Сибирские огни, 1977, №3
лики святых, а хозяин перестает «отго нять мух от лица» — креститься на иконы. В 1926 году Павлу Васильевичу пред ложили ехать в Москву, в Коммунисти ческий университет трудящихся Востока. После трудных раздумий, как и на кого оставить жену и троих ребят на целых три года, получив обещание областных руководителей (в которое не особенно поверил) помогать семье, Кучияк собрал ся с духом и уехал учиться. Об этих го дах хорошо написано Афанасием Лаза ревичем Коптеловым. «...Вуз открыл Кучияку глаза на мно гое. Теперь он по-настоящему глубоко понял мир, законы развития общества. Он узнал, что все материальные и ду ховные ценности на земле созданы людьми труда. Бывая на литературных вечерах и в театрах столицы, он чувст вовал себя путником, утоляющим жажду из чудесного, только что открытого им родника русского искусства. Позднее он писал о вечной любви к искусству: И я н авеки п о кор ен тобой, К тебе, к а к все, стр е м л ю сь я серд цем тож е. М ы св я за н ы теп ер ь о дной судьб ой И ж и з н ь свою р а зъ е д и н и ть не см ож ем . На его родном Алтае в то время, мож но сказать, не было письменной художе ственной литературы, если не считать нескольких нравоучительных басен, соз данных в конце прошлого столетия свя щенником Михаилом Чевалковым, да стихотворной книжечки Чегата Строева. В народё были широко распространены лишь одни устные произведения: сказ ки, былины, песни. Кучияк начал свою литературную де ятельность с поэмы. Он шел от народной песни, от бы лины». В поэме «Арбачи» автор повествовал об алтайской женщине, прошедшей слож ный путь: рабское существование девуш ки, отданной за долги насильно замуж за шестилетнего байского сынка, а когда тот подрос, выброшенной из аила как об глоданная кость. Не нашла Арбачи, вер нувшись, приюта и у родительского оча га: «Пучка там засыхает, где выросла. Девушка там живет до конца, куда вы дана». Не нашла защиты и у родового , старшины-зайсана. Но героиня Кучияка не падает духом. С к ам н е м го р ь к о й обид ы на сердце, С ж ар о м н е н а в и сти в д уш е — П о д оли нам с с у х и м и глазам и Ш ла сур о ва я А р б а ч и . А когда «грянул громом восстанья Сем надцатый год» и всем «генералам, бур жуям, купцам-обиралам грозный счет предъявил угнетенный народ», Арбачи с винтовкой в руках ушла в партизан ский отряд. П р ош л и, о тш ум е л и военн ы е годы... В У л а л у едут лю ди из р а з н ы х м ест. Т ам съ е зд победителей, съ е зд сво бо дн ы х. Б ед н е й ш и х алтай цев съезд... Туда, через б у й н ы е реки, Ч ер ез горы , леса, кл ю ч и — В л у ч ш е й ш ап ке , в л у ч ш е м чегедеке, К а к на п р аздн ик, п р и е хал а А р б а ч и . Образ женщины-алтайки остался лю бимым образом и в дальнейших произ ведениях писателя, а поэма «Арбачи»— его первая запевка — нашла горячий отклик у читателя и слушателя, завое вала широкую популярность, помогла автору в пропагандистской деятельности. Кучияк —пропагандист. Об этом хо чется сказать особо. Это качество писа теля прошло красной нитью сквозь все его творчество, всюду, где бьГ он ни ра ботал, что бы ни делал. Его стихи, поэ мы, рассказы и повести, пьесы всегда и прежде всего были социально значимы, несли большой заряд гражданского пафоса. ...После окончания КУТВа Павел Ва сильевич назначается руководителем первой в области Красной юрты-пере движки, в штате которой кроме него были учитель и фельдшер. Юрта-пере движка ездила не по торным дорогам, а добиралась туда, где была нужнее все го— в самые глухие урочища и поселки. Это было время, когда в жизни алтай ского народа шел небывалый перелом: переход на оседлость, создание коллек тивных хозяйств и. пунктов ликбеза, борьба с баями, буржуазными национа листами, суеверием, влиянием еще не сдающихся шаманов и ярлыкчи, трахо мой и сифилисом, грязью аильного быта и феодально-родовыми пережитками. На вооружении у работников юрты-пере движки не было сегодняшних «техниче ских средств агитации». У фельдшера— походная аптечка и хирургическая сумка, у учителя —буквари, запас ка рандашей и бумаги да несколько школь ных плакатов. У Кучияка — газеты, гео графические карты, стопка книжек (в том числе и его «Арбачи») и... топшуур. А главным оружием всех их вместе бы ло слово. Не всегда в работе шло все гладко. Временами приходилось перестраивать ся буквально на ходу. Павел Васильевич как-то вспоминал об одном из таких случаев: — Приехали в большое урочище. Аилов двадцать стояло. С виду — все будто в порядке, даже член сельсовета есть. А люди, понимаешь, какие-то... вя лые, ти-и-хие, как больные все. Фельд шерица пошла посмотреть. Приходит, говорит: «Вшей, как всегда, много, ота рами ходят, а лежачих больных нет». В чем дело? Только на другое утро узна ли: за день до нас шаман приезжал, а с ним еще двое —байские подголоски. По аилам ходили. Шаман камланье устроил. В общем, опередили. «Подготовку» к нашему приезду провели. А мы на пер вую беседу еле десятка полтора людей собрали. Начал говорить, не получается. Сидят, трубки сосут, а все мои слова, как пустые орехи, по ветру, мимо ушей летят. Стал газету читать. То же самое!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2