Сибирские огни, 1977, №3

права судить о вещи в целом. Но мож­ но заметить какие-то идейные и стиле­ вые решения. Право поэта на тему заметно в мно­ гочисленных автобиографических ассо­ циациях и сопоставлениях («Я в Тын- де жил в полярном доме-бочке...»; «И я не смог стоять, как наблюдатель сбо­ ку...»; «Я вновь на Бирюсе...»). Несо­ мненно, доскональное знание фактуры труда на магистрали —то, как «стук и стон идущей в землю сваи качают Ле­ ну», как «юношески дерзко не сдается морозу беспощадному бетон». - Свой житейский опыт дал поэту пра­ во сопоставлять новое строительство магистрали с прежними большими стройками, в которых он принимал уча­ стие. Он радостно замечает уменьшение «романтических» деталей и увеличение «реалистического» комфорта: поселок. О сновательно и грубо его ср у б и л рабочий класс... С овсем не той. что там н а Б р а тско й ГЭС, р о м а н ти ки хл еб н уть досталось: то по чи н ять брезентовы й навес, то у «железок» р азгонять усталость... Поэт видит современного паренька в «джинсах модных», стремящегося «ки­ ногероям бравым подражать и само­ дельной. под гитару, песней округу бес­ пощадно оглашать», и, вместе с тем, видит подымающийся «его старани­ ем дом». Но подробности быта, детали стройки, лирические ассоциации — не только де­ монстрация зоркости поэтического зре­ ния и авторской причастности делу. За личным, малым и частным вырисовы­ ваются контуры эпохального: И я подум ал о дороге века, к а к о дороге д ух а ск в о зь века, что в ы сш е й волей человека леж ит, п ростерта вдаль издалека — пы тается не только дни и годы п р ош ить, связать, к а к врем енная нить, но и далекие народы бо льш и м тр уд ом родней объединить. Отрывок позволяет ожидать в печати законченную поэму, в которой реалии стройки будут пропитаны философской мыслью. Систематично, из номера в номер ве­ дется раздел критики и библиографии. Рецензии рассматривают все наиболее значительные художественные книги местного издательства и то, что привле­ кает критиков республики в литератур­ ных новинках других издательств. По­ мимо рецензий регулярно даются ан­ нотированные списки новых книг, включающие и произведения общест­ венно-политического, краеведческого и экономического содержания. Журнал привлекает в критический отдел авторов из Москвы, из других республик. Статья московского писате­ ля Семена Шуртакова «Современность истории» (1976, № 2) содержит компе­ тентный и внимательный разбор книг на историческую тему —роман Б. Боо- тура «Весенние заморозки» и повести В. Протодьяконова «Кустук». Тема статьи уфимского писателя Г. Рамаза­ нова «Своеобразие якутской поэзии» (1976, № 1 ) четко сформулирована в ее названии. В ней —оригинальные наб­ людения над поэтикой и метафористи- кой стиха. Процессы движения «младо­ письменных» народов к литературе осмысливаются в статье нивхского пи­ сателя М. Воскобойникова «От фольк­ лора к современной художественной литературе» (1976, № 4). У журнала свои критики. Отличная статья Надежды Сивцевой «Живая во­ да поэзии» (1976, № 2) дает литератур­ ный портрет Семена Данилова, точно и убедительно раскрывает его духовные и эстетические связи с русской классиче­ ской и современной поэзией, выявляет новаторские начала его лирики, вклю­ чившей «якутский народ, якутский край в орбиту новых культурных отношений народов». Профессиональная основательность и критическая взыскательность присущи короткой рецензии Т. Николаевой на повесть Алексея Вальдю «Месяц пер­ вых цветов» (1976, № 4). Сказав много доброго о книге зачинателя молодой ульчской литературы, критик замечает и слабости: «...художественная атмосфе­ ра повести несколько разрежена. Все- таки элемент очерка в повести, сообщая ей остроту и злободневность, публици­ стичность, лишает повесть необходимой художественной основательности, сооб­ щая отрывочность и беглость повество­ ванию. Хочется пожелать автору большей психологической мотивирован­ ности образов...» Кратко, но верно заме­ чены серьезные недостатки вообще в творчестве писателя. В рецензии Евг. Богданова на сбор­ ник стихов Василия Ледкова «Голубая страна» много. зорких наблюдений, обобщающих мыслей, она хорошо напи­ сана. Но кончается рецензия как-то очень уж празднично-велеречиво, как юбилейный тост: «Радостно, что рядом с нами живет и трудится своеобразный национальный поэт, его строки, образ­ ные, яркие, вплетаются в поэтическую летопись нашего времени... Пожелаем ему доброго пути и новых поэтических открытий». Красиво, но как-то не в правилах скромного рецензионного жанра. Иногда же рецензенты проявляют робость, когда переходят к разговору о слабостях представляемых ими книг. «Разумеется, среди трех с лишним .ты­ сяч строк поэмы найдутся и такие, к которым можно предъявить некоторые претензии»,—пишет Н. Габышев о поэ­ ме И. Ласкова «Хромец». Тут бы и об­ ратить внимание читателей и автора на неудачные строки, предъявить свои претензии. Однако все ограничивается общим указанием, за которым следует

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2