Сибирские огни, 1977, №4

Большую роль в становлении таланта А. Калкина сыграла встреча со знаменитым алтайским сказителем Н. У. Улагашевым, после которой он решил посвятить себя воспеванию красоты и мощи эпического Алтая. К семнадцати годам А. Г. Калкин стал зрелым сказителем, признанным мастером кая. Его пение прослушали видные тюркологи акад. В. А. Горд­ левский и проф. Н. А. Баскаков и дали кайчи высокую оценку. В Горно- Алтайском научно-исследовательском институте истории, языка и литера­ туры хранится около двадцати сказаний А. Г. Калкина. Лучшие из них во­ шли в многотомное издание « Алтай-Баатырлар». А. Г. Калкин живет в селе Ябаган Усть-Канского аймака. Он пенсио­ нер, но принимает активное участие в работе овцеводческого совхоза, ча­ сто ездит по области и выступает с пением сказаний. В 1959 г. А. Г. Кал­ кин участвовал в работе конференции сибирских фольклористов в Улан-Удэ. А. Г. Калкин — выдающийся народный певец наших дней. В его сказа­ ниях наряду с традиционными образами всегда чувствуется элемент но­ визны, своеобразие трактовки характеров и психологической их разработ­ ки, что приближает его эпос к письменной литературе. Это результат того , что с годами его память обогащалась народными образными выражениями. А. Г. Калкин отличается остротой ума, недюжинной способностью к х у ­ дожественному мышлению. И в обыденной жизни его речь всегда тяготеет к стихам. Эпос «Маадай-Кара» — любимое детище замечательного кайчи, являет­ ся одним из лучших сказаний эпической поэзии Горного Алтая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2