Сибирские огни, 1977, №2

вопрос о том, что побуждает ее так ра­ ботать. В условиях временной оккупа­ ции ряда важных сельскохозяйствен­ ных районов европейской части СССР восточные районы стали основной про­ довольственной базой страны. Отказы­ вая себе во многом, труженики сельского хозяйства Сибири за 1941—1944 годы да­ ли государству более 700 млн. пудов зерна — шестую часть всего хлеба, за­ готовленного за э7о время в стране. На страницах сборника читатель най­ дет интересный материал о работе в военных условиях учреждений искусств и творческих союзов Сибири. С началом войны литераторы Новосибирска заяви­ ли, что они считают свое перо «моби­ лизованным на оборону великой От­ чизны». Отдали жизнь за Родину поэты Б. Богатков, Г. Суворов, журналисты В. Анохов, М. Булатов, А. Кунгуров и другие. К концу 1941 года Сибирь при­ няла более 20 театров, в том числе сто­ личные—им. Вахтангова, Сатиры, Опе­ ретты, Камерный, Детский, Кукол; ле­ нинградские — академический театр драмы им. А. С. Пушкина, ТЮЗ, филар­ монию, Киевский и Одесский оперные. Харьковский и Днепропетровский дра­ матические. В Новосибирске были раз­ мещены ценности Государственной Тре­ тьяковской галереи, музеев изобрази­ тельных искусств им. Пушкина, нового западного искусства и восточных куль­ тур, в Томске — полотна Севастополь­ ской картинной галереи и т. д. Только за первые полтора года войны работни­ ки искусства Сибири в воинских частях, госпиталях, на призывных пунктах ор­ ганизовали не менее 20 тысяч выступле­ ний. Нередко художественные бригады из Сибири были в гостях у фронтови­ ков. Сборник статей, на наш взгляд, не лишен некоторых недостатков. Про­ мышленное развитие рассматривается здесь лишь на примерах Кузбасса, на ( анализе размещения машиностроитель­ ных заводов Алтая и пищевой индуст­ рии. Основные отрасли промышленно­ сти других районов Сибири не показа­ ны. Сборник значительно выиграл бы, если бы в нем было больше общесибир­ ских материалов. На стр. 156 и 163 при­ ведены противоречивые цифры загото­ вок сельскохозяйственной продукции в Сибири. Неправильно названо время на­ чала строительства завода «Алтайсель- маш» (стр. 112), восстановления эвакуи­ рованного завода «Днепроспецсталь» (стр. 73). В целом же сборник расширяет наши знания о Сибири военных лет. Приве­ денные в нем сведения о ратных и тру­ довых подвигах сибиряков в годы Ве­ ликой Отечественной войны помогут в патриотическом воспитании нынешнего поколения советских людей. М. АКУЛОВ Всеволод Иванов. Повести и рассказы. Кемерово, кн. изд., 1975. Сибирское издание повестей и расска­ зов Всеволода Иванова — не случайное собрание произведений разных лет, а книга продуманная и цельная. Состави­ тель Н. К. Банников (им же подготов­ лены тексты) поставил перед собой четкую цель—проследить бурную эволю­ цию Вс. Иванова в 20-е годы, не упро­ щая и не корректируя ее с высоты 70-х гг. «Удивителен динамизм Всеволо­ да Иванова, глубина и размах его эво­ люции. «Партизанские повести» и «Тай­ ное тайных» — это как бы два разных; писателя — и все же он один»,— пишет в предисловии Н. К. Банников. В диа­ пазоне от партизанского цикла до рас­ сказов середины 20-х годов и представ­ лено искусство Вс. Иванова в произве­ дениях сибирской тематики. Открывается книга прославленной по­ вестью «Бронепоезд 14-69», которая да­ на в ее первой редакции (1922). Позд­ нее, в 1934 году, была создана вторая книжная редакция, которая вошла в издающееся ныне собрание сочинений писателя. Но она не зачеркнула первой, художественная и историко-литератур­ ная ценность которой безусловна (Вс. Иванов всегда верил, что его книги бу­ дут жить в разных вариантах, и совре­ менная издательская практика подтвер­ ждает это). Первая книжная редакция «Бронепоезда 14-69» безудержна в своей яркой образности, напряженной лирич­ ности. Но в крайностях орнаментализма первой редакции есть свое несомненное обаяние. Перед читателем — молодой Вс. Иванов, восхищенный жизнью, ре­ волюцией, упоенный творчеством, своим причащением к таинствам поэтического мастерства. Художественная оригинальность моло­ дого Вс. Иванова, может быть, еще с большей силой, чем в повестях, выяви­ лась в новеллах «Седьмой берег» (1922). Основа их поэтической структуры — разветвленный описательный образ. За редким исключением, эго новеллы не «сюжетные» (условно говоря), а «язы­ ковые» (стилевые). Бурная творческая эволюция Вс. Ива­ нова представлена составителем книги в главных и определяющих «узлах». Доказательство тому — включение в сборник повести «Возвращение Будды» (начало 1923 г.). Она ознаменовала пер­ вую решительную «ссору» зрелого Вс. Иванова с самим собой. С этой поры по­ добные «ссоры» станут приметой раз­ вития его художественной индивидуаль­ ности. «В повести этой двойное обаяние,— читаем в предисловии Н. К. Баннико­ ва,— картины гражданской войны (вос­ созданные со всей остротой и сочностью ивановской кисти!) и постоянная мечта писателя о Востоке. В ней очень своеоб­ разно преломлено реальное и фанта­ стическое. Повесть в свое время не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2