Сибирские огни, 1977, №3
А когда я не вытерпел и спросил, за чем и для чего нужна ему эта беготня, он удивленно уставился на меня. — Как зачем? По-твоему получается, что я, выходит, умнее всех? Больше всех знаю, больше всех понимаю? Один то варищ «хорошо задумал» скажет, дру гой —поморщится, третий —свежую мысль подаст. Вот тогда и работать са диться можно. Тогда у меня и полу чится. Потом на какое-то время Кучияк исче зал. Не появлялся. И мы все знали: Павел пишет. * * * Пришла зрелость. Павел Кучияк упор но работает. Запоем читает. По несколь ку раз переделывает стихи и рассказы, добиваясь совершенства слога, образа, рифмы. Приступает к своей самой боль шой и, пожалуй, лучшей повести «Аза- Ялан». Из-под его пера, впервые в алтай ской поэзии, рождаются лирические сти хи. Ведь ему, по выражению Саввы Кожевникова, приходилось открывать «первые страницы алтайской литерату ры». Но он знал, чтобы эти страницы были удачными, нужно много учиться. И Кучияк учился на образцах классиче ской и советской литературы, переводил произведения М. Горького, Н. Островско го, А. Фадеева и других мастеров худо жественного слова. Павлу Васильевичу посчастливилось быть делегатом Первого съезда совет ских писателей. Он жадно слушал и впитывал все, о чем там говорилось. Из доклада А. А. Жданова стало совершен но ясно, какое большое значение придает партия художественной литературе, ка кие высокие требования она предъявля ет советским писателям. Глубоко в душу запали слова А. М. Горького об устном народном творчестве: «Начало искусства слова —в фольклоре. Собирайте ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Он очень много дает материала и вам, и нам, поэтам и прозаикам Союза. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и ра достно поймем великое значение твори мого нами настоящего». Я хорошо помню, каким возбужден ным и окрыленным он вернулся со съезда. — Теперь-то уж ра-аботать! Сила при бавилась. Чувствую: как Сыртыкпай', горы ворочать могу! —И как всегда, когда волновался, стал говорить с алтай ским акцентом: —Новый русла серди тый речка теперь делить будем! Все делить будем! Ты тоже.—А потом, по- мальчишески хвастливо, выставил грудь: —Сам Максим Горький со мной говорили. Понимаешь, нет ли? Сам! На встрече с сибиряками было. Руку взяли, говорит: «Пиши-и! Пиши историю своего народа». Как думаешь, можно, нет ли, после такого не писать, не записывать, а?! —И тут же перешел на деловой на ступательный тон: —Ты в радиокомите те скажи: кайчи принимать нужно! Гра мотных найдем, по проверенным рукопи сям кайларить будут. Я помогу. Пусть все, кто радио слушают, узнают, снова по верят: кай и черчек1 не умирают. Жили в народе и жить будут! Чем было вызвано такое предложе ние? Да тем, что областное руководство в те годы еще не успело опровергнуть пущенный в свое время буржуазными националистами слух — «Советская власть запрещает петь старые песни». У руководства до народного творчества не доходили руки, зато сказители и ста рики кожончи2 притихли, замкнулись. Не без труда, но в радиокомитете была утверждена штатная единица —скази тель. У микрофона с топшууром в руках стал выступать Кучияк, а следом за ним грамотные сказители —Данил Табоков, Владимир Ябыков, Иван Сабашкин. В эфире над горами Алтая понесся ро кочущий бас кайчи, снова повествую щий о героических подвигах легендар ных богатырей, побеждающих зло и на силие, прокладывающих для народа тропы к счастливой стоянке. А Кучияк с головой ушел в работу. Он выявляет и проводит учет сказителей (так впоследствии им был «открыт» Н. Улагашев—талантливый кайчи, знав ший более сорока героических поэм и сказок), фактически возглавляет первый на Алтае массовый общественный «по ход по сбору народного творчества», проводимый областными газетами, ра диокомитетом и литобъединением. Он много записывает сам и тут же делает подстрочники, восстанавливает по па мяти, через четверть века, слышанное в детстве от деда Сокола-Шонкора и ба бушки Баргаа. Одновременно создает и свое, новое. Прошло какое-то время. Однажды ве чером после работы Кучияк пришел ко мне домой нагруженный пачками перевязанных папок й свертков-рулон чиков. — В редакции говорят, у тебя чемо дан приличный есть. Дай на время, а? Мой совсем старый стал, весь в морщи нах. Полный наложу —может треснуть. — И далеко собираешься? — В Новосибирск. К друзьям-шефам. Надо. Пора! Друзьями-шефами Кучияк за глаза называл Афанасия Коптелова, Савву Кожевникова, Василия Непомнящих, Александра Смердова, Елизавету Стюарт, Евгения Березницкого и других писате лей, которые всегда ему помогали, вни мательно и требовательно следили за его творческим ростом. В свою очередь 1 Л е г е н д а р н ы й б о г а т ы р ь - с т р о и т е л ь . ■ Ч е р ч е к — сказка, легенда. 2 П е в ц ы - и м п р о в и з а т о р ы .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2