Сибирские огни, 1977, №2
оценили по достоинству, она редко печа талась, а для меня «Возвращение Буд ды» — одна из существенных и привле кательных граней писательского обли ка Всеволода Иванова». В «Возвращении Будды», как верно отметила в свое вре мя критика, Вс. Иванов «попытался выскочить из тундр и тайги в ширь горо дов, культурных сложных типов, труд ных психологических положений и про блем». На фоне советской литературы 1922—23 годов эта повесть видится ныне смелой и новаторской. В ней, в частно сти, была «предсказана» и психологи ческая (драматическая) углубленность «Тайного тайных», и особый интерес к вечным философским проблемам, явно ощутимый в этом сборнике рассказов (из него в рецензируемой книге пред ставлено несколько лучших). «Тайное тайных», как подается эта формула в рассказах Вс. Иванова,— это извечные, сокровенные, неосознанные человеческие желания и чувства. Чем более духовен человек, тем опосредован нее, обусловленнее правит им «тайное тайных». Но зато подобная духовность влечет за собой бессчастие (ведь сча стье — в бездумном следовании своей природе и подчинении «миру»). Или бес- счастье духовности, когда за познанием «тайного тайных» грядет потеря гармо нии и простоты, или счастье «бездухов ности», если «тайное тайных» правит безраздельно,— в таких контрастах раз вивается психологическая мысль Вс. Иванова. Сборник «Тайное тайных» Вс. Иванов называл «главнейшим трудом в области рассказа», «своеобразной лабораторией в области стиля». На страницах записных книжек он так «расшифровывал» существо своих исканий, полемически отрицающих за воевания эпохи орнаментализма и ге нетически тяготеющих к Бунину. «...Я хотел выработать стиль ясной простоты с сохранением внимания к образной де тали и строгим отбором образных ассо циаций, подчеркивающих психологиче скую углубленность рассказа». Так, именно из образных деталей (конкрет ных и одновременно многозначных), об разующих сложные ассоциации, выра стает диагноз социального состояния сибирской деревни середины 20-х годов, который несет в себе рассказ «Плодо родие». «Там все мои последние ду мы»,— характеризовал этот рассказ Вс. Иванов, посылая его Горькому в 1926 году. В разделе «Всеволод Иванов о себе» даны две автобиографии: 1922 и 1924 го дов. Драматические эпизоды эпохи граж данской войны не вызвали в душе будущего автора «Партизанских пове стей» страха перед жизнью. «И тому, что жив, радуюсь»,— именно это ощуще ние породил у него трагический опыт, и его пронес Вс. Иванов через все твор чество. Недаром с годами оно завоевы вало все большую любовь читателей. Сборник, выпущенный Кемеровским из дательством, безусловно, еще более рас ширит их круг. Е. КРАСНОЩЕКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2