Сибирские огни, 1977, №3
Борис Попов * МНОГОГРАННОСТЬ ( К 80 - ЛЕТИЮ СО Д Н Я РОЖД ЕН И Я ПАВЛА КУЧИЯКА ) Однажды осенью, в середине тридца тых годов, один из классов Московской государственной консерватории напол нился необычным звучанием. На мягко переливающиеся, предельно низкие тона, напоминающие рокот горного потока, наслаивался то щебет утренних лесных птиц, то чистые высокие звуки флейты и скрипки, то заливистая трель серебря ных колокольчиков, то — точно имити руемый —свист бурундука. Это была необычная для стен консерватории сим фония, длина частей которой измерялась длиной сдерживаемого выдоха. Исполнял эту, никем из консерватор ских преподавателей, профессоров и приглашенных музыковедов неслыхан ную симфонию не оркестр, а один че ловек, не пользовавшийся музыкальны ми инструментами. Просто, сидя на сту ле, твердо упершись руками в колени, он делал глубокий вдох и... из его горла одновременно лилось чисто оркестровое соединение разнообразных по своей ок раске и тембру звуков, резко различных по тональности, но переплетающихся друг с другом, изумительно гармониче ски завершенных. Такое Москва еще не слышала! Человек способом «хомэя», то есть, если так можно перевести, внутригор- лового пения, пел «Охотничью колы бельную». Текст песни исчислялся только тремя- четырьмя словами: «Спи, балам1, спи, спи-и...», но они были как бы трампли ном для звукового потока симфонии непроходимой горной тайги. Когда исполнение внезапно оборва лось и человек стал вытирать пестрым «модным» платком пот с покрасневшего от напряжения лица, в классе водвори лась такая тишина, что явно услыша- лось, как прошептал один из седовласых преподавателей-профессоров: 1 Б а л а м — дитя, ребенок. — Какая-то чертовщина! Колдовство! Заворожил! —он задергал плечами и по вернулся к такому же седому соседу.— А вы, доктор, что по этому поводу ду маете?! Консерваторский лоринголог прогово рил в ответ: — Тоже... думаю. Тут, конечно, не колдовство, а какое-то особое устройство голосовых связок. Сейчас бы рентген сюда. Да и то сомневаюсь, чтобы сразу распознать. Пока таких чувствительных аппаратов у нас нет. ...Исполнителем необычайного музы кального произведения, заставившего недоуменно округлять глаза и пожимать плечами врачей-лорингологов, музыко ведов и преподавателей консерватории, был член Союза советских писателей Павел Васильевич Кучияк. Когда его обступили и засыпали во просами требовательные, профессиональ но дотошные слушатели, Кучияк, не успевший убрать бордовый румянец со смуглого, широкоскулого лица, уже хит ровато поблескивал черными угольками глаз. — Как получается? Почему? —И не сколько нарочито, хоть и хорошо знал русский язык, акцентировал по-алтай ски.—Однако просто получается. У нас, Улаганский аймак, охотники так дели- ют. Бурундук, кабарга себе зовут. Мы только немножко разный звук до бавили. Кучияк и привирал и —нет. С неза памятных времен у охотников погра ничного с Тувой Улаганского аймака хо- мэй действительно существовал, имея чисто промысловое значение. Вроде сви- стульки-манка. Но кучияковский хомэй стал совсем иным, творчески, музыкаль но обогащенным. Но далось ему это «пе ние», поразившее Москву, далеко не сразу и не просто... А все началось так: в Онрот-Туре (ны не Горно-Алтайске) тогда существовала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2