Сибирские огни, 1977, №2

искусстве, деле очень тонком и слож­ ном, бывают самые непредвиденные случаи. Значительное по мысли и по мастерству произведение искусства мо­ жет не найти сразу своего признания. И вот пример — случай со Штоковым. Развития эта линия не получает, она обрывается в произведении вместе со смертью художника. Роман Павла Халова — как объемное сооружение, где хозяйский глаз словно не удосужился напоследок заглянуть во все уголки. Кое-где еще не сняты строи­ тельные леса, не выкинуты отходы, ос­ тался мусор. Многолюдье надолго уво­ дит некоторых персонажей из поля зре­ ния. Сюжетные линии зачастую слабо меж собой связаны. Встречается сход­ ность ситуаций, повторения, длительные отвлечения от основных событий. Все это отяжеляет произведение. Обращают на себя внимание отдель­ ные стилевые и языковые небрежности, штампы. У большинства персонажей — «ши­ рокие» или «просторные» глаза, жен­ щины почти все — «милые», «неж­ ные», «беспомощные», «с печальными и тревожными взорами». Излюбленные автором эпитеты становятся стереотип­ ными. Печаль и умиленная снисходи­ тельность почем'у-то настойчиво преоб­ ладают в характерах и поведении героинь, хотя женщины в романе до­ вольно энергического склада и этого-то им как раз и не нужно. В сюжетной линии Светланы большое место занимает история ее семьи, ее от­ ца, который, по сути, активно в собы­ тиях не участвует. Горький семейный опыт родителей должен послужить уро­ ком Светлане. Об этом повторяется сно­ ва и снова. Однако сама она, от первых до последних строк книги, так ничего определенного и не предпринимает. По­ едет ли она на Север к Барышеву—ос­ тается неизвестным. Писатель волен отмести многие пре­ тензии, сказать, что именно так у него задумано. Но в литературе действуют свои законы. Один из самых ж елез­ ных — отбор. Мастера обычно безжало­ стно отсекают даж е очень им дорогое, но в данном произведении не обязатель­ ное. Павлу Халову все эти законы мастер­ ства, несомненно, хорошо знакомы, но он, как и его герои, идет тропами поис­ ка, а всякий поиск, очевидно, имеет свои издержки. О. ЖУРАВИНА Трудящиеся Сибири — фронту. Сборник статей. Новосибирск, 1975. Сборник статей, подготовленный Ин­ ститутом истории, филологии и филосо­ фии Сибирского отделения Академии наук СССР рассказывает о выдающем­ ся вкладе сибиряков во всемирно-исто­ рическую победу советского народа в Великой Отечественной войне. Напоми­ ная слова академика Г. М. Кржижанов­ ского о том, что В. И. Ленин «неодно­ кратно высказывался относительно раз­ вертывания необъятных возможностей Сибири», авторы подчеркивают, что «развитие крупной индустрии Сибири имело общесоюзное Значение и являлось составной и неотъемлемой частью осу­ ществления ленинского плана индуст­ риализации и укрепления обороноспо­ собности страны». В книге приведены многочисленные примеры героического труда рабочих Сибири в годы войны. Только в Кузбас­ се, к примеру, в .1943 году было введе­ но в строй 365 крупных промышленных объектов. Героической страницей в ле­ тописи трудовых подвигов сибиряков стал ввод в строй перебазированных сю­ да предприятий. Братской заботой ок­ ружили сибиряки эвакуированных. «Они,—вспоминает Алексей Стаханов,— делили поровну с донбассовцами и труд, и хлеб, и кров». Подвиг индустриальной Сибири полу­ чил высокую оценку советского народа. «Во время войны,— писала «Правда» 27 июля 1945 года,— с особой силой сказа­ лась роль Кузбасса и Урала в обороно­ способности Советского Союза. На их угле и металле жила почти вся военная промышленность...» Основной артерией между сибирским тылом и фронтом был железнодорож­ ный транспорт. Уже к июлю 1941 года Томская дорога подготовила для воин­ ских перевозок более 35 тысяч вагонов. Быстрое продвижение воинских соста­ вов, принятие эвакуированного обору­ дования и населения увеличили поток поездов и разгрузку на основных на­ правлениях магистрали в 2—3 раза. Ав­ торы называют имена многих тран­ спортников, показывают размах движе­ ния новаторов, начатого по инициативе машиниста депо Новосибирск Н. А. Лу­ нина. Сложной была работа речников Си­ бири и моряков Дальнего Востока. Эки­ паж флагмана Нижне-Иртышского па­ роходства теплохода «А. Микоян» под руководством капитана И. А. Медведева, например, за навигацию 1944 года по рекам Оби и Печоре, Северным Морским путем прошел 9 тыс. км. В сборнике дана довольно разверну­ тая характеристика сельского хозяйст­ ва и трудового подвига колхозного кре­ стьянства Сибири. Приведены убеди­ тельные факты трудовой активности колхозников, особенно женщин, доля которых в годы войны по областям, кра­ ям, республикам Сибири составляла от 70 до 84% трудоспособного населения деревни. Названы имена многих жен­ щин — передовиков производства, мысли которых хорошо выразила Дуся Дре- бенцова, выполнявшая на вязке снопов до 10 норм. «Люблю свою Родину, а Ро­ дина — в опасности», — ответила она на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2