Сибирские огни, 1977, №2

жить вечно, потому что все их. дела, ду­ мы, пути и перепутья, вся жизнь на­ ходятся всегда с нами и обрели необо­ зримую протяженность во времени и пространстве. А. КИРЕЕВ Павел Халов. Иду над океаном. Роман. Хабаровск, кн. изд., 197S. Взмывая в небо на своем лайнере, пи­ лот набирает высоту. Люди на земле то­ ж е стремятся набрать свою высоту в различных сф ерах бытия. Преодоление барьеров, трудностей на жизненном пу­ ти человека, высота его духовных и трудовых взлетов — вот что волнует пи­ сателя Павла Ха лова в романе «Иду над океаном». В объемном произведении живут и действуют дальневосточники наших дней, эпохи НТР. Многочисленные пер­ сонажи романа делятся на три основные группы. Это — авиаторы, медики и х у ­ дожники. В руках летчиков сверхмощ­ ные машины, новейшими достижения­ ми научной мысли владеют врачи-хи­ рурги; художники ищут новых решений и средств для раскрытия глубинной су­ ти жизненных процессов и человече­ ской индивидуальности. Люди всех этих профессий, видимо особенно близки и дороги писателю свой «материал» он наблюдал и изучал пристально и досконально. Трудно в массе действующих лип выделить глав­ ных. Но все ж е, кажется, больше его привлекают авиаторы. В романе ощу­ тимо передана динамика их будней, их напряженный жизненный ритм. Моло­ дые пилоты овладевают сложной техни ­ кой и высокой отвагой. Рядом с ними старшие товарищи — генерал Волков, полковник Поплавский, маршал. Все это люди сильные, уверенные в себе, беспредельно преданные своему призва­ нию, своему долгу. Недаром студентке- москвичке Светлане военный летчик Барышев кажется каким-то особенным. Человеком с большой буквы. Люди, подобные ему, Родине «отдают всё до конца». Знакомство с Барышевым словно распахнуло перед Светланой дверь в иной мир, где все измеряется крупной мерой — и дела, и чувства. Недовольст­ во собой как бы все время подстегивает Барышева, гонит вперед, на достижение большего. Самоуспокоенность чужда ему, как и другим героям романа. Он осознанно выбирает пути посложней, за­ каляя волю, воспитывая в себе готов­ ность к подвигу, к которому в любую минуту может призвать Родина. Автор неоднократно подчеркивает, что Барышев человек гордый, строгий, «замкнутый на все замки, независи­ мый и одинокий». Всякие бывают нату­ ры, возможен и такой Барышев. И все ж е чувство товарищества, спайки, кол­ лективизма особенно развито у совет­ ских пилотов. Барышев ж е довольно долго пребывает в‘ своей несколько вы­ сокомерной отчужденности. Только в конце романа он по-настоящему начи­ нает понимать, что «никогда не летал один», что всегда были рядом соратни­ ки, коллеги, также несущие ответствен­ ность за его полет. Черта отчужденности как-то не вяжется с образом этого цель­ ного, умного, многопонимающего че­ ловека. Подлинных профессиональных высот в своем деле достиг кардиохирург Мень- шенин. Запоминается его характерная грузная фигура, его большие добрые ру­ ки, делающие ювелирные операции на сердце, спасающие, казалось бы, обре­ ченных. Внешне непривлекательный, грубоватый, угрюмый, он притягивает к себе потаенной душевной теплотой, щед­ ростью самоотдачи. Незаурядность его натуры не может не оказывать влияния на окружающих. «Когда прикасаешься к чему-то очень талантливому, можно или погибнуть, или получить заряд ог­ ромной силы»,— так говорит о Меныне- нине Мария Волкова. Хороший хирург, она работала добросовестно, но без осо­ бых дерзаний. Меньшенин, его мастер­ ство, его личность заставили Марию за­ ново взглянуть на себя и на свой труд. Она словно переменилась, стала мудрее и ответственнее. В ней пробудилось ж е­ лание уметь и сметь. Меныпениных не­ много, они не могут успеть всюду, где нужны. Поэтому Мария видит отныне свой долг в том, чтобы делать хоть часть работы мастера, мобилизуя для этого все свои способности, все силы. Интересны, разнообразны в романе другие героини, хотя о них можно по­ спорить. Вот — Ольга Волкова. Она не похожа на балованную дочь из благо­ получной. обеспеченной семьи. Она рано потянулась к независимости, са­ мостоятельности. Да в крепкой, лю­ бящей семье никто бы и не поме­ шал Ольге самоутверждаться; кста­ ти, она уж е поступила работать. Порвать с такой семьей, уйти из дома — для этого, думается, должен быть рез­ кий толчок, особо веские причины... Подруга Ольги — художница Нелька—> натура беспокойная, страстная, откры­ вающая для себя красоту и поэзию в обыденной жизни, в повседневном тру­ де, в образах своих современников. Ав­ тор обошелся с ней довольно жестко: и красотой она не наделена, и личная жизнь неудачна. Нелька строит семью с человеком, которого не любит «и ни­ когда полюбить не сможет». Такой союз всегда как добровольный плен. Тут ге­ роиня вступает в противоречие с собой. Как может обречь себя на такой гнет Нелька с ее порывом к истинности и чистоте чувств? Страницы романа, посвященные твор­ ческой интеллигенции, выглядят иногда как подтверждение определенных жиз­ ненных ситуаций. В изобразительном

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2