Сибирские огни, 1977, №3

и чудесно меняет ее облик. Он напоми­ нает, что совсем недавно в «созвездии новых городов» республики, таких, как золотой Алдан и алмазный Мирный, появился новый город тружеников ком­ мунизма —город угольщиков Нерюнгри, а навстречу ему «тянется магистраль века БАМ, в строительстве которой уча­ ствует и молодежь Якутии». Журналист Дмитрий Бубянин в очер­ ковых заметках «Стальные ворота БАМа» рассказывает о строительстве железнодорожного моста через Лену — первой водной преграды на пути сталь­ ной трассы. Любопытная подробность: в дни Сталинградской битвы были до­ ставлены в район боев «рельсы со сши­ тыми шпалами», снятые с только что тогда открытой ветки Транссиба Вам— Тында. Они тогда нужны были там. Теперь Тында стала центром историче­ ской «битвы» за освоение неисчисли­ мых богатств края. Центральная публикация журнала за обозреваемое время —роман Софрона Данилова «Красавица Амга» в перево­ де Н. Ершова (1976, №№ 1, 2, 3). Роман — жанр уже не новый для якутской литературы. Прошло более трех десятилетий с момента, когда, раз­ двигая рамки национальной литерату­ ры, появились первые якутские рома­ ны. С тех пор широкий эпический жанр продолжал осваиваться писателями рес­ публики. Софрон Данилов среди тех, кто принял участие в этом процессе, написав в 60-е годы роман «Пока бьет­ ся сердце». «Красавица Амга» — новый шаг в том же направлении. Это —произведение социально-историческое, посвященное событиям полувековой давности. Актуален -ли для нашего времени ро­ ман о гражданской войне? Когда-то ду­ мали, что Великая Отечественная вой­ на окончательно перечеркнет тему гражданской войны, занимавшую такое большое место в советской литературе 20-х и 30-х годов. А. Н. Толстой спешил закончить «Хождение по мукам», буду­ чи убежден, что после событий новой войны уже нельзя будет вернуться к войне гражданской — «она отодвинется слишком далеко». Опыт показал, что это не так. При всем трагическом вели­ чии событий войны 1941—1945 годов и ее эпохальном значении она не вычерк­ нула из литературы тему гражданской войны. Напомним хотя бы книги С. За­ лыгина «Соленая Падь» и «Комиссия», повести П. Нилина. События первых послереволюционных лет не потеряли своего глубокого смысла, ибо в них за­ вязывался советский характер, в воен­ ном столкновении классов тогда нача­ лась кристаллизация советского обще­ ства — качественно новой общности людей и народов. В этом видится тема и актуальный смысл романа Софрона Данилова «Кра­ савица Амга». Писатель стремится по­ нять, как гражданская война в Якутии ' определила направление жизни целого народа, его современное место в много­ национальной советской общности. Выбран один из самых драматических моментов гражданской войны на земле якутов. В Большой Советской Энцикло­ педии сказано: «В 1920-21 в разных ок­ ругах Якутии вспыхивали мятежи, ' организованные белогвардейско-кулац­ кими элементами и буржуазными на­ ционалистами. В 1922—1923 на террито­ рии Якутии действовали отряды гене­ рала Пепеляева. Все эти мятежи против Советской власти были подавлены». Последний, .1923-й, год этого смутного времени в истории своей страны и на­ рода стремится отразить в «Красавице Амге» Софрон Данилов. «Вот уж, почи­ тай, пять лет весь белый свет ходит ходуном, как вода в турсуке: нынче живешь, а увидишь ли солнечный свет завтра —этого и бог, как видно, не зна­ ет»,—рассуждает в самом начале пове­ ствования один из его персонажей. В романе много «прямого действия». Сюжет развертывается в Якутске, в се­ лении Амга, в далеких аласах. Красный Якутск в тревоге готовится к встрече белого десанта. Отряды Пепеляева, пре­ восходно вооруженные и экипирован­ ные своими Западными покровителями, уверенно движутся в сторон^ города. Но внешние события и действия в романе служат лишь канвой, на которой писатель вышивает сложные узоры конфликтов политических, социальных, психологических. Все пласты общества раскрываются в романе. Социальная и политическая борьба сочетается в «Красавице Амге» с конфликтом семейным. Старый мир разрушается, и трещина его проходит посреди дома богатея Аргылова. На одной стороне оказывается сам Аргы- лов и его сын Валерий, на другой—дочь Кьгчи. В семейный конфликт вклинивается самая светлая фигура романа —моло­ дой Томмот, жених Кычи. Для него спа­ сение родины включает в себя и спасе­ ние невесты. Средствами реалистического психоло­ гизма изображены люди из лагеря вра­ гов революции — генерал Пепеляев, иг­ рающий непосильную для него роль просвещенного и гуманного колониза­ тора; честолюбивый политический аван­ тюрист Петр Куликовский —последыш эсеровского терроризма, ныне лакейст­ вующий в генеральской прихожей; во­ енспец Соболев, готовый на любую под­ лость, лишь бы сохранить жизнь... Эпизоды «прямого действия» перепле­ таются с картинами, где главную роль играют мысль и слово, где развертыва­ ются схватки идеологические. Идет острая дискуссия на самые жгучие те­ мы народной жизни. И, может быть, са­ мая важная из них —тема националь­ ного самоопределения. В древности говорили, что малая на­ родность, втянутая в распри между ве

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2