорогу. Вот к а к у м ен я за п и с а н его р ас­ сказ: «О кончил я М И И Т — М оско вски й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2