Сибирские огни, 1977, №2
вопрос о том, что побуждает ее так ра ботать. В условиях временной оккупа ции ряда важных сельскохозяйствен ных районов европейской части СССР восточные районы стали основной про довольственной базой страны. Отказы вая себе во многом, труженики сельского хозяйства Сибири за 1941—1944 годы да ли государству более 700 млн. пудов зерна — шестую часть всего хлеба, за готовленного за э7о время в стране. На страницах сборника читатель най дет интересный материал о работе в военных условиях учреждений искусств и творческих союзов Сибири. С началом войны литераторы Новосибирска заяви ли, что они считают свое перо «моби лизованным на оборону великой От чизны». Отдали жизнь за Родину поэты Б. Богатков, Г. Суворов, журналисты В. Анохов, М. Булатов, А. Кунгуров и другие. К концу 1941 года Сибирь при няла более 20 театров, в том числе сто личные—им. Вахтангова, Сатиры, Опе ретты, Камерный, Детский, Кукол; ле нинградские — академический театр драмы им. А. С. Пушкина, ТЮЗ, филар монию, Киевский и Одесский оперные. Харьковский и Днепропетровский дра матические. В Новосибирске были раз мещены ценности Государственной Тре тьяковской галереи, музеев изобрази тельных искусств им. Пушкина, нового западного искусства и восточных куль тур, в Томске — полотна Севастополь ской картинной галереи и т. д. Только за первые полтора года войны работни ки искусства Сибири в воинских частях, госпиталях, на призывных пунктах ор ганизовали не менее 20 тысяч выступле ний. Нередко художественные бригады из Сибири были в гостях у фронтови ков. Сборник статей, на наш взгляд, не лишен некоторых недостатков. Про мышленное развитие рассматривается здесь лишь на примерах Кузбасса, на ( анализе размещения машиностроитель ных заводов Алтая и пищевой индуст рии. Основные отрасли промышленно сти других районов Сибири не показа ны. Сборник значительно выиграл бы, если бы в нем было больше общесибир ских материалов. На стр. 156 и 163 при ведены противоречивые цифры загото вок сельскохозяйственной продукции в Сибири. Неправильно названо время на чала строительства завода «Алтайсель- маш» (стр. 112), восстановления эвакуи рованного завода «Днепроспецсталь» (стр. 73). В целом же сборник расширяет наши знания о Сибири военных лет. Приве денные в нем сведения о ратных и тру довых подвигах сибиряков в годы Ве ликой Отечественной войны помогут в патриотическом воспитании нынешнего поколения советских людей. М. АКУЛОВ Всеволод Иванов. Повести и рассказы. Кемерово, кн. изд., 1975. Сибирское издание повестей и расска зов Всеволода Иванова — не случайное собрание произведений разных лет, а книга продуманная и цельная. Состави тель Н. К. Банников (им же подготов лены тексты) поставил перед собой четкую цель—проследить бурную эволю цию Вс. Иванова в 20-е годы, не упро щая и не корректируя ее с высоты 70-х гг. «Удивителен динамизм Всеволо да Иванова, глубина и размах его эво люции. «Партизанские повести» и «Тай ное тайных» — это как бы два разных; писателя — и все же он один»,— пишет в предисловии Н. К. Банников. В диа пазоне от партизанского цикла до рас сказов середины 20-х годов и представ лено искусство Вс. Иванова в произве дениях сибирской тематики. Открывается книга прославленной по вестью «Бронепоезд 14-69», которая да на в ее первой редакции (1922). Позд нее, в 1934 году, была создана вторая книжная редакция, которая вошла в издающееся ныне собрание сочинений писателя. Но она не зачеркнула первой, художественная и историко-литератур ная ценность которой безусловна (Вс. Иванов всегда верил, что его книги бу дут жить в разных вариантах, и совре менная издательская практика подтвер ждает это). Первая книжная редакция «Бронепоезда 14-69» безудержна в своей яркой образности, напряженной лирич ности. Но в крайностях орнаментализма первой редакции есть свое несомненное обаяние. Перед читателем — молодой Вс. Иванов, восхищенный жизнью, ре волюцией, упоенный творчеством, своим причащением к таинствам поэтического мастерства. Художественная оригинальность моло дого Вс. Иванова, может быть, еще с большей силой, чем в повестях, выяви лась в новеллах «Седьмой берег» (1922). Основа их поэтической структуры — разветвленный описательный образ. За редким исключением, эго новеллы не «сюжетные» (условно говоря), а «язы ковые» (стилевые). Бурная творческая эволюция Вс. Ива нова представлена составителем книги в главных и определяющих «узлах». Доказательство тому — включение в сборник повести «Возвращение Будды» (начало 1923 г.). Она ознаменовала пер вую решительную «ссору» зрелого Вс. Иванова с самим собой. С этой поры по добные «ссоры» станут приметой раз вития его художественной индивидуаль ности. «В повести этой двойное обаяние,— читаем в предисловии Н. К. Баннико ва,— картины гражданской войны (вос созданные со всей остротой и сочностью ивановской кисти!) и постоянная мечта писателя о Востоке. В ней очень своеоб разно преломлено реальное и фанта стическое. Повесть в свое время не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2