Сибирские огни, 1977, №3
с десятилеткой» — хорошо вписывает ся в страницы «молодой прозы» Сиби ри. Он—энтузиаст, работяга, нравствен но чистый, с кулаками готовый отстоять то, что считает справедливым, не тер пящий фальши и грязи, но, к сожале нию, часто беспомощный и косноязыч ный в личном плане. Лучшие страни цы повести — лирические картины таежной природы, данные в восприятии рассказчика и как бы выражающие су щественную сторону его духовного ми ра. Вот хотя бы: «Ах, тайга, тайга! Я иду, опьяненный ее густым буйно хмельным духом, глаза разбегаются... Бешено рдеет россыпь саран. Как вы резан перистый лист рябины! Особен но трогают меня березки —прямые, бе лоногие, в дыме развесистых грив,— будто девушки в танце, разошлись они пестрым веером по склону...» Повесть довольно плотно населена. Бригада, работающая на «третьей бу ровой», ее бригадир дядя Костя, его дочь Олька, ее подружка Ия Медведе ва, выступающая в печати под псевдо нимом «Еж», непутевый Витька, участ ник партизанской войны в Якутии Афа насий, ныне «хозяин» кирпичного «завода», его сын — старшина флота Кирька, рабочий-наставник дед Егор...— довольно многочисленнное население маленькой повести. Как' часто в произ ведениях такого рода, показан таежный пожар, в зареве которого высвечивают ся людские характеры. Только много- темность оказалась несколько не под силу повести, разрыхлила ее компози цию, привела к эскизности некоторых главок, размыла контуры сюжетного движения. Маленькая психологическая повесть Валентины Гаврильевой «Любовь осенью» развертывает сложный клубок человеческих отношений, в которых причудливо переплетаются любовь и ненависть, добро и подлость, трудолю бие и карьеризм. Вначале кажется, что героиня повести —студентка Аанык — жертва подлости своей подруги Айты, написавшей на нее в деканат кляузное письмо. Аанык обвиняется во вмеша тельстве в жизнь чужой семьи, в стрем лении разлучить свою подругу с му жем Мишей... Айта выглядит весьма нелестно в своем стремлении вывести на люди интимный конфликт, при влечь многих к тому, что касается дво их. А цель клеветы довольно проста: в аспирантуре «место одно, а нас двое», надо очернить вторую претендентку на единственное место. Но на деле все много сложнее. Суть раскрывается в главе «Истина», где уже Аанык выгля дит весьма непривлекательно в своем коварном стремлении развенчать в гла зах Миши свою подругу, не пренебре гая и прямой ложью, перемешивая ку сочки правды с явной неправдой. Ее стараниями «потопило хрупкое суде нышко Айтиного счастья». И не оправ дывает поведение Аанык ее отказ от Миши: «Может быть, это еще большая подлость. Порядочность собаки на сене». Повесть «Любовь осенью» —из тех, что становятся предметом читательских дискуссий на литературно-нравствен ные темы. В ней много пищи для спо ров, разных точек зрения." Видимо, в том, что Аанык нашла силы признать ся себе в истинной сути своих отноше ний с Айтой, увидеть в свете истины свое коварство, заключена возможность ее возрождения. Не случайно на слова врача: «Заучились вы»,—следует реп лика: «Заучились. Но кое-чему научи лись». Нравственные уроки конфликта, возможно, дадут еще добрые плоды. Редкий, очень редкий гость в журна ле рассказ. В первых четырех книгах 1976 года помещен всего один рассказ— «Ночная радуга» Светланы Заикиной. Сделан он по всем законам жанра — короткий, сюжетный, с малым числом персонажей, с одним центральным со бытием. Герои —молодой геолог Валер ка Соколов и его жена Лерочка — вы писаны четко. И есть в рассказе всегда импонирующая в произведениях мало го жанра неожиданная развязка. Толь ко прелесть неожиданной развязки за ключена обычно в ее естественности, логичности: неожиданно, но иначе и не могло, не должно было быть. Неожидан ная развязка «Ночной радуги» не вы глядит обязательной. В далекую охот скую тайгу нежданно прилетает Ле рочка. Ее прибытие не доставляет радости мужу — он уже давно смирил ся с отчужденностью жены, ее адюль терными связями, он с ненавистью вспоминает ее городскую жизнь, «холе ные наманикюренные ручки и нагло ватые голубые глаза», ее умение в слу чае надобности плакать «удивительно искренно и ловко», ее циничные рас суждения: «С моей внешностью я на Западе пошла бы далеко. У, меня фи гурка и бюст Брижитт Бардо». Но по воле автора эта «росомаха» чудесно преображается, чуть ли не назавтра после приезда в лагерь. Стоило пойти в поход и... перед нами совсем другая Лерочка — «деревенская девчонка, ош паренная солнцем... Худенькая... с ли нялым ситчиком глаз. Жалкая и трога тельная...» Вот случай, когда размеров рассказа не хватило, очевидно, чтобы убедительно показать разительные пе ремены, происшедшие с героиней в ре зультате приобщения к трудовой дея тельности. Для известного канадского писателя Фарли Моуэта и сопровождавшей его в путешествии по Сибири супруги бы ла «полной неожиданностью» встреча с якутской девушкой Надей Комаровой — «двадцатилетней красавицей с черны ми, цвета воронова крыла, волосами, блестящей кожей оливкового оттенка...» Их поразило, что Надя «выглядела бо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2