Сибирские огни, 1977, №3
ного героизма и самоотверженности. Враги революции, как правило, духов ные и нравственные уроды, они неред ко и физически отвратительны. Женщины в романе — жена Аргылова Ааныс и дочь Кычи—воплощают собой нравственные идеалы народа, его эпо са —олонхо. Не случайно, очевидно, в семье богатеев Аргыловых только жен щины сохраняют естественность и чело вечность чувств и находятся в постоян ном конфликте с мужем и отцом. Ааныс, подавленная и забитая мужем и покорно следующая за ним, внутрен не враждебна Аргылову и осуждает его действия, не принимает эгоизма и че ловеконенавистничества Валерия. В духе национального фольклора зву чат многочисленные локальные сравне ния, щедро разбросанные по страницам романа, когда «незаметно, словно охот ничья собака, подкрадываются сумер ки», мужнина грубость уподобляется «немятой бычьей коже», а дымы из печных труб тянутся вертикально к небу, «как сосны на косогоре,..» Иногда такое локальное сравнение приобретает большой идейный смысл: например, когда о белых, распродавших недра Якутии, ее богатейшие районы различ ным иностранным фирмам, говорится: «будто лепешку поделили!» . У персонажей романа свои измерите ли времени, обусловленные географией и бытом страны «белого безмолвия»: «Прошло уже время, достаточное, что бы выкурить две трубки табаку...» Вместе с тем, в романе заметно воз действие традиций русской литературы, советской—в особенности. Где-то слыш ны интонации фадеевских лирических отступлений и внутренних монологов из «Молодой гвардии», когда то ли ав тор ведет доверительную беседу с геро ем, то ли герой как бы рассуждает сам с собой: «Неужели на этом и оборвется жизнь твоя, Трофим Ойуров, единствен ный сын Басылая Балыксыта, прозван ного рыбаком за то, что всю жизнь пи тался только озерным гольяном да ма лявкой...» С оптимистической трагедией «Молодой гвардии», ее романтической патетикой перекликается и финальный эпизод —смерть центральных героев книги Томмота и Кычи, когда любящие «сомкнули две руки в замок». Особенно заметно воздействие романа Н. Островского «Как закалялась сталь». Оно и в выборе героя —Томмота, моло дого человека, органично вошедшего в революцию, ставшего частицей ее сти хии. И в центральной героине—Кычи, ее романтическом пафосе, готовности по жертвовать всем ради высокого идеала. И в беспредельной преданности моло дежи Коммунистической партии, в вос хищении юных людьми партии, комму нистами. Иногда воздействие книги Островского выступает даже прямоли нейно. Например, когда чекист Ойуров излагает юному Томмоту свой жизнен ный кодекс, варьируя и местами чуть ли не буквально повторяя крылатые слова Павла Корчагина о жизни, кото рая дается человеку один раз и о необ ходимости прожить ее достойно: «Маль чик мой, родиться вновь) прожить пов торно и исправить прежние ошибки нам не дано. Значит, надо прожить так, чтобы не было о жизни сожаления, даже на краю могилы, чтобы не было стыдно за единый день этой жизни». Может быть, не следовало копаться в мелочах и выискивать отдельные не удачные места и строки в романе, на писанном серьезно и взволнованно. Но публикация «Красавицы Амги» сопро вождается уже в самом начале снос кой — «журнальный вариант», а затем указываются места и главы, опущенные в сокращенном журнальном варианте. Следовательно, автор имеет другой, оче видно, книжный вариант. И ему может оказаться полезным любое, пусть ма лое, замечание, любая критическая «придирка». Позволим себе хотя бы одно. , Ничего зазорного нет в натуралисти ческой подробности, когда, между про чим, сообщается, что, «сходив до ветру, Аргылов вернулся в дом». Можно при мириться с тем-, что несколько времени спустя о нем же сообщается, что, «справив малую нужду, старик стал припоминать, какой же день нынче». Но вот когда после этого читаем: один из персонажей «шумно мочился прямо на земляной пол», другой просится «схо дить по надобности», а третий жалует ся, что ему не дали «сходить по нуж де»,— это внимание к естественным, отправлениям персонажей начинает ка заться несколько назойливым и, мягко говоря, необязательным. Может быть, стоит некоторые из натуралистических подробностей опустить? Они не укра шают произведение значительное, инте ресное, обогащающее не только нацио нальную литературу, но прибавляющее нечто свое к теме гражданской войны во всей советской литературе. Как и в других «толстых» журналах последнего времени, прочное место в «Полярной звезде» заняла повесть. Мы не обнаружили особенно крупных до стижений в этом, ныне «господствую щем», жанре. Но заметны поиски—те матические, стилевые, жанровые. Пове сти все очень разные. Название повести Эрика Шабаева «Бригада» (1976, № 1) настраивает на производственную волну. И в самом де ле, в ней рассказывается о работе бригады буровиков на тюменском се вере. Только производственная те ма проходит в повести как-то сто роной, а в центре — нравственные проблемы любви, верности, армей ской школы воспитания, преодоле ния собственнических инстинктов... Ее герой — Васька Гребенников, от лица которого ведется рассказ, «доброволец
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2