Сибирские огни, 1977, №2
жить вечно, потому что все их. дела, ду мы, пути и перепутья, вся жизнь на ходятся всегда с нами и обрели необо зримую протяженность во времени и пространстве. А. КИРЕЕВ Павел Халов. Иду над океаном. Роман. Хабаровск, кн. изд., 197S. Взмывая в небо на своем лайнере, пи лот набирает высоту. Люди на земле то ж е стремятся набрать свою высоту в различных сф ерах бытия. Преодоление барьеров, трудностей на жизненном пу ти человека, высота его духовных и трудовых взлетов — вот что волнует пи сателя Павла Ха лова в романе «Иду над океаном». В объемном произведении живут и действуют дальневосточники наших дней, эпохи НТР. Многочисленные пер сонажи романа делятся на три основные группы. Это — авиаторы, медики и х у дожники. В руках летчиков сверхмощ ные машины, новейшими достижения ми научной мысли владеют врачи-хи рурги; художники ищут новых решений и средств для раскрытия глубинной су ти жизненных процессов и человече ской индивидуальности. Люди всех этих профессий, видимо особенно близки и дороги писателю свой «материал» он наблюдал и изучал пристально и досконально. Трудно в массе действующих лип выделить глав ных. Но все ж е, кажется, больше его привлекают авиаторы. В романе ощу тимо передана динамика их будней, их напряженный жизненный ритм. Моло дые пилоты овладевают сложной техни кой и высокой отвагой. Рядом с ними старшие товарищи — генерал Волков, полковник Поплавский, маршал. Все это люди сильные, уверенные в себе, беспредельно преданные своему призва нию, своему долгу. Недаром студентке- москвичке Светлане военный летчик Барышев кажется каким-то особенным. Человеком с большой буквы. Люди, подобные ему, Родине «отдают всё до конца». Знакомство с Барышевым словно распахнуло перед Светланой дверь в иной мир, где все измеряется крупной мерой — и дела, и чувства. Недовольст во собой как бы все время подстегивает Барышева, гонит вперед, на достижение большего. Самоуспокоенность чужда ему, как и другим героям романа. Он осознанно выбирает пути посложней, за каляя волю, воспитывая в себе готов ность к подвигу, к которому в любую минуту может призвать Родина. Автор неоднократно подчеркивает, что Барышев человек гордый, строгий, «замкнутый на все замки, независи мый и одинокий». Всякие бывают нату ры, возможен и такой Барышев. И все ж е чувство товарищества, спайки, кол лективизма особенно развито у совет ских пилотов. Барышев ж е довольно долго пребывает в‘ своей несколько вы сокомерной отчужденности. Только в конце романа он по-настоящему начи нает понимать, что «никогда не летал один», что всегда были рядом соратни ки, коллеги, также несущие ответствен ность за его полет. Черта отчужденности как-то не вяжется с образом этого цель ного, умного, многопонимающего че ловека. Подлинных профессиональных высот в своем деле достиг кардиохирург Мень- шенин. Запоминается его характерная грузная фигура, его большие добрые ру ки, делающие ювелирные операции на сердце, спасающие, казалось бы, обре ченных. Внешне непривлекательный, грубоватый, угрюмый, он притягивает к себе потаенной душевной теплотой, щед ростью самоотдачи. Незаурядность его натуры не может не оказывать влияния на окружающих. «Когда прикасаешься к чему-то очень талантливому, можно или погибнуть, или получить заряд ог ромной силы»,— так говорит о Меныне- нине Мария Волкова. Хороший хирург, она работала добросовестно, но без осо бых дерзаний. Меньшенин, его мастер ство, его личность заставили Марию за ново взглянуть на себя и на свой труд. Она словно переменилась, стала мудрее и ответственнее. В ней пробудилось ж е лание уметь и сметь. Меныпениных не много, они не могут успеть всюду, где нужны. Поэтому Мария видит отныне свой долг в том, чтобы делать хоть часть работы мастера, мобилизуя для этого все свои способности, все силы. Интересны, разнообразны в романе другие героини, хотя о них можно по спорить. Вот — Ольга Волкова. Она не похожа на балованную дочь из благо получной. обеспеченной семьи. Она рано потянулась к независимости, са мостоятельности. Да в крепкой, лю бящей семье никто бы и не поме шал Ольге самоутверждаться; кста ти, она уж е поступила работать. Порвать с такой семьей, уйти из дома — для этого, думается, должен быть рез кий толчок, особо веские причины... Подруга Ольги — художница Нелька—> натура беспокойная, страстная, откры вающая для себя красоту и поэзию в обыденной жизни, в повседневном тру де, в образах своих современников. Ав тор обошелся с ней довольно жестко: и красотой она не наделена, и личная жизнь неудачна. Нелька строит семью с человеком, которого не любит «и ни когда полюбить не сможет». Такой союз всегда как добровольный плен. Тут ге роиня вступает в противоречие с собой. Как может обречь себя на такой гнет Нелька с ее порывом к истинности и чистоте чувств? Страницы романа, посвященные твор ческой интеллигенции, выглядят иногда как подтверждение определенных жиз ненных ситуаций. В изобразительном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2